Авторский блог Александр Балтин 10:06 17 июня 2024

Добычин

к 130-летию со дня рождения

1

Стиль сух как стрептоцид.

Обнажённое, нервное право глагола, вибрирующего на эсхатологическом ветру бытия.

…жизнь Л. Добычина – странная тема: его исчезновение из реальности: будто не умер, а растворился в другом пространстве, -носило мистический характер, хотя было весьма конкретно.

«Город Эн» - кусочки, фрагменты жизни пред 17 годом; одна – 1905 года отшумела – вторая не грянула; и кусочки эти текут соком бытия: всё вырвано из него, чтобы устояло, когда распадутся связи.

И стиль сух, как мел, которым делается рисунок.

Жизнь маленькая, и – внешне – простая: вся сложность сконцентрирована именно в этой простоте, не говоря – пестроте.

Маленький герой, с которым неизвестно, что будет дальше, однажды заметит, как много звёзд, и как остры их лучи.

А в действительности, чьи орнаменты своеобразны, сделан шаг: получен аттестат, и надо думать, как быть дальше.

Герою интересны люди, а не арифметика: хотя арифметика бытия требует повышенного сосредоточения.

Ему интересны люди, которые всегда продолжают быть, любить, ошибаться, отчаиваться.

Сам Добычин учился в Двинском реальном училище, потом – изучал экономику в Санкт-Петербургском политехническом институте.

Подал прощение об отчисление, с семьёй переселился в Брянск, учительствовал.

Первый рассказ, опубликованный в 24 году…

Последняя книга «Город Эн», послужившая причиной травли.

Оголтелой, разнузданной, дикой…

Его стиль коробил: писатель был причислен к формалистам.

…существует легенда, согласно которой Добычин, разыграв самоубийство, больше не писал: что вряд ли соответствует реальности: ибо, поражённый даром сочинительства, так не сумеет.

Слова прорвутся через него.

Особенно в случае с Добычиным, создавшим свой стиль: настолько оригинальный, что узнаётся по абзацу.

…и разворачивается во времени мистерия «Города Эн»: сложно и просто, сухо и пламенея красками сердца.

2

Сухая жуть прозы Добычина…

Фразы, дерущие воздух, как голые кусты (или – они застыли в бесплодной молитвы, жаждая ответа?).

Персонажи – с натяжением тайных жил вырванные из реальности, чтобы стать фактом литературы.

Обычная коллизия – столкновение бывшего с воспоследовавшим; и – странные люди: будто без психологии, начинённые чем-то сложным, когда не страшным…

«Встреча с Лиз»», «Портрет»…

«Город Эн» - единственный роман: с криво разъезжающимися внутри него домишками, с затхлой мерой провинциальности, косматой уездности.

Им мило там жить.

Не надо их трогать.

…город Эн – так мальчик, взрослеющий на протяжение романа – называет свой город по ассоциации с другим - из «Мёртвых душ», которые читает – как раз.

Подружился бы с сыновьями Манилова, мечтает.

Сыплется сухой стрептоцид фраз.

Жизнь выставляет шипы, готовая ранить всегда.

А слагающий свой роман мальчик – такой живой, очень активно реагирующий на бурление мира: дело Дрейфуса, русско-японская война.

Всё влияет – и появление кинематографа, и столетие Гоголя.

Всё ложится в текст жизни…

Яркость деталей завораживает: они, словно заговорённые автором, даются в сложном и новом освещении.

Модернизм романа был подвергнут шпицрутенам критики, даже травли скорее.

Добычин исчез.

Возможно, покончил с собой – не растворяются люди в воздухе.

Он – предложил одну из интереснейших стилистик: острую, жёсткую, отвечающую синкопам и тремоло века.

И как развернулся бы дальше!

1.0x