Предлагаем вниманию читателей подробный разбор некоторых аспектов применения летающих дронов-доставщиков различных видов в зоне СВО. Пока нет обобщений, наставлений по оптимальности их применения в зависимости от множества параметров. Важно ввести полёты дронов обеспечения нашей передовой в систему контроля, в которой уже фиксируется каждый боевой вылет с видео-подтверждением и анализом результативности работы пилотов. Так можно и стимулировать пилотов, и контролировать нормы снабжения, реально сокращая доставку в пешем порядке и уменьшая вероятность поражения наших бойцов противником.
Снабжение бойцов на передовой при помощи дронов на протяжении уже примерно года является обычным делом, равно как и одной из периодических тем заметок в СМИ. Эта тема также попала в краткий отчёт о встрече министра обороны Андрея Белоусова с военкорами 13 декабря. Внесём несколько важных деталей в специфику такого вида доставки.
Доставка включает в себя несколько этапов, состав и расстояния которых определяются работой противника дронами разных типов. Относительно безопасно можно применять крупный автотранспорт на рубеже примерно в 20 км от передовой. Ближе, на расстоянии 8–12 км от передовой, используют малый транспорт, в основном — "буханки" со срезанной крышей, где дежурит стрелок (машины оборудованы РЭБ и противодроновыми сетками), иногда работают квадроциклы, редко — обвешанные мешками мотоциклы (в просторечии — "метла"), достаточно сложные в управлении. Ещё ближе к передовой начинается зона частого применения противником "камиков" (боевых дронов-камикадзе), и последние километры традиционная доставка осуществляется пешим порядком.
На последнем этапе частенько висят разведывательные Мавики противника, сидят дроны-ждуны, а при обнаружении нашего передвижения уже прилетает "камик". Многие командиры отмечают наши потери именно в пешем передвижении на доставке или по ротации на этих самых близких к противнику километрах. Опытный противник также понимает предпочтительные маршруты передвижения и следит за ними чаще.
На позициях на передовой бойцы умело маскируются, точнее, прячутся в "норах", которые находят или роют сами, а редкий брошенный блиндаж почитается за счастье, как квартира. Готовить серьёзные укрепления просто невозможно в современных реалиях войны дронов. И понятно, что маскировка не всегда достижима при передвижении.
Есть ещё и самый опасный этап доставки — штурмовым группам и группам закрепления, находящимся на большом удалении в зоне крайне активного воздействия дронов и артиллерии противника, где наше снабжение возможно только дронами.
Теперь почти в каждом батальоне во взводе обеспечения есть группа дроноводов. Где-то ещё внештатная, но в большей части подразделений — уже штатная, в рамках созданных войск беспилотных систем. Такие группы обеспечивают батальону как ремонт разведывательных дронов и боевых "камиков", так и доставку дронами на передовые позиции. Каждый дроновод должен не только уметь применять несколько моделей дронов при выполнении разных задач, но и в идеале обеспечивать ремонт дронов.
Расчёт дроноводов подключается к доставке именно на третьем, пешем, и особенно на четвёртом, самом опасном, этапах. Еда и вода заблаговременно упаковываются, доставляются и накапливаются в конечных точках относительно безопасного использования малого транспорта. Дроноводы привозят с собой дроны, очки-пульты, несколько увесистых аккумуляторов, зарядники и многое другое под конкретную задачу.
Для доставки могут использоваться дроны нескольких типов, различающихся по первоначальному назначению и размерам. Бывает, используют малые "камики" с переделками — дёшево и массово, но с грузоподъёмностью, позволяющей доставить бутылку воды, пару консервов или упаковку энергетических батончиков. Другой крайностью является использование тяжёлых дронов грузоподъёмностью в несколько десятков килограмм, которые многое могут унести за раз, но очень дороги и редки, тихоходны и уязвимы.
Компромисс между грузоподъёмностью и стоимостью дрона находится где-то на уровне 3–5 килограммов полезной нагрузки и стоимости в 65–100 тыс. руб. за дрон, обычно работающий на расстояния 6–9 км и столько же при возврате. В принципе, дрон такой стоимости может улететь на расстояние и в 20 км, если ему добавить аккумуляторов и поднять вверх ретранслятор точки управления. Однако чем больше "аккумов" — тем меньше полезная нагрузка, чем больше перегруз дрона — тем меньше его скорость и дальность.
Обычно расчёт предполагает осуществить 3–5 рейсов с одной точки запуска. На большее не хватит личной грузоподъёмности расчёта при пешем переходе на точку запуска. Большее количество рейсов становится критическим для обнаружения расчёта дронами противника. Использовать ту же точку запуска повторно можно спустя какое-то количество дней, не системно.
Выбор позиции запуска дрона также ограничивает вес дрона и содержимого доставки. Дроноводам приходится проходить со своим оборудованием и доставляемым грузом от крайней точки применения малой автотехники до точки старта расстояние величиной от сотен метров до нескольких километров. Позиции старта выбирают исходя из высоты местности запуска и достигаемой дальности управления дроном, а также специфики маскировки. В зоне ответственности батальона обычно есть как несколько десятков точек старта, так и несколько десятков точек доставки.
Ещё выбор точки запуска осложняется работой смежников — наблюдательных и боевых расчётов. В конкретном квадрате более-менее идеальных точек немного — с точки могут работать в данный день или относительно недавно. Расчёты между собой согласовывают и точки запуска со статистикой их недавнего использования, и частоты управления дронами во избежание подмены картинки дроном смежников.
