Авторский блог Станислав Тарасов 00:02 6 декабря 2024

Драма Ирана

срыв переговоров в Женеве и события в Сирии

В Женеве прошли переговоры между Ираном, Германией, Францией и Великобританией, связанные с иранским ядерным досье. Эти переговоры состоялись после недавнего визита в Тегеран главы МАГАТЭ Рафаэля Гросси, который не только встречался с высшим руководством Ирана, но и получил возможность посетить два иранских ядерных объекта. Более того, по данным западных СМИ, Тегеран согласился ограничить обогащение урана уровнем в 60%.

Вообще миссия Гросси после длительного перерыва в диалоге между МАГАТЭ и Ираном выглядела загадочной. Ей предшествовали какие-то определённые закрытые договорённости сразу после победы на выборах в США Дональда Трампа. Иранские СМИ сообщили в этой связи, что "главным лейтмотивом визита Гросси в Тегеран стало обсуждение условий для снижения напряжённости, чтобы "снова начать переговоры по ядерной "сделке" и найти разумный подход, прежде чем ситуация станет ухудшаться". Интрига была в том, что стороны не исключали появление на Ближнем Востоке или за пределами этого региона каких-то форс-мажорных событий или обстоятельств. Ранее на уровне информационных утечек европейские СМИ сообщали, что представители Ирана и "евротройки" (Англия, Франция и Германия) "планируют обсудить перспективы возобновления Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по урегулированию иранской ядерной проблемы, а также санкции в отношении иранских авиа- и морских компаний, которые недавно ввёл ЕС". При этом указывалось на то, что в 2025 году истекает 10-летний срок действия СВПД и одобрившей его резолюции СБ ООН 2231, после чего иранский вопрос будет выведен из повестки дня Совета Безопасности.

В такой ситуации, когда администрация Трампа ещё не появилась в Белом Доме, у Ирана (и, возможно, не только у него) появлялся соблазн сделать Европу ключевым переговорщиком по СВПД и поставить администрацию президента Дональда Трампа перед фактом. В случае если она решится во второй раз, после мая 2018 года, выйти из переговоров по иранской ядерной программе, это может во многом осложнить ситуацию на Ближнем Востоке. Такая комбинация могла устраивать президента Джо Байдена, администрация которого вела закрытые непрямые, но безуспешные переговоры с Ираном. В этой связи Гросси должен был представить Совету управляющих агентств в Вене позитивный отчёт о своих переговорах в Тегеране. В свою очередь глава МИД Ирана Аббас Арагчи заявлял, что "теперь мяч на стороне европейской "тройки". В то же время он подтвердил факт "косвенных контактов с США" (читай: с администрацией Байдена. — Авт.). Но обозначенный сценарий действий "неожиданно" был сорван из-за того, что США изменили позицию, а "тройка" отклонила позитивный отчёт Гросси по итогам его визита в Тегеран и поддержала антииранскую резолюцию в Совете управляющих МАГАТЭ, обвиняя Иран в недостаточном сотрудничестве с МАГАТЭ.

Это решение оказалось неожиданным и для Ирана, который рассчитывал, используя обозначенный с Гросси пошаговый способ дипломатического взаимодействия с "тройкой", разорвать единую конфронтационную позицию Запада. Но, как предполагает "Рейтер", "у Запада появились мотивы, выходящие за рамки ядерных проблем". По мнению агентства, "в последний момент появились негласные признаки готовности администрации Трампа пойти на сделку с Ираном, и "тройка", подыгрывая Байдену, решила "сделать иранскую проблему приоритетной для следующей администрации США, чтобы отвлечь главное внимание Трампа от украинского вопроса". Если это действительно так, то Тегеран столкнулся только с частью новой промежуточной стратегии с акцентом на эскалацию. Поэтому, чтобы прояснить ситуацию с односторонней конфронтацией со стороны Запада в формате МАГАТЭ, Тегеран решил после Вены провести в Женеве специальные переговоры с заместителем генерального секретаря службы внешних отношений ЕС Энрике Мора по более широкому кругу проблем. По словам иранского профессора политологии Мостафы Шер-Мохаммади, выступившего в интервью агентству "Франс пресс", целью Тегерана на переговорах в Швейцарии являлось "стремление избежать "двойной катастрофы", которая снова поставит Иран перед лицом американской политики, но на этот раз уже в сочетании с позицией Европы". Сам же Мора, не раскрывая деталей переговоров, заявил, что "провёл откровенный обмен мнениями с иранской стороной". Потом Тегеран решил несколько приоткрыть завесу секретности, сообщив, что ему были выставлены требования, не имеющие отношения к ядерному досье: изменения в политике на Ближнем Востоке, ревизия отношений с Россией; а также предъявлены обвинения в поставке российским военным беспилотников-камикадзе для войны на Украине, что Тегеран отрицает. После этого заместитель министра иностранных дел Ирана по правовым и международным вопросам Казем Гарибабади, вошедший в состав иранской делегации, написал в Твиттере: "Европе не удалось стать серьёзным игроком в ядерной проблеме после того, как Вашингтон в 2018 году вновь ввёл против Тегерана санкции, которые не хотели поддерживать европейцы". С другой стороны, стало ясно, что разваливается конструкция рабочей группы США и "европейской тройки" и что исчезают возможности маневрирования для иранской дипломатии с целью разрешения ситуации вокруг ядерной программы. И не только это.

