Авторский блог Илья Титов 11:46 6 февраля 2018

Доктор Хаос

методика Джина Шарпа обрела с помощью современных технологий сокрушительную силу

ХХ век был, помимо всего прочего, временем колоссального технологического прыжка всего человечества. На Западе, в аллеях бостонских институтов и в лесах Лос-Аламоса, и у нас, в коридорах Радиевого института и на саровских равнинах, было разработано страшное оружие сокрушительной мощи. Наличие этого оружия у обеих сторон крупнейшего противостояния века стало залогом сохранения хрупкого равновесия сил в мире. Благодаря этому равновесию с августа 1945-го ядерное оружие так и не было применено в боевых условиях. Однако в недрах американских университетов в 1970-х годах было создано новое оружие, аналогов которому у Советов не было. Этому оружию предстояло совершить то, чего не смогла ядерная бомба: под его ударами пали СССР и Югославия, это оружие, создававшее очаги общественной напряжённости, сменило не один десяток режимов в Грузии и на Украине, а после адаптации алгоритмов воздействия на общество под веяния эпохи информационных технологий – в Магрибе и Леванте. Почти всё, с чем мы сегодня имеем дело, – хаос на Украине, исламские радикалы на Ближнем Востоке, тлеющий и готовый в любой момент вспыхнуть конфликт на Балканах – стало следствием идей одного человека. Профессор Джин Шарп, кем-то называемый «Макиавелли ненасилия», а кем-то – «отцом цветных революций», 28 января умер в Бостоне на девяносто первом году жизни.

История его жизни до определённого момента типична, если не сказать – банальна для американского антивоенного активиста. Диплом социолога, полученный в том же году, когда Советы испытали свою РДС-1, уравнявшую чаши весов. Девять месяцев тюремного срока по причине, считавшейся почётной среди американских интеллектуалов, – нежелание служить в армии, отправившейся воевать в Корею. Десять лет жизни в сытой Европе, а после защита диссертации в Оксфорде на тему «Методы ненасильственного свержения режимов». Десятилетия исследовательской работы, почёт, авторитет и своя некоммерческая исследовательская организация, изучающая ненасильственное раскачивание неугодных режимов и тесно, но неочевидно связанная с американским правительством и разведсообществом. Джин Шарп имел все шансы слиться с потоком десятков, если не сотен подобных ему, если бы не его книги. Труды, переведённые на полсотни языков, включают в себя самый широкий список методов воздействия на режим, комбинации этих методов с целью наибольшей эффективности действий протестующих и описание исторических примеров ненасильственной борьбы, приводившей к грандиозным последствиям. Слово в слово методики Шарпа применялись во время югославской «Бульдозерной революции», низложившей Милошевича, грузинской «Революции роз», сместившей Шеварнадзе, и украинской «Оранжевой революции», ставшей предвестником и генеральной репетицией событий 2013 года. Поразительно похожие методы действия «революционеров», до банальности единодушная реакция мирового сообщества и подозрительно совпадающие списки фракций, оставшихся в выигрыше, позволяют говорить об искусственности этих государственных переворотов так же явно, как нескрываема связь лидеров протестов с американскими политиками и с идеями Джина Шарпа.

Поразительно тихо и незаметно, как тигр, неслышно крадущийся на мягких лапах, наступила совершенно новая эпоха. Все законы распространения информации мигом устарели, как только у рядового обывателя появилось устройство, имеющее моментальный доступ почти ко всей информации, доступной человеку. Старые СМИ отошли на второй план, когда могущественные медиаконгломераты стали проигрывать в точности и оперативности человеку с камерой, транслирующему происходящее в интернет прямо с места событий. Методика Шарпа идеально вписалась в новые течения, обретя с помощью современных технологий и доселе невиданной скорости и простоты распространении информации сокрушительную силу. Примерами демонстрации лишь малой толики этой силы стали Арабская весна 2011 года и Евромайдан три года спустя. Вот уже восьмой год Россия находится под прицелом сил, держащих в натренированных руках оружие методик Джина Шарпа.

Исход послевоенной перекройки мира в значительной степени был определён своевременными усилиями России по созданию того же оружия, что намеревались применить наши враги. Сегодня мы безоружны. То, как легко разошлись по стране протесты, проходившие в 2011-12 годах под знаком белой ленты и созданные в точном соответствии с учебниками Шарпа, заставляет задаваться вопросом: как защищаться от подобных методов воздействия и наносить ответный удар? Ответом на эти вопросы может стать аналогичная методика применения мягкой силы в стане тех, кто желает нам зла. Методика, позволяющая отразить попытку майдана на Болотной площади и активизировать, условно говоря, протесты мексиканских нелегалов в Калифорнии. Задавить искусственно выведенный импульс мятежа, насильно вживляемый нам, и вживить такой же импульс в ответ. Этой методики нет, хотя спрос на неё существует уже давно. Так где же ты, русский Шарп?

4 апреля 2024
14 апреля 2024
2 апреля 2024
1.0x