Сообщество «Посольский приказ» 19:50 12 февраля 2019

Дерзкий француз

Макрон стоит перед необходимостью определить свою позицию в схватке вокруг «однополярного мира», но пока не имеет возможности это сделать

8 февраля Франция отказалась поддержать инициативу Еврокомиссии о распространении действия энергетического законодательства ЕС и на морские газопроводы, что означает возможность беспрепятственного завершения строительства газопровода «Северный поток — 2» по дну Балтийского моря.

Один из самых «горячих» вопросов европейской (да, пожалуй, и мировой) политики на прошлой неделе звучал так: «Что за муха укусила Эммануэля Макрона?» «Хозяин Елисейского дворца» демонстративно отказался от участия в международной конференции по безопасности, которая должна пройти в Мюнхене 15—17 февраля и выступления на ней совместно с бундесканцлерин Ангелой Меркель, призвал Германию отказаться от строительства «Северного потока — 2» (правда, через два дня снял своё требование), устроил дипломатический скандал с Италией относительно «жёлтых жилетов» и Венесуэлы, вплоть до отзыва посла из Рима «для консультаций», вовсю размахивал наличием у своей страны ракетно-ядерного оружия и права вето в Совбезе ООН, а ещё в придачу ко всему обвинил Россию и чуть ли не Путина лично в разжигании протестов всё тех же «жёлтых жилетов» — вообще, человека словно подменили.

Конечно, длящийся уже почти три месяца «торфяной пожар», который каждую субботу прорывается жёлтым огнём на поверхность в разных французских городах и весях, требует от Макрона максимально демонстрировать свою значимость на международной арене, чтобы хоть как-то повысить уровень собственной поддержки внутри страны. Тем более что в борьбе не помогают ни кнут (разгоны их акций, аресты активистов), ни пряник (предложение провести референдум по повестке дня оппозиции, постоянные выступления в теледебатах и т.д.). Но всё это, по большому счёту не требовало подобной суматошной активности на внешнеполитическом фронте (или уже на внутриполитическом? — кто их там, в этих нынешних «единых европах», разберёт).

Венесуэльский кризис? Да, Париж сегодня полностью на стороне Вашингтона. Французская Гвиана с космодромом Куру — практически географическая соседка Венесуэлы, где развитие политических событий идёт пока вовсе не так, как хочется США и их союзникам: триумфальным утверждением Хуана Гуаидо во власти пока даже не пахнет, как и капитуляцией Николаса Мадуро.

Возможно, определённый ключ к разгадке ответа на этот вопрос может дать статья известного французского дипломата и чиновника Ролана Юро (Roland Hureaux), которая посвящена критике почти незамеченного в России Ахенского договора от 21 января 2019 года и опубликована электронным медиаресурсом “Atlantico” 28 января. В ней автор доказывает, что все стратегические, политические и финансово-политические выгоды от процесса евроинтеграции с введением единой валюты получала, получает и намерена получать только одна страна, Германия, и прежде всего — за счёт несчастной и прекрасной Франции. «Дисбаланс между Германией и Францией будет только расти» — гласит заголовок этой статьи, а текст её содержит пассажи, за которые в единой толерантной Европе совсем недавно полагалось публичное побитие камнями или сжигание на костре. В частности, автор называет евро «главным фактором этого дисбаланса, <…> свидетельством выдающейся экономической безграмотности французского руководства и его отдающих вишизмом представлений о том, что французам необходимо навязать немецкую дисциплину». А обязательство Парижа принять участие в создании европейской системы безопасности, включая евроармию, и содействовать получению ФРГ статуса постоянного члена Совбеза ООН — «символом вассалитета Франции по отношению к Германии». Юро призывает не забывать, что «вопрос кресла постоянного члена Совбеза негласно увязан с вопросом обладания ядерным оружием, к которому некоторые немецкие круги стремятся всё более открыто». Самое важное здесь — сам концепт раскола европейского и прежде всего франко-германского единства, который сейчас взялся осуществлять Эммануэль Макрон. Разумеется, под флагом его защиты и «перехвата лидерства» у Берлина.

Значит ли это, что Макрон внезапно передумал насчёт подписанного им же Ахенского соглашения, а потому бросился выполнять «рецепт Юро» и иже с ним? Или этот поклонник стареющих дам просто играет свою роль в интриге с Меркель, подписанием Ахенского договора заставив бундесканцлерин выйти за «красные флажки», а теперь демонстративно заистерил, чтобы уйти в сторону от негативной реакции Вашингтона и Лондона? Или, что следует из быстрой сдачи французами немцам своей позиции по «Северному потоку — 2», которая у многих «атлантистов» почему-то сразу вызвала ассоциации с 1940 годом, он, в меру своих сил и понимания, способствует созданию весьма перспективной «геостратегической оси» Пекин — Москва — Берлин (ну и Париж впридачу)? Ясно только одно: что Франция Макрона стоит перед необходимостью как-то определить свою позицию в нынешней схватке вокруг «однополярного мира», но пока не имеет возможности это сделать, бросаясь из одной крайности в другую и выдавая нужду за достоинство.

5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
20 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x