Авторский блог Сергей Белкин 00:14 26 декабря 2022

«Черевички» к Рождеству

первоклассная работа и надо Бога молить, чтобы этот спектакль как можно дольше оставался в репертуаре.

Так получилось, что на следующий день после «Демона» я снова сходил в Большой театр, посмотрел «Черевички» П.И. Чайковского (23.12.22). И вновь хочу поделиться впечатлениями, – тем более что вместо досады, охватившей меня после «Демона», я испытываю подъем и радость. А этими эмоциями делиться куда приятнее.

Кратко: «Черевички» – превосходный спектакль! И это в том же театре, о деградации которого я давеча писал. Как же так?

Те, кто ходят в Большой с регулярностью заядлых театралов, ответ давно знают. Поделюсь и я своими мыслями на сей счет.

«Черевички» идут на так называемой «Камерной сцене» Большого театра. Ещё недавно это был самостоятельный Камерный музыкальный театр, созданный Б.А. Покровским 50 лет тому назад и носящий его имя с 2009 года. Когда-то он располагался на Соколе, а в конце 90-х переехал на Никольскую, где и существует до сих пор. Лет пять тому назад его присоединили к Большому, и театр стал называться «Камерной сценой им. Б.А. Покровского».

«Черевички» были поставлены в 2008 году, ещё при жизни Б.А. Покровского. Режиссер-постановщик спектакля – Ольга Тимофеевна Иванова.

Обращусь к читателям – своим друзьям в социальных сетях, где я публикую свои театральные впечатления: вам это имя знакомо? Уверен, что большинство ответит – нет. А имена Серебреникова, Богомолова, Чернякова?.. Конечно – да. Даже если вообще в театры не ходите. А ведь Ольга Тимофеевна – выдающийся режиссёр. Ее биографию можно прочитать в интернете. Кратко: окончила Ленинградскую консерваторию, ещё студенткой начинала у Товстоногова, потом, с 1974 года – в Камерном театре у Покровского. Были периоды работы в МАМТе, в Саратове и Нижнем Новгороде, но с 2006 года и по сей день – в Камерном театре. В Википедии можно прочитать: «Всего на творческом счету режиссёра около 100 постановок классических русских и зарубежных опер». Среди них и «Черевички», поставленные О. Ивановой вместе дирижером-постановщиком Игорем Юрьевичем Громовым. Что, друзья, – тоже незнакомое имя? И.Ю. Громов – заведующий кафедрой оркестрового дирижирования МГИМ им. А.Г. Шнитке, был главным дирижером во многих коллективах: в хоре им. Пятницкого и в оркестре им. Осипова, в БСО им. Чайковского и др. Пять лет (2007–2012) был главным дирижером Камерного театра Б. Покровского.

«Черевички», поставленные Ивановой и Громовым – первоклассная работа и надо Бога молить (а больше и некого), чтобы этот спектакль как можно дольше оставался в репертуаре. Это настоящее мастерство, глубокое, талантливое воплощение музыкально-драматургических замыслов П.И. Чайковского. Замечательна и сценография (Ирина Акимова, Юрий Устинов): остроумно, точно, ярко и в полной гармонии с музыкой! И это в условиях не просто стесненных (кто бывал в Камерном театре – знает микроскопические размеры сценического пространства), а таких в которых, кажется, совершенно невозможно поставить спектакль с большим количеством действующих лиц и радикально меняющимися «местами действия». Но талантливые и профессиональные люди – могут!

От общего – к частному. Спектакль живет на сцене 14 лет, за это время сменилось немало исполнителей. Каковы же нынешние?

Начну с дирижёра: Алексей Верещагин. Блистательная работа! Браво! Оркестр звучал превосходно и ни разу не вышел за рамки ансамбля с солистами и хором. Верещагин давно работает в этом театре и за плечами у него уже очень богатый дирижерский опыт, в том числе, и за пределами театра, хотя ему ещё нет и сорока.

Александр Чернов, (тенор, Вакула), достоин самых высоких похвал! Замечательной красоты голос и высокое мастерство. Браво!

Ольга Дейнека-Бостон (меццо-сопрано, Солоха) – первоклассная работа! Браво!

Алексей Прокопьев (бас, Бес) – запоминающаяся работа! В его роли много чисто актерской, притом весьма подвижной, динамичной игры и делает он это очень ярко. Браво!

Веселая компания поклонников Солохи: Чуб, пожилой казак (Александр Маркеев), Пан Голова, кум Чуба (Виктор Боровков), Панас, кум Чуба (Виталий Родин), Школьный учитель (Валерий Макаров) – пели и играли превосходно, создавали атмосферу праздника – сказочного, волшебного, и в то же время – совершенно реалистичной «гоголевско-малороссийской» жизни. Браво!

Екатерина Семёнова (сопрано, Оксана, дочь Чуба). Эта молодая певица три года работает в театре и у нее уже довольно большой репертуар. Исполнение партии Оксаны не было безупречным, ещё есть над чем работать и не мне указывать на промахи и давать советы по дальнейшему совершенствованию вокальной техники. Но делать это – надо. Роль же в целом, несомненно, удалась. Браво!

Все остальные исполнители были хороши и запомнились: Александр Полковников (баритон, Светлейший), Давид Целаури (бас, Старый запорожец), Ирина Березина (меццо-сопрано, Екатерина II). Браво!

Хочу сказать – идите и смотрите, но знаю, что билетов нет. Билеты на все спектакли на Камерной сцене раскупаются заранее. Надежда на лишний билетик у входа есть и настойчивые почти всегда бывают вознаграждены: вижу это регулярно.

Ещё раз повторю: дай бог, чтоб этот театр, ставший частью очень сложного, раздираемого противоречиями великого Большого, чтоб он сохранился, сберег свои традиции, не дал себя растворить в чуждых ему проблемах, и не был сожран агрессивными бездарями, прикрывающими свою бездарность и неумелость якобы новациями. Ничего более новаторского и современного, чем то, что делал Б.А. Покровский и его последователи, – в том числе и в первую очередь на этой сцене, – не было и пока нет даже на горизонте. Это самый передовой, самый подлинно contemporary театр. И не в Москве, а в мире. Просто прочитайте перечень их постановок за 50 лет и убедитесь.

Подводя некий итог своим откликам на два спектакля («Демон» 22.12.22 и «Черевички» 23.12.22), выражу надежду на то, что оперная часть Большого театра сможет оздоровиться, возродиться. Сумеет не потерять то здоровое, что в ней имеется, привлечет людей талантливых, даст им возможность творить во славу оперного искусства, развивая нашу культуру.

Фото: Владимир Майоров

1.0x