Много 200-х и 300-х происходит при передвижении в серой зоне по ротации или доставке в пешем порядке. Серая зона (или на английский манер килл-зона) ныне простирается до 7-10 км от передка вглубь обеих воюющих сторон, где обилие дронов делает крайне рискованными пешие передвижения и передвижения на транспорте. Применение дронов для снабжения наших бойцов способно существенно снизить потери и повысить боеспособность. Данная заметка является результатом опытной эксплуатации ряда дронов-доставщиков в рамках гуманитарной поддержки наших бойцов, и продолжает ряд публикаций на эту тему.
Сначала было проанализировано применение в двух подразделениях дрона-доставщика коптерного типа «Горгона-15» грузоподъёмностью до 10 кг и дальностью полёта до 10 км, к сожалению, с отрицательным результатом. Также было проанализировано применение в качестве доставщиков дронов-камикадзе коптерного типа с винтами 8-10 дюймов и грузоподъемностью 1,5 кг и дронов-камикадзе самолётного типа «Молния-2». В этих подразделениях наработан опыт применения дронов-доставщиков указанных трех типов в течение нескольких месяцев, раз в два-три дня с 3-7 рейсами по каждому выходу.
В результате первоначального анализа опыта были закуплены два дрона «Прометей-15», поскольку по цене и грузоподъёемности они примерно посередине между дешёвыми камиками и дорогими тяжелыми доставщиками. Были облеты купленных дронов и детальное обсуждение практики их применения и применения других указанных типов дронов. Для более широкого понимания ситуации были беседы и в двух других подразделениях на смежном направлении с ранеными с закрепов и доставки и с медиками.
К более детальному изложению опыта подстегнула публикация известного военкора и экспериментатора Филатова (Телеграм-канал "Репортер Filatov") от 15 декабря, где он поставил вопрос «Где грузовые дроны?». Филатов выразил готовность за счёт гуманитарных средств предоставить дроны-доставщики для апробирования в воинские части по их запросу. Получилось предвосхитить предложение Филатова, быть может, даже подтолкнуть его к этому, поскольку за неделю до поста Филатова при покупке двух дронов он сам и место приложения его усилий вскользь обсуждались автором этих строк с производителем дронов. Филатов упрощённо категоричен (при всем уважении к его опыту), и важно разложить проблему более глубоко на составляющие. Не претендуя на всеобщность охвата, всё же излагаемые решения могут улучшить ситуацию с грузовыми дронами.
Для начала подмеченный типичный профиль дроноводов-доставщиков. Они не асы с огромными часами налёта на мавиках, поскольку разведывательные задачи очевидно в приоритете. На доставке были молодые пацаны до тридцати, и в тех местах принято беречь молодёжь, поскольку они ещё должны воспитать своих детей. Также пацаны оказались не знакомы с жёстким опытом СВО 2022-го и 2023 годов, когда дроны были в диковинку, и материальная ответственность за них была суровой.
В разговоре о дронах и пацанах между людьми с опытом 2022-2023 годов был отмечено, что необстрелянной молодёжи доверять сложно. Лучшим потенциальным дроноводом является боец с опытом штурмов или закрепов хотя бы в несколько месяцев и с возрастом за 30 лет. Такое сочетание обеспечивает более внимательное отношение как к задаче снабжения нашего передка, так и к самим дронам и запчастям для них.
Дроноводы-доставщики даже негласно являются третьими по уровню, поскольку до них – не только самые опытные на мавиках, но и опытные на камиках. Поражение противника очевидно является как более приоритетной задачей, так и более сложной ввиду полётов в серую зону противника. Как бы это ни смущало общественность, но на дефиците воды-еды можно прожить, а вот со свежим противником проблем будет больше, если его не отсекут наши камики. Хотя и наша боеспособность серьёзно зависит от доставки.
Камики дёшевы и понимаются расходниками, и это отношение в сочетании с молодостью-неопытностью приводит к неоправданным потерям и дорогих дронов-доставщиков. Камик стоит примерно 30-40 тыс. руб., а доставщик «Горгона 15» уже под 200 тыс. руб. с аккумуляторами и без посредников. Первые «Горгоны» потеряли очень быстро, буквально за один-два выхода после 4-7 рейсов, и только часть их них была найдена под ремонт. К моменту подвоза пары «Прометеев» в каждом из подразделений в ремонте было по 5-7 доставщиков нескольких типов.
