Сообщество «Круг чтения» 00:56 4 октября 2020

«Что-то всеми навек утрачено…»

к 125-летию со дня рождения Сергея Есенина
30

"Есенин? Это что?" Услышав такое от "нормального" вроде бы современного десятиклассника, поневоле содрогнёшься, а потом и задумаешься… Вот оно как, даже не — "кто", а — "что"? 

Ведь совсем недавно казалось: подобное из уст любого нашего умственно полноценного соотечественника старше 14–15 лет не может прозвучать никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах. Потому что это просто невозможно — образ златокудрого и синеглазого красавца-поэта, гениального "рязанского Леля", погибшего совсем молодым, навсегда впечатан в народное сознание от Москвы до самых до окраин. Потому что более близкого и понятного всем, более родного и народного, более русского человека не найти. В своей книге "Есенин", вышедшей всего-то десять лет назад в знаменитой "молодогвардейской" серии "Жизнь замечательных людей", Станислав и Сергей Куняевы писали: "Лишь есенинская легенда… всё время выбрасывает новые весенние почки, разворачивается свежей листвой, и никому не ведомо, закончится ли когда её цветение. Думается, это произойдёт не раньше, чем закончится история России". 

К сожалению, как сегодня выясняется, всё это не совсем так. Или даже совсем не так. 

Здесь вряд ли следует всё списывать на пресловутый фактор ЕГЭ, благодаря которому "последнего поэта деревни" фактически исключили из школьной программы по русской литературе — ведь и в сталинскую эпоху его стихи тоже особо не "жаловали", но зато миллионы или даже десятки миллионов человек в Советском Союзе все эти десятилетия переписывали есенинские строчки из одной "заветной" тетради в другую… 

Где они сейчас, тетради те? Вынесены на свалку вместе с книгами? 

Загляните-ка в современные "молодёжные" социальные сети, типа "ВКонтакте" или "Телеги" — кто там? Есенин? Пушкин? Ой ли?! 

В чём же дело? "Что-то всеми навек утрачено…"? 

Нет, в нынешней российской "вирту-реальности" Есенин ещё присутствует. И вполне весомо. В поисковике Яндекса по этому запросу значится три миллиона ссылок, в Гугле — вообще пять с лишним миллионов. И к этим ссылкам ещё достаточно активно обращаются. Но — люди в основном старшего поколения, для которых стихи и образ Есенина действительно являются неотъемлемой частью собственной идентичности… 

В есенинском феномене ("есенинской легенде", "есенинском мифе", если использовать определение отца и сына Куняевых) присутствуют и неразрывно переплетены между собой три основные линии: творческая (главная, поскольку без неё всё прочее было бы попросту неинтересно и даже бессмысленно), общественно-политическая (самая востребованная вчера) и личная (самая востребованная сегодня). 

С творческой линией, кажется, всё более-менее ясно. Корпус сочинений Сергея Есенина почти за век, прошедший с момента гибели поэта, устоялся, и никаких новых, тем более — сенсационных, находок или потерь здесь не предвидится (хотя, что в этом отношении можно предвидеть?). 

Здесь нет ни места, ни смысла говорить о поэтике Есенина, о воплощённой в его творчестве системе ценностей, эстетических и этических, — всё это тема отдельного и очень обстоятельного разговора. Ограничимся лишь констатацией того бесспорного факта, что Есенин — прежде всего поэт, "Божья дудка", как он сам себя называл. Его стихотворения "Отговорила роща золотая…", "Не жалею, не зову, не плачу…" (хотя бы только они!) — безусловные шедевры, свидетельства того, что уж "седьмого неба" русской поэзии их автор, безусловно, достиг, а значит — там и пребывает в вечности своей, в "большом времени" нашей культуры и нашего Слова. 

Обстоятельства и подробности личной биографии поэта: предки и родители, братья и сёстры, друзья и враги, женщины и дети, переплетение их судеб и страстей, поездки, скандалы и всё прочее, — опять же, обретают свой смысл и значение только во взаимодействии и в соотнесении с есенинским творчеством, в пересечении этих измерений есенинской жизни. 

Да, Есенин-поэт, несомненно, достиг "седьмого неба" русской поэзии. А Есенин-человек? Здесь, похоже, вопрос неразрешимый настолько, насколько неразрешим вопрос, связанный с обстоятельствами смерти поэта. Если он был убит — как Пушкин и Лермонтов — целостность есенинского феномена нельзя подвергать сомнению, если же имело место самоубийство (по любой причине) — то данный феномен остаётся разорванным, а потому неизбежно уходящим из бытия. 

