Президент России В.В. Путин 23 мая 2025 года подписал закон об установлении требований к уровню локализации автомобилей такси. На "столе" госрегулирования ещё проблематика утилизационного сбора с импортных машин такси (приобретаемых отнюдь не для личного пользования), аттестации и страхования таксистов (с контролем через дорожные видеокамеры), тарифов на платные парковки и проезд в зависимости от марки (локализации) машины, автокредитования (с ужесточением условий на покупку импортных автомобилей), а также государственных закупок.
Речь идёт не о большей доступности такси для врачей, учителей, полицейских, военных или пенсионеров, а о косвенном эффекте для экономики, бюджетной и курсовой стабильности за счёт роста внутреннего производства автомобилей, масштаба бюджетов поволжских регионов (например, Самарской области, где находится АвтоВАЗ) или пятой части профицита счёта текущих операций платёжного баланса РФ.
Принятый закон о локализации автомобилей такси требует использования автомобилей преимущественно отечественного производства: это автомобили и АвтоВАЗа, и иностранных марок из компонентов с высокой степенью локализации. Закон вступит в силу с 1 марта 2026 года и предполагает длительный переходный период с использованием уже зарегистрированных автомобилей такси до исчерпания их ресурса. Всего в такси зарегистрировано более 1 млн легковых автомобилей.
Газета "Завтра" внесла свою лепту в принятый закон. В беседе с автором этих строк, опубликованной под заголовком "Яндекс и налоги" в июне 2023 года, прямо предлагалось использовать отечественные автомобили в такси, со ссылкой на лондонский опыт. В заметке "Бюджет-2024: скрытые резервы и донастройка налогов в пользу производителя" в сентябре 2024 года предлагалось лизинг и возврат НДС по капитальным вложениям допускать только по отечественным автомобилям. В наделавшей много шума в СМИ заметке "Ключ к инфляции, девальвации и дефициту кадров в избытке самозанятых в столицах" в декабре 2024 года также было уделено внимание донастройке отрасли такси. Законопроект об отечественных автомобилях для такси был внесён на рассмотрение в Госдуму в декабре 2023 года, а принят во втором чтении в начале мая 2025 года.
При подготовке законопроекта против выступали и любители импортных автомобилей, и даже эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ), заявившие о якобы потерях для бюджета в 350 млрд руб. за три года и для отрасли такси — 500 тыс. водителей, но без раскрытия деталей расчётов.
Подобная дискуссия была и относительно якобы вредности ограничения иностранных видеоплатформ и мессенджеров, дескать, без "Ютюба" и "Ватсапа" нам никак, их запрет вызовет чуть ли не волнения, поскольку отечественные аналоги никуда не годятся. Но по прошествии довольно короткого времени после введения ограничений наши платформы "Рутуб" и "ВК-видео" с дизайнерской и технической сторон стали вполне вровень с иностранными конкурентами и продолжают наращивать контент. На подходе существенные улучшения в отечественных мессенджерах, поскольку закон об усилении ограничения иностранных подписан президентом РФ Владимиром Путиным и вступает в силу с 1 июня 2025 года.
Вспомним и историю с "Яндексом", который до начала 2024 года был зарегистрирован в Амстердамском аэропорту Стипхолл, с торговлей акциями на западных биржах. "Яндекс" занимает доминирующее, почти монопольное положение как агрегатор такси, в поиске, интернет-рекламе и отчасти в доставке с совокупной выручкой больше триллиона рублей за 2024 год. Потребовалось много усилий политиков и журналистов, публикаций (в том числе в газете "Завтра") для разрешения этой коллизии. Теперь "Яндекс" вновь стал российской компанией, без угрозы влияния на неё со стороны недружественных стран и с налогами в наш бюджет.
