Сообщество «Посольский приказ» 00:51 21 июля 2021

Бунты банту

Южноафриканское безумие уже сейчас называют сильнейшей волной протестов в стране со времён падения апартеида

Несмотря на огромное расстояние между странами, на отсутствие точек культурного, языкового или цивилизационного соприкосновения, на ограниченность представлений друг о друге, выражаемую стереотипами и домыслами, Россию и ЮАР что-то связывает. Некоторые южноафриканские лидеры мнений всерьёз называют Россию последним оплотом консервативной мысли в Европе, видят в Путине спасителя белой расы, а в русских — пассионариев, противостоящих глобальному тренду на уничтожение и размытие коренных европейских народов. Российских публицистов тоже по неведомым причинам влечёт к Южной Африке. Это не объяснить простым поиском примера того, как под улюлюканье мировой прогрессивной общественности обижают белых, — нет, здесь что-то глубже. Россия и ЮАР смотрят друг на друга с огромного расстояния и, не всегда будучи способными разглядеть реальную картину, видят друг в друге пример. Они, как уже было сказано, видят в нас утопию, проекцию собственных фантазий, пример того, что могло бы быть с ЮАР, не ступи она на тропу манделизации. Мы же видим — и видим не зря — в Южной Африке пример будущего, что ждёт всякую страну, достаточно долго бывшую под управлением наиболее радикальных сторонников прогрессизма и социальной справедливости в западном понимании этих слов.

В ночь на 8 июля арестовали бывшего президента ЮАР Джейкоба Зуму. Суд приговорил его к 15 месяцам тюрьмы. Повод для судебного преследования 79-летнего ветерана радикальных движений — обвинения в коррупции — равно как и причина его задержания — неуважение к суду, расследовавшему эти обвинения, — не имеют особого значения. Зума — идеальный пример представителя южноафриканской политической элиты, взявшей власть после падения режима апартеида. Да, Зума — коррупционер, но коррупция, имеющая в ЮАР кошмарные масштабы, свойственна там вообще всем крупным политикам. Да, Зума плевать хотел на законодательные нормы, — но вольная трактовка этих норм и есть норма Южной Африки. Зуму характеризуют две вещи. Во-первых, безумное количество диких, смешных и нелепых историй, в которые влипал этот постоянный гость международных саммитов и высоких встреч. Многожёнец, ВИЧ-инфицированный (как и почти треть населения страны), едва ли не подтверждённый насильник, заразивший секретаршу СПИДом, требовавший забирать детей у юных матерей и призывавший избивать геев, — таким миру запомнился Джейкоб Зума. Во-вторых, несмотря на упомянутые художества, Зума невероятно популярен. Даже спустя три года после ухода с поста президента у Зумы имеется целая армия личных сторонников, готовых идти против бывшего вице-президента Зумы, а ныне президента страны Сирила Рамафосы. "Армия" в данном случае — ничуть не преувеличение. Вскоре после ареста бывшего президента его сторонники перекрыли дороги, связывающие важнейшие центры провинций на востоке страны, — оттуда родом президент и его ближайшее окружение — и начали продвигаться западнее. Локальный успех спровоцировал беспорядки по всей стране — вся Южная Африка оказалась охвачена лутингами, гражданскими протестами и мирными демонстрациями, если выражаться языком западных СМИ. Если же говорить нормально, то вот уже полторы недели в ЮАР творится некое подобие общественного коллапса — грабятся магазины, обносятся дома, жгутся машины и трещат кости в уличных столкновениях между непонятными фракциями. Повод для беспорядков в виде Джейкоба Зумы оказался забыт — всем, кажется, уже плевать, что Зума смиренно отправился в тюрьму. На фоне выкрученной на максимум версии американского "лета погромов" проявился ряд интересных тенденций.