Неудивительно, что окончательная точка здесь не поставлена до сих пор. 

Если обратиться к общественно-политической линии феномена Есенина, то вполне очевидным является тот факт, что с самого момента "включения" в литературный процесс в 1915 году и вплоть до своей гибели Есенин, говоря современным языком, позиционировал себя и воспринимался другими не только в качестве "божьей дудки", но и в качестве "голоса русского крестьянства", на то время составлявшего намного больше половины населения страны. 

Насколько интуитивно и насколько осознанно это происходило, насколько соответствовало действительному положению дел, — тоже отдельная тема для разговора, но ей стоит уделить немного больше внимания, поскольку она и задаёт общие границы для корректных ответов на поставленные выше вопросы: 

— исчезает ли Сергей Есенин и его творчество из современного бытия "Русского Мира"? 

— если исчезает, то почему? 

— последуют ли за ним другие классики отечественной поэзии и литературы, вплоть до Пушкина? 

— сможет ли после и вследствие этого "Русский Мир" оставаться русским, в его нынешнем понимании, а сама Россия — Россией? 

Как можно видеть, судьба есенинского феномена сегодня касается не только судьбы его творчества, но и судьбы всей нашей страны. С этой точки зрения, видимо, и стоит оценивать всё, что было и будет ещё написано о "последнем поэте деревни". 

В статье "Литературной энциклопедии" 1930 года за подписью Б. Розенфельда утверждалось: "Социальная родина Е. — зажиточная, патриархально-старообрядческая группа крестьянства. Однако уже с ранних лет мы наблюдаем в Е. тенденцию к отрыву от родной почвы, а позже видим все признаки резко выраженной деклассации, вплоть до полного погружения в богему… Годы, проведённые Е. в кабаке, легли непреодолимой преградой между ним и далеко вперёд ушедшей деревней. Он не узнаёт родного села, чувствует себя лишним среди советского крестьянства, около волисполкома обсуждающего свою жизнь и распевающего "агитки Бедного Демьяна" вместо его песен, никому теперь не нужных… Уже раньше растерявший свои физические и творческие силы, Е. не смог обновить их действительным приобщением к полнокровной жизни нового поколения и неизбежно должен был впасть в состояние ещё более глубокого упадка и опустошённости…, вскоре последовавшее затем самоубийство Е. едва ли не совпадает с последней гранью его творчества". 

Эти строки почти полностью соответствуют "Злым заметкам" главного редактора газеты "Правда" Николая Бухарина от 12 января 1927 года, где говорилось, что "советские" устремления "оказались совсем не по плечу Есенину, всеми своими эмоциональными корнями сосавшему совсем другие соки из окружающей жизни", а "есенинщина" объявлялась не только "самым вредным, заслуживающим настоящего бичевания явлением нашего литературного дня", но и "шовинистическим свинством" "под колпаком юродствующего quasi-народного национализма", чуть ли не аналогом зарубежного фашизма, "напялившим на себя "советский" кафтан". 

Вот таким деклассированным изгоем был представлен поэт в канун коллективизации/индустриализации, через год с небольшим после своей трагической гибели. И даже когда сам "Бухарчик" оказался уничтожен в ходе дальнейшей политической борьбы 30-х годов, какой-либо реабилитации Есенина и его творчества за этим не последовало. Всего за период 1927–1953 гг. насчитывается менее десятка советских изданий его стихотворений, в школьную программу они тоже не входили. 

Причина тому лежит на поверхности: в конце своей жизни и сразу после смерти Есенин оказался в самой гуще литературно-политических баталий того времени. И, прежде всего, — из-за своей высочайшей популярности среди тогдашней советской молодёжи, крестьянской по своему происхождению и духу. В этой связи часто цитируются слова из адресованного Есенину письма комсомольца из Николаева: "Стихи твои пьём вёдрами и не можем напиться!" 

То, что до революции в Есенине было коктейлем из большей части желаемого и малой части действительного, после революции становилось неоспоримой реальностью. Он летел к выбранной им цели с потрясающей быстротой и точностью. Не видеть этого мог только слепой политик, а не пытаться использовать — только тупой. В пореволюционной России и те, и другие очень быстро прекращали существовать, даже в физическом смысле. 

В 1915 году "голосом русского крестьянства", да ещё в дуэте с Николаем Клюевым, юного Есенина могли признавать разве что в литературных и великосветских салонах двух российских столиц — с заходом в императорскую фамилию. А семь лет спустя, в 1922 году, не кто-нибудь, а казавшийся тогда всесильным Лев Троцкий писал (в большой статье "Внеоктябрьская литература. Литературные попутчики революции"): "Есенин отразил на себе предреволюционный и революционный дух крестьянской молодёжи". Относя поэта к числу как раз "попутчиков", замечал: "Относительно попутчика всегда возникает вопрос: до какой станции? Этого вопроса нельзя сейчас, однако, предрешить и в самой приблизительной степени. Разрешение его зависит не только от субъективных свойств того или иного из попутчиков, но главным образом от объективного хода вещей в ближайшее десятилетие". 

Это весьма утилитарное замечание, на мой взгляд, во многом объясняет парадоксальную благожелательность "демона революции" к "последнему поэту деревни" и к его творчеству: видимо, есенинские стихи, в понимании Льва Троцкого, должны были сыграть свою роль в привлечении крестьянских масс к идее "перманентной революции" в России, которая должна была перерасти в "революцию мировую"… А заодно — продолжить разрушение "старой" Европы и самой России, начатое Первой мировой войной. Есенин должен был стать одним из тех, кто поможет повести всё равно обречённого на убой "телка" или "жеребёнка" русской деревни в нужном направлении. 

"Милый, милый, смешной дуралей. Ну куда он, куда он гонится?.." 

Тем не менее, дуралей — гнался, упорно не желая совать свою золотую голову ни в одно услужливо подставляемое ярмо… И до трагической черты ему оставалось всё меньше. 

Трагическая гибель поэта пришлась как раз на дни работы XIV съезда ВКП(б), проходившего 18–31 декабря 1925 года. На этом обстоятельстве особо акцентировал своё внимание Николай Анисин в работе "Стихи Есенина, речи Сталина". Хорошо известно, что этот съезд, второй после смерти Ленина и первый после создания СССР, должен был состояться в Ленинграде, где тогда "правили бал" оппозиционные Сталину представители так называемой старой ленинской гвардии Григорий Зиновьев и Лев Каменев. Но по настоянию Сталина решением октябрьского пленума ЦК РКП(б) место проведения съезда было перенесено в Москву, в первый же день его работы Каменев и Зиновьев лишены слова и выведены из состава Политбюро ЦК партии большевиков. Был взят курс на построение социализма в одной стране, а Сталин признан "главным вождём партии". Троцкий же предпочёл занять публичную позицию "над схваткой" Сталина и Бухарина с "новой оппозицией", видимо, полагая, что это укрепит его собственные политические позиции… 

Именно накануне съезда Есенин дал согласие лечь в психоневрологическую клинику под руководством профессора Петра Борисовича Ганнушкина, куда и поступил 26 ноября 1925 года. Поводом для этого стало начатое ГПУ расследование по заявлению двух попутчиков из поезда Баку — Москва, с которыми поэт, возвращавшийся в столицу из своей последней поездки в Закавказье, где проводил "медовый месяц" с Софьей Толстой, устроил очередной скандал. Интересно здесь то, что 18 декабря, в день открытия съезда, Есенин клинику покинул, а 23-го, когда победа Сталина сомнений не вызывала, срочно выехал "к Вольфу Эрлиху" в Ленинград, где и провёл последние дни своей жизни… Случайные совпадения? Возможно, случайные, но некоторая "суперпозиция" личных действий поэта и куда более мощных волн общественно-политической жизни, кажется, здесь налицо. 

В бухаринской "Правде" 19 января 1926 года появилась статья Троцкого "Памяти Есенина" — по мнению Максима Горького, "лучшее из написанного" тогда о поэте: "Из старого его вырвало с корнем, а в новом корень не принялся. Город не укрепил, а расшатал и изранил его. Поездка по чужим странам, по Европе и за океан не выровняла его… Есенин не враждебен революции и никак уж не чужд ей; наоборот, он порывался к ней всегда… Есенин не был революционером. Автор "Пугачёва" и "Баллады о двадцати шести" был интимнейшим лириком. Эпоха же наша — не лирическая. В этом главная причина того, почему самовольно и так рано ушёл от нас и от своей эпохи Сергей Есенин… Корни у Есенина глубоко народные, и, как всё в нем, народность его неподдельная. 

Кому писал Есенин кровью в свой последний час? Может быть, он перекликнулся с тем другом, который ещё не родился, с человеком грядущей эпохи, которого одни готовят боями, Есенин — песнями. Поэт погиб потому, что был несроден революции. Но во имя будущего она навсегда усыновит его… 

Умер поэт. Да здравствует поэзия! Сорвалось в обрыв незащищённое человеческое дитя. Да здравствует творческая жизнь, в которую до последней минуты вплетал драгоценные нити поэзии Сергей Есенин!" 

Сам Горький в своей оценке есенинского творчества ещё менее политизирован, но близок к Троцкому: "Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком". 

Но статья Троцкого имеет всё ту же политическую цель: если живой Есенин не захотел поддержать его линию, пусть это делает мёртвый Есенин… "Пастор Шлаг, или светлый образ его", — впрочем, это уже спонтанная литературная ассоциация. 

Через год после публикации этой статьи Троцкого Бухарину пришлось "Злыми заметками" про Есенина и страшную деклассированную "есенинщину" бить уже по Троцкому… 

В итоге мы можем констатировать уникальный факт: два выдающихся политика эпохи не просто высказались о творчестве поэта, но оформили свои мысли в развёрнутые статьи с мощными выходами в реальную политику. 

В этом споре явным и парадоксальным образом отсутствует ещё один голос — голос Сталина. Который не только внимательно следил за литературным процессом, но и прекрасно понимал его "изнутри". Но вот про Есенина не сказал ни слова. Ни за, ни против. Ни до войны, ни во время войны, ни после войны. В этом сталинском молчании, несомненно, есть какая-то тайна, которую только скрывают многочисленные публикации времён горбачёвской перестройки и ельцинских девяностых с общим рефреном: "Сталин убил Есенина". Возможно, некий свет на природу этого молчания проливает известная сталинская резолюция на письме Лили Брик, датированном 24 февраля 1935 года: "Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи". 

Лично у меня есть такое ощущение, что гибель Есенина "отец народов" до конца жизни воспринимал как большую потенциальную потерю для себя лично, причём — и по своей вине, и по вине самого поэта… 

Лукавил ли Троцкий? Лукавил ли Бухарин? Что стояло за молчанием Сталина? Есенин, хоть и был всегда "себе на уме", как и положено крестьянину, не лукавил точно… 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
2 октября 2020 в 20:06

Прекрасный материал! Огромное спасибо Автору за его создание!

2 октября 2020 в 20:55

Просто народу вбивают в голову, что у власти какие то подлые либералы. На самом деле у власти вчерашние коммунисты и кгбэшники вперемежку со вчерашними уголовниками, типа Пригожина - *путинского повара*. Усвоив этот факт, уже не трудно будет понять, что Путин, переформатировав итоги Гражданской войны в пользу белогвардейцев, автоматически выбросил всю советскую культуру. Ну сами подумайте зачем этим изменникам Есенин, бегущий за комсомолом или Маяковский, воспевающий молоткастый и серпастый ?

Беда в другом - завтраки не видят альтернативы этой подлой власти, как и 86 % холопов по всей стране.

3 октября 2020 в 05:01

@Иван Фёдоров (Тарас)

Господским сапогом тебе в рыло, смерд и педераст.
Большего холопа чем ты, свиное рыло, сыскать сложно. Таких животных только на цепь и пороть ежедневно.

Предлагаю удалить это животное с сайта и заблокировать любую возможность повторной регистрации. Хватит разводить толерастию. В храме, библиотеке и университете даже одна грязная свинья среди людей -- слишком много.

3 октября 2020 в 08:16

Вот он тут, как тут, этот путинский холуй - Ивахненко. Даже, живя в Канаде, он исправно выполняет свои холуйские функции. .этого горбатого только могила исправит.Этот сучёнок и Павла Корчагина, и Павла Морозова закопает в угоду власти. И маму родную.

3 октября 2020 в 09:20

Александр Ивахненко
Сегодня в 05:01
@Иван Фёдоров (Тарас)

Господским сапогом тебе в рыло, смерд и педераст.
Большего холопа чем ты, свиное рыло, сыскать сложно. Таких животных только на цепь и пороть ежедневно.

Предлагаю удалить это животное с сайта и заблокировать любую возможность повторной регистрации. Хватит разводить толерастию. В храме, библиотеке и университете даже одна грязная свинья среди людей -- слишком много.
////////////////////////////////
Что можно сделать с этим придурком Ивахненко ,с его сапогами.
ДУМАЮ ему надо вырвать поганый язык .чтоб он замолчал ,
и отрубить пальцы рук ,чтоб он не мог печатать на клавиатуре !

2 октября 2020 в 21:29

Как то по ТВ расскзывали, что студенты
не смогли продолжить:
"Мой дядя самых честных правил" и
"Кукушка хвалит петуха".

Но разве только это??!!
Опомоенность интернетом и так далее.
По закону возрастания энтропии, и это не игрушки.

3 октября 2020 в 09:25

Лев Козленко
2 октября 2020 в 21:29
Как то по ТВ расскзывали, что студенты
не смогли продолжить:
"Мой дядя самых честных правил"
************************
Сейчас могут
Мой дядя самых честных правил
когда не в шутку занемог ,
он так сумел кухарке вправить,
что дворник вытащить не смог.

2 октября 2020 в 21:36

Не русские Темные Силы в России стремятся уничтожить и сам русский народ и его историческую,духовную культурную память. Есенин - Душа русского народа,тогдашнего крестьянства сильно мешал не русским большевикам своей народной популярностью... И они его убили...

2 октября 2020 в 21:40

Вот ещё что можно добавить.

Кто опомоенных отмоет,
Кто утопающих спасёт?
Напасть великую сегодня
Народ, увы, не сознаёт.

То, что интернет - помойка, стало ясно сразу. Но поначалу как то не хотелось думать, что величайшее творение человеческой мысли будет служить людям с повадками архаических приматов. И вот в точном соответствии с законом возрастания энтропии стал накапливаться в лучшем случае примитив и банальность, а гораздо в большей степени пошлость и откровенная мерзость. Я не беру здесь коммерческие бизнеспроекты(порнография и т.п.), а беру простое существование в социальных сетях. Мне объясняли как то, что для того, чтобы прозвучать в сетях, надо заявиться с достаточно "оригинальной" гадостью. Миллионы просмотрщиков, котрые этим гипнотизируют других, как чёрт ладана сторонятся высокого или хотя бы просто приличного, а клюют именно на низкое, порой просто гнусное. Мне мой внук частенько демонстрирует нечто убогое в виде музыкальных номеров, которые годятся разве только для утренней гимнастики.

И вот наше подрастающее поколение, сидя по уши в помойке, т.е. опомоенные, начинают нас с вами, убелёнными сединами, критиковать, а точнее в грош не ставить. На душе становится муторно. Ведь дело то пахнет мутацией миллионов, которые могут стать и становятся инструментом в руках чуждых нашему обществу деструктивных сил.

Критиковать легко, а что прикажете делать? Дело осложняется ещё тем, что полагаться на прозрение народа не приходится по причине специфичности процесса раскультуривания в условиях массового винопотребления, табакокурения и сквернословия. Одолеть энтропию? Легко сказать. Пока могу поведать только, что людям, не совсем потерявшим разум, надо расстаться со спиртным и табаком, а скверное слово обратить в неприкосновенный запас (НЗ) и употреблять при отсутствии экстремальных ситуаций не чаще одного раза в полгода для сохранения родовой силы(из ТВ прогр.).

А молокососов желательно охлаждать указанием на их опомоенность , интернетинвалидизацию и необходимость усваивать богатства, накопленные человечеством. Иначе худо будет всем, поскольку идёт процесс расчеловечивания. Из нового брать на заметку вещи достойные конкуренции с явным либо не явным барахлом. "Чтобы побеждать врага, надо знать его идеологию" (Штирлиц).

Всё это так, скорее для внутрисемейного пользования. Большинству моя наука не нужна, но слова опомоенный(умойся) и интернетинвалид(исцелися) пусть работают. Время идёт и опомоенных можно будет уподобить безграмотным. Тогда встанет вопрос о народных университетах культуры. Так ведь? Как аналог ликбезу. Недаром в Библии сказано, что всё возвращается на круги своя.

3 октября 2020 в 09:38

Анекдот от САДАЛЬСКОГО :
Выходит Маяковский из кабака, окруженный стайкой девиц. Девицы начинают его охаживать
https://b1.culture.ru/c/686378.jpg

- Владимир! А это правда, что Вы можете сочинить стихотворение прямо с ходу, на месте?
- Конечно! - говорит подвыпивший поэт революции, - Давайте тему!
- Ну, вот видите, в канаве - пьяница валяется.
Маяковский, гордо выпрямившись, громогласно начинает:
Лежит
Безжизненное
Тело
На нашем
Жизненном
Пути.
Голос из канавы:
Ну а тебе какое дело?
Идешь с лядями и иди.
Маяковский: - Идемте, девушки, это Есенин...

3 октября 2020 в 13:32

Прошлой осенью мы, несколько бывших однокурсниц, решили встретиться.
Живем в разных городах.
Дружно решили собраться в Рязани.
Естественно, ездили в Константиново. К Есенину.
Все там бывали раньше. Но! Спустя десятилетия, в нынешней нашей жизни, чем- то похожей на ту, поэт становится ближе, понятнее.
Будет он жить средь нас!

И еще. Опять набежали грязноротые.

Модератор! Сколько можно терпеть " швайн..."?

3 октября 2020 в 13:46

Red Nadia
Сегодня в 13:32

И еще. Опять набежали грязноротые.

Модератор! Сколько можно терпеть " швайн..."?
////////////////
Надюша , это ты о швайне Ивахненко ?

3 октября 2020 в 14:04

Фима, анекдот про Изю и Мойшу знаешь, да? Побираются, один типа подайте бедному арабу, другой- бедному еврею...
Вы с ним и есть изя и мойша. Из одной колоды. Зарплату в одной кассе получаете.
Пошли вон оба.

3 октября 2020 в 20:06

А некоторые продукты получают из "Глобус гурмэ")

3 октября 2020 в 21:16

Red Nadia
Сегодня в 14:04
Фима, анекдот про Изю и Мойшу знаешь, да? Побираются, один типа подайте бедному арабу, другой- бедному еврею...
Вы с ним и есть изя и мойша. Из одной колоды. Зарплату в одной кассе получаете.
Пошли вон оба.
/////////////////////////////
Надюша , спокойно ,без пены !
Скажи Надюша ,почему Сталин не любил Есенина ,а Маяковского назначил главным поэтом ?
Потому что Есенин был певец природы ,человеческой любви .
А Маяковский писал стихи про КРАСНЫХ НАДЬ , ШТО ЧЕРЕЗ 4 ГОДА
тут будет город сад .
Потом Маяковский сказал и жизнь хороша и жить хорошо ! - и застрелился .

3 октября 2020 в 21:55

Начитался психопата что ль?
" Глобус" есть на Н.Риге. И никаких гурме.
Что из этого следует!?

3 октября 2020 в 22:03

Фим, ЧТО о ком думал Сталин, не знает ни один эксперт на свете.
А их домыслы , если честно, лично мне малоинтересны.
Я могу предполагать, но это тоже никому не нужно.
Мне Есенин ближе. Дом, где он жил, в точности дом моей обожаемой бабушки, папиной мамы. И Ока... Она первая река, а мой родной Хопер ее приток)

Сидели б вы , где сидите. Но, видать, копеечка нужна.

4 октября 2020 в 12:43

Red Nadia
3 октября 2020 в 22:03
Сидели б вы , где сидите. Но, видать, копеечка нужна.
///////////////////////////////////////////////////////////

Здесь на зуб зуб не попадал,
Не грела телогреечка,
Здесь я доподлинно узнал,
Почём она — копеечка.…

Это про меня
ВСЁ МОЁ ДЕТСТВО ПРОШЛО В ОЧЕРЕДЯХ
за хлебом ,за мукой ,за керосином ,мылом и ................
Безденежье , покупка дров и угля и вместо пальтА - Телогреечка.

Так штаа про копеечку красная Надя - помолчи .

4 октября 2020 в 16:52

Фим, что Владимира Семеныча помнишь, это молодец.
Про очереди в детстве. Значит, ты в глуши жил, коль за керосином часами стоял, а Алла Гербер в столице, но воспоминания у вас обоих тоскливые. Злобные ваши , видать, родители были, коль до сих пор в себя не придете. Да и в телогрейке рос!
Это от какой же нищеты!?!?
А нас любили. Мы в классики играли. В прятки. В кругА. И качели были. И газировка с двойным сиропом. И пальто нормальные.
А вы , вы как были убогие, жадные, злые, так ими и остались. Тьфу на вас.