В такси усиливаются требования к аттестации водителей, хотя у начинания мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва было много критиков и попыток отложить аттестацию. Здесь на первый план выходят вопросы безопасности, поскольку автомобили такси с неясными водителями и приложениями агрегаторов, иностранными мессенджерами и видеорегистраторами использовались в терактах. Периодические отключения мобильного интернета из соображений безопасности также подтвердили необходимость аттестации водителей, которые должны знать город без подсказок из интернета.
Следующим направлением наведения порядка в такси стало страхование автогражданской ответственности. Заявляется об объединении информационных систем фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, реестра полисов ОСАГО и ОСГОП, чтобы автоматически отслеживать не оформивших эти полисы. Напомним, что ОСАГО — это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а ОСГОП — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам. Для такси базовый тариф ОСАГО составляет примерно 15 тыс. руб. в год, что вдвое больше, чем для обычных частных автомобилей, а тариф ОСГОП — примерно 5 тыс. руб., с увеличением в случае неаккуратной езды.
Ещё одним значимым усилением регулирования стало закрытие лазеек в параллельном импорте автомобилей. С начала 2025 года многие владельцы новых автомобилей стали получать требования по доначислению НДС и утильсбора, поскольку импортёры-перекупщики манипулировали условиями ввоза. В середине мая 2025 года Грузия запретила реэкспорт (он же для нас — параллельный импорт) автомобилей, подыграв действиям российских властей по наведению порядка. Очевидно, автомобили такси нельзя признавать используемыми в личных целях, и на них не должна распространяться льгота по утильсбору, даже если сам таксист закупил автомобиль якобы для себя.
Высокая ключевая ставка сократила объёмы выдач автокредитов, которые до того шли в основном на импортные автомобили. По данным Национального бюро кредитных историй, в апреле 2025 года объём выдач автокредитов сократился на 49% по сравнению с аналогичным месяцем 2024 года (в апреле 2025 года — 101 млрд руб., в апреле 2024 года — 197 млрд руб.). Лидерами по автокредитам были богатые столичные регионы, а также крупнейшие банки, многие из которых государственные. Теперь развиваются программы льготного кредитования на покупку отечественных автомобилей для врачей, учителей, военнослужащих, инвалидов и семей с детьми. Потенциал ужесточения условий кредитования для покупки импортных автомобилей ещё далеко не исчерпан.
Обратимся к статистике импорта автомобилей. В СМИ со ссылкой на таможню Китайской Народной Республики сообщалось, что за январь-апрель 2025 года импорт китайских легковых авто сократился в 1,9 раза (на 47%) по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, до 1,9 млрд долл., или 84 тыс. штук. За весь 2024 год импорт китайских автомобилей достиг 15 млрд долл., или порядка 1 млн штук, хотя в 2023 году было 11 млрд долл. и 756 тыс. штук, в 2022 году — 1,7 млрд долл., в 2021 году — 1,5 млрд долл. То есть импорт китайских автомобилей просто нормализовался до уровня 2023 года, а всплеск 2024 года был вызван отложенным усилением регулирования импорта. Также было ввезено порядка 400 тыс. подержанных автомобилей, преимущественно японских и южнокорейских марок, немного немецких.
Отечественных легковых автомобилей произвели в 2024 году 756 тыс. штук, в том числе 525 тыс. штук на АвтоВАЗе. По статистике продаж новых автомобилей по маркам за 2024 год, "Лада" заняла первое место с 436 тыс. штук (рост в штуках на 34%, но снижение доли рынка на 3%), затем идут восемь китайских брендов суммарно с 1 млн штук. В январе-апреле 2025 года производство и продажи отечественных автомобилей немного снизились (на 9%) вследствие как бы борьбы с перегревом экономики. Однако доля отечественных автомобилей в продажах новых автомобилей увеличилась на 10%, превысив половину (219 тыс. из 404 тыс. штук). Даже несмотря на падение начала года у российских производителей есть шанс превзойти в 2025 году результаты 2024 года.
