Стать никем
Авторский блог Татьяна Воеводина 12:24 14 мая 2019

Стать никем

прогрессивное развитие современного мира приводит к постепенному исчезновению самого феномена профессии
16

Западная гуманистическая педагогика сделала новый впечатляющий рывок. А мы по-прежнему плетёмся в хвосте прогресса. Мы-то, лапотные, всё бормочем о профессиональной ориентации, про востребованные-невостребованные профессии, пытаемся помочь детям понять, какое занятие в будущем им подойдёт. Книжки устарелые издаём: «Нужные работники – столяры и плотники». И главная отсталость - это наша неизжитая привычка задавать ребятишкам дурацкий вопрос: «Кем ты хочешь быть?». Вопрос по нынешним временам совершенно антипедагогический и психотравмирующий. Портал Quartz at Work объясняет, почему. 

«Спрашивая ребенка о будущей профессии, мы загоняем его в рамки. «Выбранная» в 7 лет профессия ограничивает человека много лет, не давая лавировать в карьерном океане.

Мотивировать ребенка думать о будущем, однако, необходимо. Как же это сделать? Рекомендуется задавать детям следующий вопрос: «Какие проблемы ты хочешь решить?». 

«Такой вопрос дает возможность говорить более открыто и интересно о ценностях ребенка и о том, как он может сделать этот мир лучше. Он должен понимать, что важны и стандартная работа, и волонтерская деятельность, и искусство, и другие занятия.

Хизер Лэнди однажды спросила у своей девятилетней дочери Иззи, кем она хочет стать, когда вырастет. Девочка пожала плечами и ответила, что не знает. Но стоило спросить ее, какие проблемы она хотела бы однажды решить, Иззи тут же ответила, что ее беспокоит глобальное потепление».

Словом, с семилетками нужно вести «дискуссии об их ценностях, с помощью которых они смогут когда-нибудь попробовать внести позитивные изменения в мир».  

Читая эдакое, понимаешь, насколько ты устарела: в мои семь лет, когда глобального потепления не было в помине, детей учили решать задачки и делать скворечники, а не дискутировать о ценностях. 

Но оправившись от печали о  собственной устарелости, начинаешь понимать, что прогрессивная педагогика права. Скворечники делать нельзя, потому что ребёнок молотка сроду в руках не держал, поскольку руки у него всегда заняты гаджетом, а потому может ударить по пальцу и тогда твоей педагогической карьере – капец: не отсудишься-не отпишешься. Словом, скворечники исключаются. Если потребуются – сработают унтерменши из третьего мира. 

А рассуждать на казавшуюся вечной тему «Кем быть?» и вовсе рискованно. Прогрессивное развитие современного мира приводит к постепенному исчезновению самого феномена профессии. Деиндустриализация Запада привела к тому, что пролетариат стал прекариатом, а основные рабочие места – в сфере обслуживания, да и они ненадёжны, недлительны и, безусловно, не квалифицированы. При этом  большинство выходящей на рынок труда молодёжи имеет формальное высшее образование. И это считается прекрасной новой тенденцией. Да и как не радоваться, что пиццу тебе доставил человек с дипломом! Всё больше народа трудится в качестве надомников-фрилансеров. Это, если повезёт, трудятся, а так-то просто дома сидят. Дамы-финансисты и политологи, находясь в декрете, заканчивают курсы маникюра и потом красят ногти соседкам в качестве самозанятых тружениц. Словом, «лавируют в карьерном океане», как учат прогрессивные педагоги. 

При таком раскладе детей действительно не стоит ориентировать на какую-то определённую профессию – во избежание жестоких разочарований. Пускай с детства привыкают, что они никто и ничто и звать их никак. И это – их учат -  не плохо и не печально, а правильно и прогрессивно. 

Это очень по-современному: объявлять то, что не могут поправить и улучшить – правильным, гуманным и справедливым. И прикольным к тому же: можно ничего толком не знать и не учить, никакого тебе «офисного рабства» - то ты курьер, то листовки раздаёшь, а то и вовсе в волонтёры записался. Главное, чтоб ценности правильные были. И среди них не было ценности профессии и профессионального мастерства. Это – неправильная и вредная ценность. Устарелая. 

