За год число самозанятых в России выросло на треть — масштаб дефицита кадров, и в ряде крупных регионов уже меньше половины работает по трудовому договору. Переток работников в самозанятые в такси и доставке стал фактором роста издержек в промышленности, строительстве и ЖКХ из-за дефицита кадров и, соответственно, роста зарплаты в этих отраслях.
Такси из-за импортных автомобилей и водителей-мигрантов является значимым каналом оттока валюты, а рост утилизационного сбора и требований к таксопаркам пока не останавливает роста популярности этой услуги в основном среди небедных россиян. Удобство доставки и минимум комиссии увеличивают потребление — это касается в основном состоятельных людей и импортных товаров, а усиление регулирования в этой отрасли пока только обсуждается (в отличие от нововведений в такси). Торговля в принципе уже много лет является самой большой по занятости отраслью, с большими наценками и каналами завоза импортных товаров. В результате за рост потребления состоятельных людей всё наше общество платит девальвацией, инфляцией, особенно чувствительной для небогатых.
Налоговые органы должны активизировать проверки подмены трудовых отношений самозанятостью. Таксистов и доставщиков необходимо переводить на трудовые договоры с уплатой социальных взносов и подоходного налога. Необходимы серьёзные по величине минимумы цен услуг такси и доставки, вплоть до фиксированного чувствительного налога с единицы услуги по аналогии с туристическим налогом и импортной пошлиной на вина. Цифровые платформы услуг такси и доставки могут стать инструментом их регулирования в интересах всего общества, и следует ускорить внедрение обсуждаемых мер контроля занятости, миграции и налогов через платформы.
Дефицит кадров не ерунда, а важнейшая причина инфляции и девальвации
Непосредственным поводом для написании этой заметки стало грядущее очередное заседание Банка России по ключевой ставке 20 декабря 2024 года, а также обескураживающие данные о численности курьеров и упаковщиков от Минпромторга от 2 декабря. Одной из причин скачка инфляции, ключевой ставки и девальвации рубля называют дефицит кадров. Один из представителей Банка России сообщал в начале декабря, что от месяца к месяцу статистика показывает ухудшение ситуации на рынке труда. Депутат Госдумы Олег Морозов в конце ноября заявлял о дефиците кадров в ВПК в 400 тыс. человек. Один из ведущих экономических вузов страны и один из ведущих порталов подбора персонала указывали в конце августа на потребность экономики в целом в 2,7–3,3 млн человек.
В экономической теории есть концепция Филлипса, объясняющая нарастание инфляции при минимальной безработице. Работники обычно не требуют повышения зарплат, если на рынке труда есть свободные руки. Ещё концепцию Филлипса часто связывают с инфляцией издержек, когда дефицит и рост стоимости рабочей силы вынуждает производителей поднимать цены.
В популярном официальном объяснении влияния повышения ключевой ставки на инфляцию есть одна важнейшая недосказанность, что повышение ставки вызывает спад экономики и, как следствие, спад потребности в работниках, а уже рецессия и выросшая безработица подавляют инфляцию. В нашей стране после серьёзной девальвации рубля в декабре 2014 года была официальная рецессия в 2015 году, что подавило инфляцию в 2016–2017 годах.
Повышение ключевой ставки и валютного курса воздействуют прежде всего на капиталоёмкие производства и небогатое население, тогда как сфера услуг, торговли и состоятельные люди не сильно страдают от таких мер. Следует вырабатывать меры точечного немонетарного воздействия именно на услуги для состоятельных людей, импорт и самозанятых как на важнейшие немонетарные курсовые и инфляционные факторы.
Цифровые платформы и концентрация бизнеса в такси и доставке дают точечному регулированию действенные возможности. Известно, что регулирование валютного курса удобно тем, что на него во многом влияют ограниченное число крупных экспортёров, банков и бирж, а также высокой степенью компьютеризации валютных операций. Ключевых цифровых платформ в российской экономике ещё меньше, чем ключевых экспортёров, и сервисы платформ компьютеризированы лучше валютных операций, поэтому вполне можно нащупать столь же действенные точки административного воздействия на ключевые отрасли разгона проинфляционных факторов.
Один из мифов в оправдание роста числа самозанятых связан с сокращением теневой занятости, и даже Росстат объединяет оба этих типа занятости в неформальную, то есть вне организаций и трудовых договоров. Однако только поначалу и затем лишь отчасти этот рост был связан с сокращением теневой занятости, а в последние год-два увеличение числа самозанятых происходит в основном за счёт перетока из трудовой занятости, путём прямой подмены трудовых отношений самозанятостью, а также вследствие бума в такси и доставке с изначальным упором этих отраслей именно на самозанятых.