Одна из них: хаос обратил всеобщее внимание на тех, на кого до сих пор не принято было смотреть. Соцсети наполнились кадрами, где белые ополченцы, увешанные оружием, перекрывают дороги, досматривают автомобили, куда-то идут. Они патрулируют территории, выставляют стражу около магазинов, заколачивают окна и разливают масло, полезное в борьбе против грабителей. Потомки буров, голландских колонистов, имеют полное право считать эту землю своей — зулусы и коса, составляющие почти всё чёрное население страны, являются на этой земле чужаками куда в большей степени, чем африканеры. Понимают это и сами негры — тот же Зума как-то заявил, что "африканеры знают, что это их земля, и никуда отсюда не уйдут". В конфликте двух пришлых общностей победу с начала 1990-х одерживают те, кто пришёл позже. Кровавые методы расправы над белыми фермерами, не желающими отдавать землю, деньги и еду, вытеснение белого населения из крупных городов и превращение их в заваленные мусором гетто, постоянная пропаганда прямого насилия в отношении африканеров — таковы реалии ЮАР. Долгое время мир не замечал того, что при куда более скромных масштабах, но при другом цвете кожи жертв на Западе давно назвали бы "геноцидом". Сейчас к ЮАР приковано пристальное внимание профильных СМИ, многие независимые публицисты, блогеры и аналитики распространяют информацию о происходящем, что вынуждает их описывать бедственное положение потомков голландских переселенцев.

Кроме того, удивление может вызвать отсутствие активной реакции грандов западного медиарынка. Да, у каждого из них появились материалы, описывающие события, но что это за гнетущая тишина? Где поддержка храбрых южноафриканских борцов за справедливость, где рассказы про мирный протест, где решительные осуждения белого расизма по отношению к коренному населению Южной Африки? Причин молчания западных СМИ может быть несколько: 1) именно сейчас нет никакой нужды раскручивать тему расовых обид в странах Запада: Трампа сбросили, а у этих самых стран и без того хватает насущных проблем; 2) подробное освещение проблемы ЮАР вынудит упоминать о бурах: рассказ о них, пусть даже в самом негативном ключе, полностью противоречит главному принципу массмедиа в их отношении, а именно — не замечать; 3) местечковые разборки в южноафриканской людоедской политике мало кому интересны из аудитории, и исключением тут может послужить разве что либеральная пресса, ориентированная на Россию, — в их интерпретации спидозный многожёнец Зума превратился чуть ли не в лучшего друга Путина; 4) самое интересное — симпатии коллективного читателя западной прессы вовсе не обязательно окажутся на стороне беснующихся негров. В США год назад трактовать всё было намного проще — справедливой ярости темнокожих противостояла тупая трусость белых. Здесь же границу провести не так просто. Те же соцсети, которые, хоть убей, у коллективного Запада не получается модерировать так же тщательно, как СМИ, показывают странные картины. Вот семейство индусов с ружьями стоит бок о бок с белыми на защите ряда небольших лавок. Вот непонятного происхождения метис бережно прибивает листы фанеры к витрине своего магазина. А вот — страшно подумать — негр тщательно складывает заранее заготовленные припасы, формируя аккуратную стопку коробок, при этом вокруг видны вооружённые белые. Это не телевизионная агитка и не плакат РУДН — просто отмена апартеида породила в стране немногочисленную, но существенную прослойку цветных, воспользовавшихся предоставленными возможностями и вышедших на нормальный для Запада уровень достатка. Эти люди не желают терять нажитое в угоду безумию толпы. Как показывать подобную картинку, но при этом заставлять читателя верить в борьбу бунтовщиков против системного расизма и угнетения цветных, западным массмедиа непонятно.

Южноафриканское безумие уже сейчас называют сильнейшей волной протестов в стране со времён падения апартеида. Южноафриканское общество во всём его жутком и противоречивом многообразии — от африканеров со взведёнными ружьями до готовых заживо загрызть их зулусов — находится на пороге страшного осознания. Долгие годы все проблемы ЮАР было принято связывать с наследием апартеида. Апартеидом оправдывали выдавливание белых, ради борьбы с апартеидом города превращали в помойки, война с наследием апартеида даже стала главной идейной темой дорогого и неуместного чемпионата мира по футболу 2010 года. Сегодня корова апартеида, которую доили 30 лет, подыхает, а другой управляющей идеи ЮАР попросту не имеет.

21 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x