АвтоВАЗ официально не раскрывает выручку за 2024 год, но в 2021 году она составила порядка 300 млрд руб. при производстве 304 тыс. штук. За 2021–2023 годы цены на "Лады" выросли примерно в 1,6 раза, а продажи в штуках — в 1,4 раза, что указывает на выручку масштаба 700 млрд руб. за 2024 год. Экстраполируя результаты АвтоВАЗа на всех отечественных производителей, можно оценить масштабы их выручки в 1 трлн руб. (АвтоВАЗ произвёл две трети отечественных авто).
Если взять весь импорт новых китайских автомобилей в 15 млрд долл. за 2024 год и пересчитать по среднему курсу 100 рублей за доллар, то получится 1,5 трлн руб. Плюс импорт подержанных автомобилей в размере порядка 40% от новых китайских, что даст ещё 0,6 трлн руб. (отчасти меньше из-за специфики цен подержанных авто).
В 2019 году российские автозаводы с разной степенью локализации произвели 1,7 млн легковых автомобилей, а импортировано было 0,3 млн новых и примерно столько же подержанных. Тогда внутреннее производство составило 74%, а импорт — лишь четверть от совокупного числа проданных авто. Пересчитав соотношение 2019 года на объём рынка 2024 года, получим, что потенциал внутреннего производства составляет не 1 трлн руб., а 2,3 трлн руб. Внутреннее производство может потенциально добавить 1,3 трлн руб. (или 1 трлн руб., с гипотетической поправкой на частично импортные автокомпоненты).
Разумеется, удвоения производства не произойдёт только за счёт такси, но это значимый шаг и, возможно, не единственный. В арсенале государственного регулирования ещё есть государственные закупки автомобилей для нужд силовых органов, здравоохранения, ЖКХ, общественного транспорта. Возможны различия в тарифах платных парковок и платных магистралей в зависимости от отечественной или импортной марки автомобиля.
Теперь вернёмся к бюджетникам и подумаем: насколько значим для нас потенциальный второй триллион выручки отечественных автопроизводителей? Рост внутреннего производства автомобилей, как любой рост производства, означает рост доходов отечественных предприятий и снижение потребности в их бюджетной поддержке. ВВП России составил 201 трлн руб. в 2024 году, а налоговая служба собрала 56 трлн руб., что означает среднее налоговое бремя в 28%. Автопроизводство — крупное по масштабу, автопроизводители работают на основной системе налогов, и правильнее говорить минимум о трети налогов в выручке. Так, второй триллион потенциального роста внутреннего производства даст дополнительно треть триллиона бюджетных доходов.
Это уже масштаб необъяснимых потерь по расчётам ВШЭ, только в реальности не потерь, а поступлений, и не за три года, а за год.
Бюджет Самарской области на 2024 год был запланирован по доходам в размере 292 млрд руб. и с дефицитом 40 млрд руб. (в этой области как раз и расположен АвтоВАЗ), Нижегородской области — 336 млрд и 57 млрд руб., Ульяновской области — 81 млрд и 1,5 млрд руб. То есть дополнительные налоговые доходы потенциального удвоения отечественного автопроизводства сопоставимы с бюджетами крупнейших регионов базирования основных автопроизводителей и с суммарным дефицитом бюджетов многих регионов.
Рост внутреннего производства, даже с частично приличной локализацией, означает снижение потребности в импорте, а значит, снижение давления на торговый баланс и курс рубля.
В принципе, 1 трлн руб. в пересчёте на доллары — всего 10 млрд долл. — при общем объёме китайского импорта в 115 млрд долл. кажется небольшим, но профицит счёта текущих операций составил 62 млрд долл. в 2024 году и 4,4 млрд долл. в апреле 2025 года (оценочно 50 млрд долл. за 2025 год), и речь идёт уже о пятой части этого профицита. Профицит под угрозой дальнейшего сокращения из-за снижения мировых цен на нефть, западных санкций и пошлин Трампа, и поддержание профицита путём сокращения импорта необходимо для стабильности курса рубля.
Автор - доктор экономических наук