Срыв переговоров между Тегераном и "тройкой" произошёл на фоне серьёзной напряжённости на Ближнем Востоке между Ираном и его союзниками, с одной стороны, и Израилем — с другой, а также обострения ситуации в Сирии менее чем за два месяца до возвращения Трампа в Белый дом. При этом главной особенностью ситуации становится то, что проблемы палестинского урегулирования, с чем связаны войны в Газе и в Ливане, отошли на второй план, а в глобальных западных и в некоторых ближневосточных СМИ все проблемы региона стали сводиться к ирано-израильскому противостоянию с укреплением негативного имиджа Ирана, который представал страной, ответственной за нестабильность на Ближнем Востоке. Правда, в более узком смысле многие российские и западные эксперты, после мирного соглашения между Израилем и Ливаном и срыва переговоров в формате МАГАТЭ в Вене, полагают, что между этими двумя событиями и обострением ситуации в Сирии "существует прямая связь". Так оно сейчас и происходит, ведь срыв переговоров по иранской ядерной сделке в Вене стал фактически предтечей сирийского кризиса.

На Иран нанизываются не только проблемы создания ядерного оружия, поддержки "Хезболлы" в Ливане, ХАМАС в Газе и иных организаций, а также военное присутствие в Сирии. В такой ситуации, как утверждают США и Израиль, "решение этих проблем возможно только в совокупности, а не через подписание даже в новой редакции и с новыми условиями одного только СВПД". Это подтверждается тревожной реакцией Израиля на ход переговоров Иран — "тройка" в связи с опасениями, что Европа и Байден вступят в публичные переговоры с Ираном, что оценивалось бы как угроза в деле обеспечения безопасности Израиля. С такими опасениями в Тель-Авиве связана и декларируемая готовность в случае необходимости нанести удары по ядерным объектам Ирана, даже если Тегеран заключит с МАГАТЭ договорённость об исключительно мирном характере своей ядерной программы.

Такие шансы команда президента Ирана Масуда Пезешкиана связывала с возможностью вступить в переговорный диалог с США до января 2025 года, когда в США официально сменится первое лицо страны. В Тегеране явно предпочитали видеть следующим президентом США Камалу Харрис, продолжательницу курса Байдена. Но обострение в Сирии, несмотря на свой пока локальный характер, и независимо от того, кто за этим стоит, воспринимается Ираном и как вызов Байдену, хотя ситуация остаётся крайне запутанной. "Аль-Джазира" со ссылкой на израильские СМИ, сообщает, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху провёл "срочные консультации по вопросам безопасности в связи с ожиданиями падения режима Башара Асада в Сирии в контексте ослабления стабильности в соседней стране, что может повлиять и на Израиль".

Это наводит на мысль, что за нынешними событиями в Сирии скрыты более глобальные процессы, а срыв переговоров с ЕС о возобновлении договорённости по иранской ядерной программе становится пока только вершиной невидимого геополитического айсберга. Это важно подчеркнуть в связи с процессом нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией, давним союзником США. Два региональных гиганта на определённых направлениях стали действовать "в унисон", в том числе и на сирийском направлении. Напомним, что ещё недавно Саудовская Аравия была противницей условий сделки по ядерной программе Ирана и снятия с него экономических санкций. Поэтому начало диалога Ирана с "евротройкой" по ядерной программе способствовало бы укреплению отношений между двумя странами. В 2012 году, когда президент США Барак Обама вёл подготовку к осуществлению договорённостей с Ираном по ядерной сделке, его первым аргументом было то, что, если Иран будет обладать ядерным оружием, им захотят обладать все страны арабского мира. Теперь в интервью британской газете "Гардиан" Арагчи предупредил, что "Иран может получить ядерное оружие, если европейцы вновь введут санкции", а МАГАТЭ "вдруг" подтвердило намерение Тегерана установить шесть тысяч новых центрифуг для низкоуровневого обогащения урана. В таких условиях наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман Аль Сауд сделал предложение Ирану об увеличении объёма торговли, одновременно предпринимая шаги для укрепления отношений с США. При этом он предложил расширить экономическое сотрудничество с Ираном, включая поставки продовольствия и медицинских товаров, но только в обмен на снижение поддержки Тегераном региональных прокси-групп. По данным "Блумберг", "такой ход может усиливать всё же мирную мотивацию действий США в отношении Ирана".

Трамп может пойти двумя путями: переговоры о заключении нового соглашения или усиление давления на Иран. Теоретически существует вероятность, что Вашингтон, как и европейские страны, будет стремиться к заключению нового ядерного соглашения, удобного и Тегерану.

Но пока на сирийском треке активизировалось дипломатическое взаимодействие между заинтересованными странами, особенно между Россией, Ираном и Турцией. Президент Сирии Асад провёл телефонные переговоры с премьер-министром Ирака Мухаммедом Шиа ас-Судани и президентом ОАЭ Мухаммедом бен Заидом, а министр иностранных дел Сирии провёл телефонные переговоры со своими египетскими, оманскими и ливанскими коллегами. Также состоялся телефонный разговор между министром иностранных дел Ирана Арагчи и его российским коллегой Сергеем Лавровым, где тот призвал к сотрудничеству с Россией, чтобы противостоять недавним атакам запрещённой в РФ террористической организации "Хайят Тахрир аш-Шам" и связанных с ней группировок в Сирии. Параллельно министр иностранных дел Турции Хакан Фидан провёл телефонные переговоры со своими российскими и катарскими коллегами, а также с главой временного правительства Наджибом Микати. С другой стороны, в заявлении армии Дамаска подтверждается, что её силы "выполняют свои национальные задачи по борьбе с террористическими организациями в различных регионах", и содержится призыв "не верить слухам и ложным сведениям, опубликованным в связи с ситуацией на местах или затрагивающим военное руководство". Так что главные и важные события на этом треке ещё впереди.

1.0x