Несколько лет назад я со своими сотрудницами была в Венеции на производстве муранского стекла. Работник, который нам показывал, как выдувается знаменитая статуэтка коня, был мрачнее тучи и двигался, словно робот. Потом я узнала: это был его последний рабочий день. Его увольняют ввиду сокращения производства. Производство чудного муранского стекла уже сократилось в разы, не выдержав конкуренции китайского: похуже, но гораздо дешевле. Его мир рухнул: ведь до этого не только он, но и поколения его семьи были стеклодувами и о другом не помышляли. 

Вот чтобы избежать подобных разочарований, детей сызмальства учат быть – никем. Прекариатом.  

А прекарии страдают от того, что Г.Стэндинг, автор известной книжки «Прекариат – новый опасный класс», назвал "Четырьмя "A". Аnxiety - тревога из-за неопределенности. Аlienation – отчуждение из-за необходимости заниматься не тем, чем хочется. Аnomie – невозможность самоидентификации из-за разрыва социальных связей. Аnger – злость - результат предыдущих трех "А". 

Вот для смягчения этих «А» и трудится передовая педагогика. Она же не может изменить мир, потому меняет наше отношение к миру. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

8 сентября 2019
15
45
Комментарии Написать свой комментарий
14 мая 2019 в 15:59

Если вашу статью рассматривать, как иронию над современными педагогическими возрениями, то понять можно! А если вы их разделяете, то, примите мои соболезнования! Если исчезает профессия, то это катастрофа для общества.

При всем уважении к техническому прогрессу, профессии по обслуживанию все усложняющейся инфраструктуре отменить нельзя и они требуют высокой квалификации. Наше время такое, что должно быть всеобщее высшее образование . Попробуйте поставить фрилансеров водить составы в метро с дивана съемной квартиры.

Профессиональная деградация - это беда для общетва. Потому при ветре и срывает крыши с наших домов, что их крыли недоучки. Как то принимал работу у двух таких вот пролетариев. Подхожу к краю крыши, поднимаю полотно, а оно не закреплено. Спрашиваю, вы с ума сошли, при первом ветре эти двести квадратов железа взлетят. А они в ответ - а мы хотели отбойную доску прибить!!!
Спрашиваю, а вы кто по профессии? Один оказался зоотехником, второй агрономом, приехали на заработки.

14 мая 2019 в 19:38

Ну да, как же можно торговать колбасой или крутить баранку без высшего образования!..

"Роботизация на основе машинного обучения справляется с неразрешимыми ранее задачами (основа которых — визуальное и слуховое распознавание, сложная моторика), поэтому давление на средний класс должно продолжиться...

Восемь из топ-10 самых быстрорастущих профессий в США за последние несколько лет — низкооплачиваемый, плохо алгоритмизируемый «ручной» труд (сиделки, няни, официанты, повара, уборщики, водители-дальнобойщики и т. п.)...

Американский Pew Research Center опубликовал в мае [2017] подробный доклад, посвященный будущему образования и работы, «The Future of Jobs and Jobs Training». Методология обзора — опрос 1408 профессионалов в сфере ИТ, экономистов и представителей инновационных бизнесов, из которых 684 дали подробные комментарии.

Основные выводы пессимистичны: ценность образования будет девальвироваться точно так же, как и отдача от человеческого труда,— это взаимосвязанные процессы".
https://www.kommersant.ru/doc/3455179

15 мая 2019 в 05:10

Сергей, не всё так плохо. Подмечено, если сильный ветер (не ураган) сносит листы металла вместе с обрешёткой из горбыля, то примерно на 3-4 ремонт обрешётку делают из обрезной доски 25мм. всплошную!

Человек ко всему может приспособиться, вот ,например, Барахнин-- человек--подсказыватель, человек-- объяснитель ..... ненавязчивая услуга.....

