Когда США второй раз за несколько месяцев передали через СМИ сведения своих спецслужб о планах Израиля нанести удар по ядерным объектам Ирана, известный арабский эксперт Фирас Яги в интервью агентству "Аль-Нахар" заявил, что "президент Дональд Трамп пошёл на беспрецедентный шаг, предотвращая израильское нападение на Тегеран". По его словам, "так был, во-первых, нанесён политический удар по премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху, во-вторых, было показано, что США не являются частью израильских планов и что они нацелены на продолжение переговоров с Ираном по ядерной программе". Ранее, подписывая мирное соглашение с хуситами в Йемене, Трамп не распространил его на Израиль. Он также без Израиля провёл закрытые переговоры с ХАМАС и добился освобождения одного американо-израильского заложника, Эдана Александра. При этом ХАМАС в качестве жеста доброй воли по отношению к Трампу ничего не потребовал взамен. В этой связи известный израильский новостной канал "Валла" писал, что "Трамп вместе с Саудовской Аравией, Катаром и ОАЭ исключил Израиль из пира на Ближнем Востоке, который переживает самую травмирующую эпоху с момента прихода к власти Нетаньяху". В свою очередь турецкое издание "Джумхуриет", проанализировав за два последних месяца публикации по Израилю в восьми известных американских изданиях, приходит к выводу, что такой "информационной атаке это государство не подвергалось с момента своего образования в 1948 году". Плюсом к этому — неожиданное решение Трампа провести реструктуризацию в Совете национальной безопасности. Он сокращён, и британская газета "Файненшиал таймс" оценивает это в контексте увольнения Трампом с поста первого советника по национальной безопасности Майка Уолтца "за несанкционированные контакты с Нетаньяху".
Многим в США и на Западе кажется, что "Трамп просто бряцает политическими эмоциями и что у него нет конкретного политического курса или плана относительно Израиля". Но почти все признают, что "Трамп стал менять геополитический ландшафт на Ближнем Востоке, хотя его действия пока не воспринимаются как внешнеполитическая доктрина. Он вынуждает лидеров стран региона, таких как Нетаньяху, которые традиционно считались союзниками США, приспосабливаться к новым обстоятельствам и разрабатывать новые сценарии своей внешней политики".
Наиболее продвинутые в анализе ситуации в регионе арабские эксперты считают, что "созданная Никсоном — Киссинджером после израильской войны 1973 года структура американо-арабо-израильского альянса разваливается с появлением вакуума силы". Поэтому главная интрига, которую пытаются распутать многие региональные политики и эксперты заключается в том, "наступил ли для региона переломный исторический момент, или Трамп создаёт пространство для более широкого манёвра и отвязывается от Израиля, создавая новый баланс сил". Как отмечает саудовский портал "Сагд", "ключевая проблема заключается в "спагетти-подходе" Белого дома: бросать идеи на стену, смотреть, что прилипнет, считать первые признаки успеха крупной победой, двигаться дальше или менять курс". Трамп следует своей программе: не замыкать себя на бесконечные израильские войны с недостижимыми целями. Так, спецпосланник президента США Стив Уиткофф практически не покидает Ближний Восток, сшивая наскоро белыми нитками различные комбинации. Именно поэтому провалилось январское перемирие в Газе — слабая проработка и отсутствие внимания к деталям. Но в отношении Ирана применятся иной подход: быстрая сенсационная дипломатическая победа привела бы к слабому соглашению, которое могло бы подтолкнуть Нетаньяху к самостоятельным действиям и удару по иранским ядерным объектам, погрузив регион в хаос и похоронив все "прекрасные трамповские соглашения". Тем не менее, послание Трампа Нетаньяху однозначно: следуй нашей программе, которая не включает в себя бесконечные войны с недосягаемыми целями, — одна тактика и никаких достижений на поле дипломатии. Более того, Трамп мало заботится о военных кампаниях, призванных обеспечить выживание Нетаньяху как политика и существование его ультраправой коалиции, но не приносящих побед и выставляющих таким образом президента США в невыгодном свете.