Тяжелые дроны-доставщики ещё и менее ремонтопригодные по сравнению с мавиками и камиками. Из-за общего большого веса и большого размаха рамы падение с высоты 40-50 метров оказывается фатальным для доставщика. Камики в силу миниатюрности и малого веса «выживают» при падении чаще, бойцы это знают и собирают их охотно. Принести обратно в пешем порядке для ремонта камик и тем более мавик куда проще и выгоднее, чем более крупный и хрупкий доставщик. В СМИ были видеосюжеты про тяжелые дроны с их натужным перетаскиванием двумя бойцами на полигоне, и представьте гипотетическую возможность вынести их из килл-зоны на ремонт.
Поэтому средние дроны-доставщики следует признать оптимальными для снабжения нашего передка. Условный «Прометей 15» с полезной нагрузкой до 7 кг (сверх веса аккумов) потребует меньше вылетов по сравнению с камиком с грузом 1,5 кг. В двух подразделениях в 2025 году задвухсотило трех дроноводов, что подчеркивает работу противника по отслеживанию вылетов. Сверхнормативная потеря того же условного «Прометея» будет материально менее чувствительной, чем потеря вдвое более дорогой «Горгоны» или впятеро более дорогого нашего аналога «Баба-Яги» противника. Да и расчёт дроноводов с парой «Прометеев» продолжит выполнять задачу, чего не получится при наличии и потери одного тяжелого дорогого дрона, поскольку два дорогих дрона – редкость, и с двумя тяжёлыми дронами на БЗ не особо выйдешь.
Отдельно резанула сознание зависимость пацанов при передвижении от навигатора на смартфоне. Буквально, квартировали они рядом с крупным городом уже минимум полгода, но при обозначении точки на одной из главных улиц они оказались неспособны проехать к этой точке 20 минут без навигатора. Автор этих строк после переезда на маршрутном микроавтобусе в третье-четвёртое подразделение поздним вечером пешим порядком через весь населенный пункт районного уровня нашёл ПВД по памяти за 25 минут, просто предварительно пару минут посмотрев карту, адрес и ориентиры. Дроноводы точно пилотируют без навигаторов, в лучшем случае имея видео потенциального маршрута полёта от более опытного пилота мавика, и зависимые от навигаторов пацаны будут не лучшими дроноводами.
В третьем-четвёртом подразделениях удалось обстоятельно поговорить про специфику подготовки дроноводов. В принципе налёт при обучении на полигонах достаточный для полигонов, но это как обучение будущих водителей только на площадке без выезда в город, а даже перелёт на соседний полигон на 10 км – большая редкость при обучении новых пилотов. После такого обучения на выходы на боевое задание новых дроноводов следует направлять только вторым номером расчёта в течение месяцев, с постепенной передачей реального опыта и под ответственность опытных пилотов. Опытным же пилотам пока частенько нет резона тратить время на молодых, особенно учитывая их слабое внимание к деталям при обучении и отсутствие у их материальной ответственности.
В подразделениях уже развернута система учета боевых вылетов, куда подгружают видео непосредственно с камика и для контроля с наблюдательного мавика. Ожидается, что результативность боевых вылетов будет поощряться баллами и возможностью докупать за баллы дроны, запчасти к ним, даже «буханки» для особо результативных расчётов. Только собеседуемые бойцы не слышали, будут ли и как оцениваться вылеты по доставке. Пока особо сложные доставки посредством боевых «Молний» или коптеров понимаются боевыми пилотами как шефская помощь.
Важно ещё и наложение в системе учета и поощрения сочетания наставничества и доставки. При наставничестве, если к опытному пилоту вторым номером ставят неопытного, объективно падает результативность расчёта, а значит, и потенциальные баллы и снабжение. Получить много поощрений на объективно более простых вылетах по доставке опытному пилоту не получится. Хотя именно на относительно более простой доставке и надо массово учить будущих боевых пилотов. Поскольку доставка даже в своей половине килл-зоны сильно приближена к боевым, особенно по части охоты противника за нашими дроноводами.
