Авторский блог Андрей Фефелов 00:00 26 ноября 2015

Дураки и дороги

Попытка ввести дорожный сбор идёт с оглядкой на некоторые европейские государства и на пресловутые нормы ВТО, от которых Россия, похоже, уже готова отказаться. При этом не учитывается тот факт, что ряд европейских государств, взимающих деньги за проезд по своей территории иностранных фур, являются транзитными государствами, нежелающими бесплатно обслуживать своими дорогами коммерческую деятельность иностранцев. Россия в автотранспортном отношении не являет собой сквозной коридор, соединяющий Китай и Европу. Трансконтинентальный транспортный мост существует пока только в виде Великого стального пути — Транссиба. Доля иностранцев на наших дорогах несущественна. Вводимый дорожный сбор душит отечественные транспортные компании, которые занимаются внутренними перевозками.

Протесты дальнобойщиков, о которых сейчас глухо толкует Россия, вызваны инициативой Министерства транспорта ввести дорожный сбор с большегрузных машин за каждый километр федеральной трассы (система "Платон"). В постановлении министерства говорится, что подобная мера компенсирует повреждения дорожного полотна от воздействия на него грузовиков и фур.

Попытка ввести дорожный сбор идёт с оглядкой на некоторые европейские государства и на пресловутые нормы ВТО, от которых Россия, похоже, уже готова отказаться. При этом не учитывается тот факт, что ряд европейских государств, взимающих деньги за проезд по своей территории иностранных фур, являются транзитными государствами, нежелающими бесплатно обслуживать своими дорогами коммерческую деятельность иностранцев. Россия в автотранспортном отношении не являет собой сквозной коридор, соединяющий Китай и Европу. Трансконтинентальный транспортный мост существует пока только в виде Великого стального пути — Транссиба. Доля иностранцев на наших дорогах несущественна. Вводимый дорожный сбор душит отечественные транспортные компании, которые занимаются внутренними перевозками.

Подобная мера сродни повышению тарифов на газ и электричество. Что опять же соответствует "желанию" ВТО, но никак не способствует развитию предпринимательства и промышленности на территории России. Любопытно, что введение дорожного сбора по примеру заморских стран в случае России является противоправным. По существующим ГОСТам, полотно федеральной трассы должно выдерживать движение большегрузных автомобилей. Получается, что Росавтодор собирается два раза взимать плату за одну и ту же работу.

Сторонники и адепты системы "Платон" упирают на то, что введение дорожного сбора лишь ненамного увеличит стоимость товара, не нанося ущерба транспортным компаниям. Но подобный трюк может пройти лишь в отношении крупных транспортных организаций. Небольшие транспортные компании, и так страдающие в условиях кризиса, могут посыпаться под воздействием подобных фискальных мер.

Есть ещё одна существенная проблема, которая связана с вопросом не что, а как. Введение электронной системы учёта и контроля движения большегрузных грузовиков по обширной территории Российской Федерации требует создания технически и юридически выверенной структуры, включающей в себя установленные на транспортных средствах приборы для фиксации данных и установку контрольных рамок на самих федеральных трассах. По всей видимости, первые пять лет "Платон" будет работать на самообслуживание. Деньги будут идти не на ремонт и восстановление дорог, а на устранение недостатков и недоработок в организации электронного контроля движения, которые проявились уже с 9.00 утра 16 ноября — с момента официального запуска данной системы. Сайт "Платона" был недоступен. Ни одна из компаний не могла проверить ни баланс средств, ни создать маршрутную карту, потому что создаются они исключительно на этом портале. При этом никак не оговаривалась вероятность получения штрафа из-за несовершенства системы сбора.

На сегодняшний день штрафы для юридических лиц установлены на уровне 450 000 рублей за первое нарушение и 1 000 000 за повторное нарушение.

Слабая работоспособность данной системы и непомерные штрафы, взимаемые с транспортных компаний за нарушение правил, создают тошнотворный прецедент плохой работы российской власти.

Приведу короткий список проблем, с которыми столкнулись водители и транспортные компании при первом знакомстве с системой "Платон" :

1. Невозможность построить маршрут в личном кабинете, что исключает возможность приобретения маршрутной карты.

2. Некорректное списание средств со счета в личном кабинете. (Например, грузоперевозчику со счета списали 12000 рублей при стоимости маршрута 600 рублей).

3. Несколько бортовых устройств вышли из строя, не проработав и 24 часов с момента установки

4. Невозможность проложить часть маршрута по муниципальной дороге. (То есть данная система не дает возможности скорректировать маршрут с целью оптимизации количества километров, пройденных по платной дороге).

"Либералы" не были бы самими собой, если бы не использовали сложившуюся ситуацию в своих целях — не разжигали бы костер политического недовольства в среде перевозчиков, спихивая всю ответственность на одного человека. На политика, который сейчас занят совершенно другими вещами, и даже не был в курсе о готовящейся "транспортной реформе".

Все эти факторы свидетельствуют об ошибочности принятого решения драть шкуру (в условиях кризиса) с российских транспортных организаций.

У российского государства существуют колоссальные резервы, связанные с оптимизацией и компенсацией расходных статей бюджета. Вместо того, чтобы добивать остатки малого бизнеса следовало бы ввести подоходную шкалу налогов, отказавшись, наконец, от "проклятых" всеобщих 13 %. Также остановить вывоз капитала из страны и прекратить повальное воровство и махинации в банках и госкорпорациях. Наведение порядка в этих сферах позволит сэкономить миллиарды рублей, получив при этом всемерную поддержку большей части российского общества.

29 ноября 2024
1.0x