Ещё один миф связан с тем, что основная масса таксистов и доставщиков не работали и не смогут работать на производстве. Это верно лишь при упрощённом, прямом понимании вопроса. Переток в такси и доставку с их высокими зарплатами разнорабочих со стройки и из ЖКХ однозначно и напрямую усиливает дефицит кадров и инфляцию издержек в последних двух отраслях. Дефицит подсобников снижает производительность труда квалифицированных рабочих, что в свою очередь усиливает их дефицит. В свою очередь дефицит квалифицированных рабочих в строительстве и ЖКХ в четырёх самых богатых регионах вызывает приток в них слесарей, электриков, плотников и других рабочих с производств Урала, Поволжья и т. д.
Обескураживающий рост числа самозанятых и меньше половины трудовых договоров в регионах
По данным Росстата, численность занятых составляла 73,6 млн человек в 2023 году, 71,1 млн – в 2020-м, 72,7 млн – в 2016-м. Так называемая неформальная занятость (без трудовых договоров) составила 15,8 млн человек в III квартале 2024 года, то есть 21% от всей занятости (79% в среднем по стране заняты по трудовым договорам), с ростом на 12% за год. Федеральная налоговая служба (ФНС) уточняет эти цифры на начало ноября, показывая численность индивидуальных предпринимателей 4,55 млн человек (с ростом 7,5% за год) и самозанятых 11,7 млн человек (с ростом на 33% за год).
Следует ещё раз заострить внимание, что только годовой прирост самозанятых составил 3,9 млн человек, больше оценочного значения дефицита кадров в экономике в целом в 3 млн человек. Рост числа самозанятых перестал быть выводом занятости из теневого сектора, стал каналом мощнейшего оттока работников с крупных и средних предприятий базовых отраслей, на что чётко указывает сопоставление статистики Росстата и ФНС.
ФНС также раскрывает численность самозанятых и динамику её роста по регионам и отраслям. Их число в Москве составило 1,859 тыс. человек (+355 тыс. человек за год), в Московской области 812 тыс. человек (+191 тыс.), в Санкт-Петербурге 769 тыс. человек (+195 тыс.), в Краснодарском крае 585 тыс. человек (+160 тыс.). В ремонте задействовано 843 тыс. человек самозанятых (+211 тыс.), в автоперевозках 744 тыс. человек (+216 тыс.), в IT-сфере 515 тыс. человек (+119 тыс.), в услугах красоты 423 тыс. человек (+96 тыс.), в информационных услугах 325 тыс. человек (+87 тыс.). Не будем приводить структуру ИП, сошлёмся лишь на доминирование среди них торговли, а также сферы услуг.
В Москве общая численность занятых 7,3 млн человек, в юрлицах по трудовым договорам занято 5,6 млн человек, или 77% всех занятых (остальные 23% в основном самозанятые, ИП и небольшая теневая занятость). В Московской области при общей занятости 4,7 млн человек в юрлицах работает 2,4 млн человек, то есть всего 49%, а самозанятые с ИП стали доминирующим каналом занятости. В Санкт-Петербурге всего занятых 3,21 млн человек, в юрлицах работает 1,48 млн человек, и на ИП с самозанятыми приходится 54%.
Отдельно следует коснуться самых быстрорастущих отраслей такси и доставки. В сентябре 2024 года в рамках дискуссий об усилении регулирования такси СМИ сообщали о занятости в этой отрасли в 2,5 млн человек, включая 1,5 млн самозанятых и 1 млн занятых в юрлицах. В начале декабря этого года руководитель одного из департаментов Минпромторга сообщал о полутора миллионах курьеров и полумиллионе упаковщиков, и это ещё не считая работников централизованных складов и крупных магазинов. Ещё буквально пять-десять лет назад численность занятых в такси была в разы меньше, а курьеров – на порядки меньше.
Крупнейшей отраслью по занятости населения в последние десятилетия является торговля, особенно в столичных регионах. По стране в целом на неё приходится 15% занятости, или 11,3 млн человек, а на все обрабатывающие производства — 14%, или 10,3 млн человек. В Москве в торговле занято 18% работников юрлиц, в обрабатывающем производстве — 8%, в Московской области в торговле 20% и на производстве — 21%, в Санкт-Петербурге примерно как в Подмосковье, а в Краснодаре – как в Москве.
Проблеме быстрорастущих и избыточных такси, доставки и торговли уже много лет, и острой она стала ещё с ковида. Помнится, для многих в 2021 году стало шоком, что отток рабочих в такси и доставку поднял зарплату в строительстве и ЖКХ с 1–1,5 тыс. до 2 тыс. руб. за смену. В заканчивающемся 2024 году зарплата за смену на стройке выросла с 3–4 тыс. до 5–7 тыс. руб. А именно издержки в строительстве и ЖКХ являются основными факторами инфляции, поскольку сразу мультиплицируют рост издержек и цен в разных отраслях. И происходит это из-за перетока занятых в них миллионов людей. Ускорению этого перетока способствовали также простота получения статуса самозанятых и регистрации на платформах такси и доставки.
