Роман, к которому писатель идёт лабиринтом жизни, должен отливаться из золота: опыта, таланта, осмысления прожитого; роман-эссе Владимира Чивилихина «Память» и по сегодня переливается именно золотым блеском…пускай отдельных граней.
Чивилихин любил книги и библиотеки; он и прочитал библиотеки, а оные видел и в концентрации «Слова…», великолепном знаке древнерусской высоты – в «Слове…» столько открывшем ему, как писателю и человеку.
И вот – роман-синтез, историческое повествование, множественность деталей, рассматриваемых под углом, которым никто не пользовался досель.
Роман, во многом отрицающий теории Л. Гумилёва, точно вызывающий на дуэль знаменитого историка и философа; роман, будто бы продолженный во времени, ибо закончен он быть не мог…
Хотя формально – закончен.
Из недр истории прорастающее настоящее, окрашенное в тона её: и часто тона эти кровавы, хотя и мерцает в недрах золото духа и мысли, действия и подвига.
Роман – но научно-исследовательский; возможно – новый жанр?
Симфония жанров?
Невероятная, титаническая попытка совмещения искусства и науки, чьё взаимодополнение должно раскрыть много кодов бытия.
Всю Россию – мощь её истории вобрать в одну книгу не реально; но Чивилихин и стремится к не реальному, особо ярко освещая историю «Слово…» и феномен декабристов, ныне подвергаемый чуть ли не осмеянию…
Яркости много расплёскано по страницам «Памяти»…
Память!
Слово, пульсирующее многими составляющими; слово, зовущее к переосмыслению всего, данного нам и отнятого у нас…
Великолепная «Память».
Пламенеющая «Память».