В то же время то, что мы сейчас наблюдаем, — это только видимая часть айсберга. Предупреждения о том, что "Трамп начинает перекраивать Ближний Восток без Израиля", исходили от израильской военной разведки, точнее от бывшего главы израильской военной разведки генерала Амоса Ядлина. Он докладывал, что "американская администрация начала плести нити новых альянсов, которые выходят за рамки Израиля, а иногда исключают его вообще". В этой связи он предлагал правительству Израиля найти ответ на вопрос: происходят ли в политике США "радикальные сдвиги или идёт тактическое разделение ролей на Ближнем Востоке между Вашингтоном и Тель-Авивом в более широком контексте". Он отмечал, что Трамп меняет национальные приоритеты, основываясь на видении, согласно которому "иностранные войны, неравноправные союзы и отдалённые обязательства по обеспечению безопасности истощают американскую экономику и ложатся бременем на плечи рядового гражданина". По его словам, эта тенденция, известная сегодня в Республиканской партии США как "новый изоляционизм" (MAGA), выдвигает на первый план непосредственные экономические интересы США, отодвигая "исторические обязательства, включая приверженность безоговорочной защите Израиля". В то же время в Республиканской партии действует и так называемое интервенционистское крыло, которое защищает курс на продолжение активной роли Америки в мире, особенно на Ближнем Востоке, и подчёркивает необходимость поддержания стратегических отношений с Израилем. Сегодня чаша весов склоняется в пользу MAGA. Более того, Ядлин считает, что "Израиль, столкнувшись с этой реальностью, оказывается перед незнакомой сценой": впервые за десятилетия его лишили возможности оказывать прямое влияние на приоритеты администрации США в ближневосточной политике, как это было в прошлом. Переговоры с Ираном проходят вне каналов координации, отношения с Саудовской Аравией строятся на экономических основах, которые не пропускаются через ворота "мира с Израилем", а ХАМАС, классифицируемый Израилем как террористическая организация, перешёл на прямой диалог с Вашингтоном.
Таким образом, Израиль фактически выведен из регионального геополитического уравнения. "Новое американское видение рассматривает стабильность на Ближнем Востоке как самоцель, — пишет Ядлин. — Такой радикальный сдвиг, отражающий осознание американцами того, что энергетическая безопасность, корректировка региональных балансов и конкуренция Китая и России являются приоритетами выше исторических отношений с Тель-Авивом". Положение усугубляется и тем обстоятельством, что "правительство Нетаньяху больше не представляет традиционный израильский консенсус, оно возглавляется коалициями поселенческо-националистических религиозных правых и мессианских течений, которые придают конфликту абсолютно религиозный характер, противоречащий любому политическому урегулированию". Поэтому в представлении Трампа Нетаньяху "затягивает конфликты в регионе на неограниченный срок, что отчётливо проявилось в настойчивости Нетаньяху продолжать войну в Газе без чёткого политического горизонта и без стратегического плана выхода из конфронтации".
Кстати, выступая с большой речью на слушаниях в комитете по иностранным делам Сената США госсекретарь Марко Рубио, говоря о политике США на Ближнем Востоке, отмечал, что "США из-за событий в Газе и кризиса в Сирии могут "завязнуть" на Ближнем Востоке, что остановит их продвижение к Азии". Напомним, что Трамп в Саудовской Аравии выражал даже сочувствие жителям Газы, заявляя, что с ними "обращаются невыносимым образом". Поэтому напряжённость между Вашингтоном и Тель-Авивом переходит уже в идеологическую плоскость, определяя главный смысл проблем между США и Израилем, которые следуют двумя разными маршрутами геополитической трансформации: растущего американского изоляционизма и ожесточившегося израильского радикализма. В итоге Израиль, который, как заявлял Нетаньяху, "перекроил Ближний Восток с помощью войны в Газе", фактически очертил границы своего стратегического отступления в регионе. Не случайно израильский эксперт по безопасности Ронен Бергман заявляет, что "израильтяне на самом деле не понимают причины возобновления войны в Газе, точно так же как армии трудно понять, что она делает и куда движется в этом процессе".
Заявленные цели: ликвидация руководства ХАМАС и его военного потенциала, освобождение израильских заключённых, создание "буферной" зоны на севере Газы, укрепление сдерживания и предотвращение повторения нападения 7 октября 2023 года — всего лишь символы прикрытия для другой "игры".
Но проблемы не только с США. Свои партнёрские отношения с Израилем начинает пересматривать и Европа. Большинство стран ЕС проголосовали в Брюсселе за пересмотр соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между Европейской комиссией и Израилем. Более того, предложение Нидерландов начать расследование соблюдения Израилем требований сотрудничества с ЕС имеет серьёзные последствия для Израиля в контексте его интеграции в европейские программы, что может усугубить состояние нестабильности в торговом обмене, который в прошлом году составил около 42,6 млрд евро. ЕС является самым важным торговым партнёром Израиля, даже более, чем Соединённые Штаты. Одним словом, ЕС пытается интегрироваться в новую политику США на Ближнем Востоке и начинает пересматривать прежние различные соглашения о партнёрстве с Израилем.
Но в целом политика США на Ближнем Востоке остаётся неопределённой.
Складывается ощущение, что Трамп готовит условия для того, чтобы разделить бремя обеспечения безопасности в регионе ещё с кем-то другим. Может быть с Россией, чтобы заменить политику управления конфликтами политикой управления переходными процессами вместе с крупным внешним партнёром. Есть также вариант создания альянса Саудовская Аравия — Израиль, но с идеей нового арабского центризма и подключением некоторых стран Европы (Франция). Пока же бесспорно то, что начинают обрисовываться особенности новой роли Америки на Ближнем Востоке с вариантами потенциального условного партнёрства в области безопасности. Что касается Израиля, то он по-прежнему является партнёром США, но теперь от него требуется идти в ногу с политикой Трампа, а не руководить им.