Первые меры ограничений в такси и забалтывание проблем платформенной занятости
Понимая проблему перекосов в занятости, власти усилили регулирование такси с сентября 2024 года (особое разрешение на работу с припиской к таксопарку, использование машин именно в такси, ОСАГО именно для перевозчиков), увеличили утилизационный сбор на импортные машины (в 1,7–3,7 раза с августа 2023 года и на 70–85% с октября 2024 года суммарно до 1,5–1,7 млн руб. на автомобиль). Власти также допустили подорожание услуг такси, справедливо относя их отнюдь не к услугам первой необходимости. Порядка десяти регионов запретили мигрантам работать в такси, ГАИ активно останавливает автомобили такси на предмет проверки соответствия новым требованиям.
По данным Росстата, усреднённая поездка на 10 км в сентябре 2023 года стоила 362 руб., в сентябре 2024-го — 449 руб. и в декабре уже 539 руб. в среднем по стране. По данным «Чек Индекса» (фискальные чеки онлайн), за сентябрь 2024 года средний чек такси по стране составил 598 руб. (с ростом количества покупок услуг на 6%), по Москве — 821 руб. (с ростом на 6%), в Питере – 626 руб. (с ростом на 4%).
Обновлённому регулированию в такси всего несколько месяцев, и ещё неясно, как это повлияло на занятость. Пока средний чек 600–800 руб. не представляется запредельным для жителей крупных городов и особенно столиц. В столицах это немногим больше цены бизнес-ланча из трёх блюд в заведении общепита среднего уровня (хотя вечерний ценник ресторанов намного больше ценника такси) или типичного набора из сэндвича с картошкой и напитком во «Вкусно и точка».
В плане регулирования занятости в доставке пока больше разговоров и проектов, чем принятых и действенных решений. Власти пока ограничились внесением понятий «самозанятость» и «платформенная занятость» в закон о занятости в самом конце 2023 года с ожиданием отдельного закона. Обсуждается ряд мер регулирования платформенной занятости, включая социальные гарантии и социальные взносы, а также обмен данными между платформами и ФНС. Также ожидается по линии правоохранительных органов усиление контроля пребывания в нашей стране и работы мигрантов, в том числе во взаимодействии с маркетплейсами, в сфере торговли и услуг.
Если в услугах такси есть устанавливаемый платформами минимальный чек заказа, то в услугах доставки такового нет. Распространены бесплатные доставки или за условно символические 49 рублей. Именно бесплатность или дешевизна для потребителя стимулирует спрос на такие услуги. Почему-то у нас почти нет бесплатного или за 49 рублей вызова сантехника или электрика из условного ГБУ «Жилищник», точнее, в столичных регионах такой вызов обернётся несколькими тысячами рублей (хотя, разумеется, доставка по времени и квалификации в разы менее затратна).
Из обсуждения часто выпадает сам факт подмены самозанятыми трудовых отношений. Фактически доставщики и сборщики заказов (упаковщики) работают с программным обеспечением, в униформе и под брендами крупных цифровых платформ, розничных торговых сетей и даже крупнейшего банка. Можно ли представить, что работники сборочного завода, условного АвтоВАЗа, на территории сборочного цеха и в униформе завода вдруг массово окажутся самозанятыми, или сантехники и сварщики условного ГБУ «Жилищник» в униформе этого ГБУ и на объектах на балансе этого ГБУ также станут самозанятыми? Почему чрезвычайно низкими налогами на профессиональный доход поддерживают сферу услуг для богатых и среднего класса, а не сферу производства для всех россиян?
Туристический налог и пошлины на вино из недружественных стран как аналоги влияния на избыточную самозанятость
Из-за перспективы массового возврата в тень таксистов и доставщиков власти могут опасаться традиционных налогов в этих отраслях. Хотя эти отрасли прочно управляемы буквально несколькими цифровыми платформами, комиссионные которых доходят до нескольких десятков процентов от стоимости заказов при минимальных процентах налогов с самозанятых. Без платформ и их программного обеспечения оказание услуг в этих отраслях минимально и сильно затруднено.
Учитывая опасения ухода в теневую занятость, можно распространить на такси и доставку туристический налог или его аналог как более простой по сравнению с основными традиционными налогами. Следует напомнить, что туристический налог вводится с 1 января 2025 года по ставке 1% от стоимости проживания, но не менее 100 руб. в сутки, с поэтапным ростом в ближайшие годы до 5%.