4 октября 2020 в 19:10

А вы , вы как были убогие, жадные, злые, так ими и остались. Тьфу на вас.

Из ЖЖ Red
Nadia
"Этот ресторан мне близок как никакой другой. Обьясню. Замначупрделами нашего министерства был бакинский еврей, светлой памяти Евгений Исаевич Валентинов. Знал всю торговую, общепитовскую, гостиничную, билетно- кассовую Москву.
Поскольку я в конторе была моложе всех лет на 20, то, естественно, меня , скажем, баловали наши начальники.
Надо на Новый год столик в ресторане, Евгеньисаича прошу и нА тебе Метрополь, нА тебе Прагу...
Так вот о Праге. Мы там получали продовольственные заказы. Была знакома с директором. "

4 октября 2020 в 20:25

Аркаш, ЧТО хотел сказать- то?
Прага Прагой, но Славянский базар был лучший!!!

5 октября 2020 в 21:33

Red Nadia
4 октября 2020 в 16:52
Фим, что Владимира Семеныча помнишь, это молодец.
Про очереди в детстве. Значит, ты в глуши жил, коль за керосином часами стоял, а Алла Гербер в столице, но воспоминания у вас обоих тоскливые. Злобные ваши , видать, родители были, коль до сих пор в себя не придете. Да и в телогрейке рос!
Это от какой же нищеты!?!?
А нас любили. Мы в классики играли. В прятки. В кругА. И качели были. И газировка с двойным сиропом. И пальто нормальные.
А вы , вы как были убогие, жадные, злые, так ими и остались. Тьфу на вас.
///////////////////////
Надюша , я жил в Омске .
ДУРНИЦА ТЫ НАДЮШКА .
Сколько тебе лет убогой ? Что ты знаешь о послевоенном времени ?
Что ты знаешь о моих родителях ?
СУЧКА ТЫ КОНЧЕНАЯ .ТЬФУ НА ТЕБЯ .старая профурсетка.

6 октября 2020 в 11:34

...СУЧКА ТЫ КОНЧЕНАЯ .ТЬФУ НА ТЕБЯ .старая профурсетка...

Фим! Сидим и хохочем! Думаешь, оскорбил, штатная ты единица?
Ты пиши, еще пиши, все равно тут ни слюны, ни перхоти не видно)

Модератор, ау! Это в норме теперь в Завтра вот такие комменты?

7 октября 2020 в 07:25

Red Nadia
4 октября 2020 в 20:25
Аркаш, ЧТО хотел сказать- то?
Прага Прагой, но Славянский базар был лучший!!!
*************************
С ТОБОЙ НАДЮХА ВСЁ ЯСНО !
Видимо ты дочка высокого партработника , поэтому ты нихрена
не знала как люди живут.
Знала что булки растут на деревьях .

7 октября 2020 в 09:55

Фим! Хоть ты и хам, но отвечу! У меня сейчас земляков много в гостях, хохочем доупаду!
Райцентр Воронежской области, на Хопре ( это речка такая), педагоги школьные- математика и русский- литература.
Пальцем ты а небо попал.
Папин брат- шофер в колхозе Елань- Коленовский. Там все школьные каникулы проводила.
Пока, хамло.

7 октября 2020 в 11:57

Red Nadia
Сегодня в 09:55
Фим! Хоть ты и хам, но отвечу! У меня сейчас земляков много в гостях, хохочем доупаду
/////////////////////
Смотри от смеха не описяйся ,хохотунья !

3 октября 2020 в 15:00

"Илан Фёдорзон" - грязный, зоологический, пещерный русофоб. Иди работай, а то трёшся здесь 24 часа.

3 октября 2020 в 16:36

Ты, питекантроп, почитай работу Ленина о Национальной гордости великороссов и, может быть, поймёшь, что именно *Илан Фёдорзон*, не терпящий нацистов и грязных черносотенцев и есть гордость русской нации.

3 октября 2020 в 21:22

Сергей Никулин
Сегодня в 15:00
"Илан Фёдорзон" - грязный, зоологический, пещерный русофоб. Иди работай, а то трёшся здесь 24 часа.
////////////////////////////////////////
Сер гей Никулин - грязный ,зоологический , пещерный антисемит .

7 октября 2020 в 12:35

Как же без этого - Сталин победил и Есенин, сбежав из клиники, умчался в Питер, чтобы повеситься. Назло Сталину. Да? Любимая конспирология, без этого же неинтересно, правда?

1.0x