При доставке важна и согласованность пролёта нашего дрона с нашими же позициями. Дрон в небе на высоте в сотни метров неразличим, наш он или противника, особенно когда летит обратно. Если основной полёт проходит на высотах в сотни метров вне досягаемости стрелкового оружия, то при подлёте к позициям дрон снижается для точности доставки. Иными словами, для наших бойцов совершенно неочевидно — свой возвращается дрон или чужой летит.
Вообще создание действенной системы опознавания "свой-чужой" в работе дронов, чтобы такой системой ещё и не смог пользоваться противник, — это отдельная большая и сложная тема. Пока же некоторое число дронов теряется от "дружественного огня", что также корректирует предел разумного сочетания цены дрона, его грузоподъёмности и дальности полёта.
Как-то рассказывали про партию из 50 частично бракованных дешёвых "камиков" по цене 30–50 тыс. руб., часть из которых с небольшими переделками дельно обеспечивали доставку, пусть они и были малой грузоподъёмности. Альтернативой было применение средних дронов с заявленной производителем грузоподъёмностью до 10 кг и стоимостью (вместе с аккумуляторами) до 200 тыс. руб., с аккумуляторами, отрабатывающих от 4 до 10 рейсов и часто терявшихся из-за несогласованности. Хотя некоторые из потерянных со временем находятся, возвращаются в группу обеспечения, ремонтируются и используются повторно. Ремонтопригодность обычно зависит от времени, которое дрон провалялся "на природе" до его обнаружения и возврата. Также ремонтопригодность зависит от высоты падения и твёрдости поверхности на месте падения.
На дальность полёта и грузоподъёмность доставщика серьёзно влияет ветер. Поэтому и дроноводы обычно закладываются на "вилку" этих параметров. Очевидно, встречный ветер, особенно при полёте с грузом, требует больше энергии аккумулятора. Лучше, когда ветер попутный в сторону доставки и встречный обратно, поскольку на обратном пути дрон легче. Боковой ветер также добавляет сложностей, поскольку сносит дрон с маршрута, и его возвращение на маршрут требует дополнительной энергии.
Температура воздуха важна для аккумуляторов, поскольку в холодное время разрядка происходит на 10–30% быстрее. В теории аккумулятор при отдаче тока нагревается, и это должно обеспечивать ему оптимальную работу, однако на практике внешние слои аккумулятора всё же охлаждаются, а нагреваются только внутренние. Потому и существует вилка 10–30% — как повезёт, точнее — как по наитию и опыту дроновод рассчитает запас.
Отдельным важным вопросом является выбор точки сброса доставляемой еды и воды. Приземлиться и отцепить груз — почти нереально, поскольку на дальности в 5–7 км от точки управления при снижении до земли на высоту 10–20 метров пропадает управляемость дроном, из-за чего его невозможно вернуть назад. Это только дорогие Мавики на незаглушённом РЭБом управлении по GPS могут возвращаться в заданную точку, но никак не дешёвые доставщики.
Если сброс будет осуществлён с большой высоты, то приземление доставки будет в неясном месте, и бойцам придётся потом искать сброшенную еду или воду с риском для жизни. Были рассказы про неудачный сброс с большой высоты со средних дронов, когда содержимое посылки разлеталось на десятки метров, а бойцы потом находили лишь некоторые его части.
Чтобы посылка не разлетелась при приземлении, её тщательно упаковывают в полимерные мешки, как для тяжёлого строительного мусора, и обматывают скотчем. Рассказывали про "упаковку" в пластиковые трубы канализации диаметром 110 мм и длиной в полметра со штатными заглушками, которые не разлетались на части при такой доставке.
Обычно сброс доставки производится в сотне метров или дальше от позиции. Позиция оповещается, но бойцы выжидают. Разведывательный Мавик противника может засечь точку сброса еды-воды, и туда уже готовится вылететь вражеские "камик" или "баба-яга". Ожидание может растягиваться на часы, чтобы гипотетический противник устал ждать. Можно дождаться сумерек, в расчёте на дешёвый вражеский Мавик без ночной оптики, но тогда и найти сброшенную воду-еду будет сложнее.
Бойцу ежедневно нужно кило-два воды-еды, а бойцов непосредственно на самых передовых позициях по всей ЛБС — несколько десятков тысяч. Один средний дрон может за рейс обеспечить доставку нужного для 2–3 человек. Один расчёт дроноводов за день может сделать 3–5 вылетов. Несложно подсчитать, что по всей линии соприкосновения для логистики "последней мили" в идеале необходимо несколько тысяч расчётов дроноводов ежедневно, плюс на ротацию, ремонт и подготовку дронов ещё минимум столько же.
Расчёт дроноводов обычно состоит из двух человек. Оператор работает в одном месте, условный батарейщик — в другом, на отдалении в сотню метров, — во избежание скученности; или даже в нескольких километрах от первого — при наличии ретрансляторов и достигнутой слаженности. "Батарейщиком" второй называется так, потому что имеет задачу смены аккумуляторных батарей после каждого полёта, также он протирает видеокамеру и смазывает её силиконом в осеннюю погоду, проверяет лопасти, прикрепляет груз. Полёт — 10 минут туда, 10 минут обратно, обслуживание дрона — несколько минут, и следующий полёт.
Как видим, это только кажется, что доставка еды-воды с дронов на передовой — заурядная задача. Оптимальность дальности, нагрузки и цены дронов доставки осязаемо важна, во многом зависит от опыта конкретных расчётов.
Введение расчётов дронов в штат батальонов завершается, и теперь вопрос в систематизации опыта и доведении до военнослужащих лучших практик, а также контроля работы дроноводов обеспечения. Намекнём А.В. Маркину, автору важнейших книг "Обобщение боевого опыта СВО", на потенциальный параграф его следующих изданий.
Фото: Илья Аверьянов/ТАСС