Какова должна быть материальная ответственность пилотов, опытных и обучаемых? В 2022-2023 годах, если пилот терял редкий тогда мавик, он буквально шел его искать или покупал за свои. Теперь потерянный дрон так просто не отыщешь в килл-зоне, поскольку там много камиков, ждунов, сбросов дистанционного минирования. Да и дефицит дронов того времени зримо преодолен. Однако что если молодой пилот быстро потеряет второй, третий дрон? Система учета должна отражать и профиль пилота, предоставляя статистику по возрасту и опыту, чтобы предъявлять хотя бы за потери дронов сверх средних именно по схожим характеристикам дроноводов.
Система учёта и поощрения видится эффективной на уровне армии. Такой уровень позволяет иметь специализированные подразделения дроноводов ротного масштаба, под важнейшие и сложнейшие боевые задачи, а также под анализ статистики вылетов нижестоящих подразделений и наставничество. Расчёты дроноводов должны быть вплоть до уровня батальонов, потенциально даже рот (на отделения пока не хватит опытных дроноводов), но сообразно локальным задачам и располагаемому опыту. Плюсы и минусы массы низовых подразделений дроноводов будут усредняться по армии в целом, и у командования подразделений нет смысла их искажать. Одновременно на высоком уровне более очевидна статистика потерь бойцов и их причины.
Командиры батальонов и полков точно не могут знать тонкостей специфики полётов, причин потерь дронов, их ремонтопригодности и наличия запчастей. По ощущениям, не всегда дроноводы на доставке однозначно честны с командирами, не всегда рвутся помочь парням на передке сквозь многие объективные трудности. Раньше многое дроноводам прощалось из-за дефицита дронов и запчастей за свои, но теперь дефицит дронов в прошлом, и скоро в прошлом будет дефицит запчастей. Спецроты наиболее опытных дроноводов должны помогать комбатам в экспертизе, объективны ли проблемы дроноводов батальонного уровня. Говорит расчёт, что «птица» или погода нелетные – комбат должен легко связаться с ротным дроноводов и выяснить это у более сведущего.
В систему учёта и поощрения целесообразно вносить производителя, конкретные типы и партии дронов. Распространены дискуссии между дроноводами и производителями в стиле «вы поставляете брак» и «вы не умете летать». Система должна показывать, кто из расчётов дроноводов лучше или хуже выполняет задачи на конкретных типах и партиях дронов, а кто не может. Если не могут многие расчеты, вопросы действительно к комплектации дронов и качеству их сборки. Когда заработает система поощрений дроноводов за результат путем предоставления им выбора при закупках дронов и запчастей, предпочтения по решениям и качеству дронов также станут видны. Ещё раз повторим: если система учета и анализа будет отражать конкретные сочетания партий дронов и расчетов дроноводов.
К статистике и анализу потерь бойцов в закрепах, на ротации и снабжении в пешем порядке можно подключить медиков медбатов армий. Медики этого уровня уже ведут серьёзный документооборот по ранениям личного состава, проводят опрос раненых об обстоятельствах ранений, накопили большой опыт понимания реалий этих рассказов. Медики видят состояние раненого, в большей части случаев могут оценить потерю функциональности организма из-за недоработки доставки дронами, тем более, что медсестры вне пиков поступления раненых и мойки полов постоянно общаются с ранеными, знают детали обстоятельств ранения. По аналогии с тем, как сейчас контролируют медики раненых на предмет отсутствия броника и опьянения как возможных причин ранений, так и в дальнейшем командир медбата или начмед армии вполне могут периодически сигнализировать о вопиющих случаях в ненадлежащем снабжении дронами нашего передка либо о чрезмерности пешего порядка при таком снабжении. Как второй канал информирования к первому по системе учета работы дроноводов.
Отдельного повествования заслуживает проблематика «свой-чужой» применительно к дронам, которую также заострил репортер Филатов, когда из-за несогласованности бывает, что наш РЭБ глушит все пролетающие дроны, и наши бойцы стреляют во все.
Итак, поставки дронов серьёзно выросли, и теперь отговорки типа «дронов от армии нет» и «гумку не привезли» не прокатят. На повестке дня – вопросы эффективности применения массово поставляемых дронов (хотя ещё ждем обещанного централизованного снабжения запчастями). Ещё раз акцентируем, что грамотное применение дронов-доставщиков способно серьёзно снизить число двухсотых и трехсотых на ротации и доставке.
Фото: Александр Полегенько/ТАСС. Запорожская область. Военнослужащие службы материально-технического обеспечения ВДВ во время демонстрации возможностей БПЛА.