15 мая 2019 в 09:38

На металлургических заводах есть такая профессия - калибровщик. Это специалист, готовящий инструмент и оснастку для прокатки и волочения металла. В принципе - это рабочий. Но это инженер. Некоторые даже кандидаты наук на этой должности (знал лично двоих). Это поэты своего дела! Есть слесари - лекальщики. Среди них немало инженеров по образованию. Колбасой торгуют люди, имеющие специальность "Экономика советской торговли". Торговля, между прочим, целое искусство, которому тысячи лет. А как упал уровень современных продавцов! Спроси о товаре - ничего не знают: "Не нравится, не покупайте". Раньше даже выкладке товаров на прилавок учили (при дефиците). Да, баранку крутить может кто угодно, даже президент. Но если индивидуал-перевозчик использует известные приемы и методы (например, Бэлмана), то он выиграет у просто "крутящего баранку". Настоящие учёные целиком посвящены своему делу, своему направлению в прикладной или фундаментальной науке, своим ученикам и продолжателям. Но есть и профессора-подмастерья, которые столько времени тратят впустую. С этим может справиться и бомж : ссылочки с других требовать.

15 мая 2019 в 10:25

Понравилось ! Бомж по "ссылочкам" !

14 мая 2019 в 16:23

Абсурдность статьи заключается в том, что разговор начинается о детях 9 лет и без предисловия переключается на профессии. Дело в том, что девятилетние учатся не по специальности,которую им придётся выбирать после окончания школы. Так что у ребёнка нужно спрашивать не кем ты хочешь быть, а как ты собираешься сдавать ЕГЭ. То-есть он хочет учиться в этой школе?
Вот и нужно вести разговор о школе и школьном образовании. Видят-ли дети смысл учёбы в современном мире, когда кровельщик с высшим образованием.
Школьное образование должно решаться на уровне президента и премьера. У нас есть такой президент и премьер?
В школе по приказу президента должно быть 50% учителей мужчин.Путин способен решить такую проблему? Медведев что-нибудь смыслит в этом вопросе.
Уважаемая Татьяна Воеводина, у Вас есть ум от рождения, есть воспитание от достойных родителей, есть приличное образование, есть богатый жизненный опыт и у меня к Вам просьба,напишите статью на эту тему школьного образования для печатного издания.

14 мая 2019 в 19:41

Это когда президент говорил, что "в школе должно быть 50% учителей мужчин"? Ссылку можно?

15 мая 2019 в 00:49

Барахнин, Вы тоже умный,почти как Воеводина, но читаете невнимательно. Президент никогда не говорил и не скажет,потому что стоит под знаком вопроса:"Путин способен решить такую проблему?" ТО-ЕСТЬ ОТДАТЬ ТАКОЙ ПРИКАЗ.
И уже без знака вопроса,что Медведев что-нибудь смыслит в этом вопросе. Так что и приказ не кому отдавать. Как можно отдавать приказ человеку, который уже много лет не в своей тарелке. Куда Путин-Медведев заведут страну?

15 мая 2019 в 04:02

Т.е. Вы хотели сказать, что президент должен отдать такой приказ?

Но ведь школа - не армия, туда идут добровольно. Или Вы предлагаете реализовать идею тов.Троцкого по созданию трудармий?

15 мая 2019 в 05:13

Можно, просто возьмите в правую руку лку и облегчайтесь на здоровье...

15 мая 2019 в 07:06

Приказ может быть в отношении заработной платы и другое, чтобы школа соответствовала времени. Волобуев лучше знает, как деньги выпускаемые направить в бюджет, в развитие государства.Думайте Барахнин, думайте и претендуйте на место Медведева.Вы более работоспособны и рассудительны. С Вами можно разговаривать.

15 мая 2019 в 14:26

Зачем мне на место Медведева? Мне и на своем неплохо.

15 мая 2019 в 01:50

Похоже - в феодализм. Только вместо крепостничества - цифровизация.

15 мая 2019 в 05:16

Э-э, Кирилл, крепостничество по сравнению с цифровизацией -- безбрежная Свобода !!!

15 мая 2019 в 06:19

С Балацким совершенно согласен. Следующим шагом после цифровизации может быть только чтение чужих мыслей.

16 мая 2019 в 10:21

Педагогика не может изменить мир, потому меняет наше отношение к миру.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Педагогика слабых меняет отношение к миру. Педагогика сильных "производит" тех, кто меняет мир.