Буквально, следует ввести 100-рублёвый минимум налога с каждой единицы услуги такси и доставки и несколько процентов от их стоимости. Повсеместное применение приложений цифровых платформ, онлайн-чеков и умеренный размер такого налога именно за каждую единицу сделают этот налог легко администрируемым. Сам налог предлагается зачислять в региональные бюджеты для повышения выплат региональным бюджетникам и региональных доплат пенсионерам. Это будет позитивно воспринято жителями даже несмотря на рост стоимости услуг такси и доставки из-за роста налогов, особенно при должной разъяснительной работе в СМИ и на местном уровне.
За последние год-полтора есть очень удачный пример резкого увеличения налоговой нагрузки на отдельный импортный товар со стимулом роста внутреннего производства — речь о вине. В августе 2023 года была поднята импортная пошлина до 1,5 долл., или 20%, за литр вина из недружественных стран с ростом до 2 долларов и 25% в августе 2024 года. Это привело к сокращению импорта из недружественных стран на 21% и росту внутреннего производства на 14% только за десять месяцев 2024 года. Цены на российские вина выросли на 13%, а на вина из недружественных стран — на 35%, самые дешёвые вина подорожали с 350 руб. до 700 руб. в среднем за бутылку.
100-рублёвый минимальный местный налог на единицу услуги такси и доставки по своему масштабу похож на минимальные 1,5–2 доллара с литра вина, особенно если перевести на бутылку типичных 0,75 литра. Стоимость типичной бутылки вина также масштаба стоимости одной поездки на такси и единицы услуги доставки в отдельных дорогих магазинах. Никакого социального недовольства не будет, если минимальные цены такси и доставки повысятся до 700 руб., а средние — до 1000–1200 руб.
Быстрые меры против избыточной самозанятости в такси, доставке и торговле
Недавно курс рубля преодолел сотую отметку и даже временами доходил почти до 110 за доллар, с быстрой реакцией вертикали власти. Президент В.В. Путин заявил на форуме «Россия зовёт!», что самое главное в борьбе с инфляцией — это солидарное сотрудничество и работа правительства с ЦБ. Многие комментаторы и СМИ традиционно раскритиковали действия Центробанка и Минфина за упрощённость подходов. Помечтаем о том, какие совместные действия можно было бы быстро осуществить по нормализации перегрева экономики за счёт такси, доставки и самозанятых?
Госдума вместе с Минцифры и Минэкономразвития в месячный срок могла бы доработать и принять закон о платформенной занятости с обязательными социальными взносами и подоходным налогом для таксистов и курьеров, с налоговым и миграционным контролем со стороны платформ. Правительство и Минфин могли бы быстро разработать законопроект о распространении аналога туристического налога или пошлины на недружественное вино на услуги такси и доставки — пилотным образом в регионах с избыточной самозанятостью — с сотней рублей минимума за каждую поездку и доставку и процента со всей стоимости, с направлением поступлений на доплаты через региональные бюджеты бюджетникам и пенсионерам. ФНС следует проверить ключевые регионы, где доля самозанятых в общей численности занятых превышает среднероссийскую, выявить по несколько десятков юрлиц в каждом таком регионе с наиболее активным сотрудничеством с самозанятыми, такси и доставкой и наказать их штрафами за подмену самозанятостью трудовых отношений. Мэр Москвы С.С. Собянин, губернаторы Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, Московской области А.Ю. Воробьёв, Краснодарского края В.И. Кондратьев могли бы ограничить совмещение конкретными лицами регистрации самозанятыми с трудовой деятельностью в отраслях промышленности, строительства и ЖКХ, ввести региональные квоты на самозанятых в такси и доставке не более числа занятых в приоритетных отраслях экономики. ФАС следует проверить крупнейшие цифровые платформы, предписать оборотные штрафы за взвинчивание доходов самозанятых, за содействие подмене самозанятостью трудовых отношений, выявить факты негласного торможения принятия указанных выше законодательных и региональных норм. Участковым оперуполномоченным МВД целесообразно предоставить право и ввести нормативы по выявлению нарушений трудового, миграционного и налогового законодательства курьерами и работниками торговли на подведомственной территории по аналогии со штрафами за нарушение правил дорожного движения и работы такси.
Ждать дальнейшей девальвации рубля, очередного повышения ключевой ставки, раскручивания спирали издержек и инфляции или активизировать действия по борьбе с перекосами занятости, вызывающими дефицит кадров, инфляцию и девальвацию? Указанные выше или подобные решения можно ввести в действие буквально за пару месяцев, как это ранее быстро делалось по росту утилизационного сбора или пошлин на вино.
Автор - доктор экономических наук, профессор кафедры общественных финансов Финансового университета
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС