22 марта глава специальной следственной комиссии Роберт Мюллер передал итоговый доклад министру юстиции — генеральному прокурору США Уильяму Барру.
Пока что полный текст доклада «застрял» на столе у самого Барра, а общественности и даже Конгрессу США предоставлены лишь четырёхстраничные выжимки из его текста, но суть полного документа понятна и из них.
Как и ожидалось, никаких новых обвинений против Дональда Трампа и его окружения выдвинуть не удалось — наличие «сговора» с целью искажения результатов президентских выборов 2016 года не доказано. Да, шестерых американских политиков Мюллеру удалось обвинить в различных преступлениях, а пятерых из них даже упечь за решётку — только вот обвинения против них касались неуплаты налогов, отмывания «грязных денег», лжесвидетельствования или случаев давления на свидетелей. В общем — обычная жизнь американского политического истеблишмента, но никак не сговор с целью избрания Дональда Трампа, да ещё и со страшным «русским следом».
Судя по всему, не задалось у Мюллера и с выдуманными им «русскими хакерами и троллями», которые якобы и проделали всю грязную работу по протаскиванию Дональда Трампа на пост президента США. В рамках своего расследования спецпрокурор возбудил два уголовных дела — против 12 «офицеров ГРУ», якобы осуществивших взлом почтовой переписки Хиллари Клинтон и сервера Демократической партии США и против 13 «российских троллей», которые, по мнению Мюллера, осуществляли целенаправленную пропаганду «за нашего Дональда» в социальных сетях.
Подготовка этих обвинений тоже оказалась на поразительно низком уровне: например, в качестве адреса мифической «военной части 26165», где якобы служили хакеры, был указан адрес, по которому в Москве расположен Военный университет Министерства обороны РФ, занимающийся подготовкой высших командных кадров для Российской армии. В суде (впрочем, ожидаемо) доказать российское происхождение взлома не удалось — личности хакеров так и остались анонимными. А обвинения «троллям» и вовсе не получилось толком сформулировать, так как деятельность российских страниц и пользователей, которых обвинили в поддержке Трампа, по факту никак не отличалась от обычной дискуссии, характерной для современных социальных сетей и информационных сайтов. При этом многие американские юристы считают, что положительное решение суда по «троллям» и вовсе невозможно, так как вступит в противоречие с первой поправкой к Конституции США, обеспечивающей свободу слова.
Впрочем, столь скромные результаты работы комиссии Мюллера, которые вполне можно охарактеризовать фразой «даже чижика съесть не смог, негодяй!», никак не образумили американских законодателей, которые требовали от спецпрокурора без малого голову Трампа на блюде импичмента. Пока это выразилось в том, что председатели шести комитетов палаты представителей, большинство в которой принадлежит демократам, потребовали от генпрокурора Барра не позднее 2 апреля предоставить Конгрессу США полный текст доклада об итогах расследования.
Исходя из такой ситуации, вскорости в Конгрессе вполне могут появиться два разных отчёта с различными выводами: один — от демократов и направленный против Трампа и второй — от республиканцев, Трампа поддерживающий. Такая ситуация вполне может расколоть не только Конгресс, но и всё американское общество. Ведь сторонники нынешнего президента ожидаемо увидят в таком положении лишь доказательства невиновности «американского Цезаря», в то время как противники Дональда Трампа снова заговорят о том, что «трампинатора» надо поскорее убирать с поста президента США.
При этом самому Трампу сценарий «нет доказательств, нет обвинений — нет и дела об импичменте», как ни странно, может даже оказаться на руку. Так как двусмысленные выводы парламентского расследования могут стать практически «золотой акцией» для него на выборах 2020 года, обеспечив действующему президенту США стабильное преимущество над любым кандидатом от демократической партии.
Конечно, сегодня жребий в руках генпрокурора Уильяма Барра. Именно он имеет право решить, какую часть доклада Мюллера направить в Конгресс, а также уведомить о том, что содержалось в исключённых материалах и насколько они были важны в расследовании. Хотя, исходя из статуса расследования, именно законодатели США будут определять, какие эпизоды будут обнародованы или продолжены в расследовании, — особенно там, где прямые уголовные обвинения так и не были представлены. И уже в результате обсуждений в Конгрессе в «Деле Трампа» на приговоре «казнить нельзя помиловать» будет поставлена окончательная запятая, точное положение которой пока что никто не готов предугадать.
В любом случае, последующие действия после окончательной публикации доклада обещают стать многозначной юридической и политической битвой, в рамках которой американская властная система действительно пройдёт (или не пройдёт) настоящее испытание на прочность.