Чуть менее года назад я уже касался этой темы. Тогда вышла статья «Новая гвардия», которая была опубликована в «Завтра» под заголовком «Лучшие люди». Писал о том, что сегодня наши ребята в ходе специальной военной операции на Украине проявляют массовый героизм и лучшие черты национального ментального кода: стойкость, взаимовыручку, массовое самопожертвование во имя своих товарищей. Отметил один неизбежный факт: после окончания СВО вернутся десятки тысяч людей, принципиально отличающихся как от довоенных, так и от сегодняшних мирных соотечественников. Это будут граждане с иной ментальностью, взглядами, принципами, понятиями, нравственностью, жизненными установками, требованиями к руководителям и чиновникам. И они изменят ход российской истории, коренным образом повлияют на её течение, на внутренние и внешние приоритеты.
И вот президент в недавнем послании неожиданно коснулся этого немаловажного момента, фактически заявил о том же. Я вовсе не хочу сказать, что он повторил мои слова, тут всё гораздо проще: для каждого вдумчивого наблюдателя, тем более аналитика, такое развитие ситуации абсолютно очевидно и безальтернативно.
«Офицеры и сержанты, которые показали себя грамотными, современными и решительными командирами – таких очень-очень много, – будут в приоритетном порядке выдвигаться на вышестоящие должности, направляться в военные вузы, академии, служить мощным кадровым резервом для Вооружённых сил. И, безусловно, они должны быть востребованы на гражданке, в органах власти всех уровней. Хочу просто обратить внимание коллег на это. Это очень важно. Люди должны понимать, что Родина оценивает их вклад в защиту Отечества».
Помимо этого будет создан специальный государственный фонд. «Его задачей станет адресная, персональная помощь семьям погибших бойцов и ветеранам специальной военной операции. Он будет координировать предоставление социальной, медицинской, психологической поддержки, решать вопросы санаторно-курортного лечения и реабилитации, помогать в образовании, спорте, трудоустройстве, предпринимательстве, в повышении квалификации, в получении новой профессии. Обращаю внимание: уже в этом году структуры фонда должны быть развёрнуты во всех регионах Российской Федерации».
Источник на Старой площади, естественно, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что на фонд поддержки будет направлена гигантская сумма – около 1 трлн рублей, что соответствует 12 млн рублей на каждого участника операции – небывалая поддержка безо всякого преувеличения. Конечно, многое пойдёт не непосредственно на конкретных защитников Отечества, а, например, на создание инфраструктуры, строительство жилья, погашение кредитов, ипотеки и прочее, но в любом случае всё это будет делаться для благополучия, роста жизненного и профессионального уровня участников СВО.
Немного скажу про реинтеграцию ветеранов в современное российское общество. Здесь иногда возникают ситуации, мягко говоря, странные. На фоне того, что у нас в стране сложилось строго уважительное отношение к участникам боевых действий, связанное с их прославлением и почитанием (все прекрасно помнят, как относились к ветеранам Великой Отечественной войны, бойцам, пришедшим с Афганской войны, правда, к последним – только общество, а не государство, государство уже было поглощено совсем другими процессами), военнослужащие, вернувшиеся с Украины, иногда сталкиваются с неуважением со стороны некоторой части общества.
Государство проявляет всяческую заботу и внимание, чиновники на местах отлично осведомлены, что может случиться, если станут известны факты хотя бы малейшей несправедливости или даже некорректности по отношению к вернувшимся бойцам – таких чиновников сожрут заживо, причём и высшие должностные лица, и общественное мнение. Тем не менее уже сейчас, когда возвращаются сравнительно немногие, становится известно о проблемах, с которыми сталкиваются, например, раненые, пытающиеся получить квалифицированную медпомощь, в частности, нуждающиеся в сложных операциях, протезировании, имплантации органов и т.п.
Далее. Из зоны СВО вернулся довольно весомый контингент солдат и офицеров с различными степенями инвалидности. При всех попытках властей оказать содействие возникают ситуации, как, например, в Кабардино-Балкарии, где прокуратура выявила многочисленные нарушения прав инвалидов: отсутствовали элементарные нормы предоставления необходимого инвентаря, в большинстве больниц и поликлиник не было пандусов для инвалидных кресел, парковки не оборудовались специальными местами. И совершенно понятно, что в других регионах, кроме Москвы, Питера, возможно, Татарстана и ещё двух-трёх субъектов, ситуация с благоустроенностью городов, умолчим уже о сельских поселениях, мало чем отличается от положения дел в КБР.
К сожалению, на ТВ и в соцсетях иногда появляются сообщения о том, что раненых и даже просто одетых в форму участников СВО охрана не допускает в рестораны, офисные центры или магазины. Самым известным из такого рода эксцессов стал случай с 26-летним ветераном, которого выгнали из хостела в Москве. «Молодой человек был тяжело ранен в ногу во время боёв под украинским Бердянском и за свои заслуги в спецоперации получил медаль «За отвагу», – пишет ФАН. – Ему сделали операцию. Перед возвращением в родной город он и его супруга забронировали номер в московском хостеле и внесли предоплату. Администратор хостела отказалась предоставлять им номер из-за их внешнего вида. Молодой человек был на костылях».
Расправа с теми, кто позволил себе такое отношение к ветерану, была суровой: администратора уволили и возбудили уголовное дело, хозяина оштрафовали на крупную сумму, СМИ донесли подробности этого инцидента всей стране. Надеюсь, многим хозяевам отелей действительно стало неповадно так поступать, но факт остаётся фактом: в этой истории проявилась психология частного лавочника, эгоистичного и лишённого каких бы то ни было связей с общегосударственными проблемами.
Не так давно один из самых дорогих московских ресторанов «Магадан» (об этом писала «Российская газета») попал в эпицентр скандала: «После того, как охрана заведения отказалась пропустить офицера Российской армии, пользователи соцсетей завалили ресурсы гневными отзывами о "кабаке". Один из владельцев "Магадана", основатель Novikov Group Аркадий Новиков, принёс публичные извинения за бестактность сотрудников, но было уже поздно: в Сети появились призывы к бойкоту "трактира", "забегаловки" – на эпитеты разгневанный Рунет не скупился...» Всё это здорово, но лучше не допускать таких инцидентов.
В первой публикации я много писал о том, что кроме социального, медицинского и образовательного, как теперь принято говорить, пакета вернувшиеся участники СВО будут претендовать ещё на два общегосударственных столпа: на государственную идеологию и на государственную власть. Всё это в полном объёме подтверждается уже сейчас. «Единая Россия», например, приняла решение, что начиная с этого года будет в массовом порядке выдвигать на депутатских, мэрских и губернаторских выборах участников СВО.
Участников спецоперации будут выдвигать во всех грядущих избирательных кампаниях, и в первый раз, естественно, – на выборах 10 сентября 2023 года, которые пройдут в так называемый единый день голосования. «В политических партиях уверены, – поясняет нам газета «Ведомости», – что для современных героев это возможность не только защищать суверенитет страны на поле боя, но и развивать государство изнутри. К тому же военные в российском обществе традиционно пользуются уважением. На выборы в органы законодательной и исполнительной власти в 2023 году выдвинут бывших военных, добровольцев и работавших в Донбассе волонтёров. Об этом четыре источника, близких к администрации президента, сообщили «Ведомостям».
Так, по данным издания, на выборы главы Хакасии от «Единой России» пойдёт депутат Госдумы Сергей Сокол, сейчас он находится в Донбассе. Секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак подчеркнул, что Сокол написал заявление на «добровольную мобилизацию» одним из первых депутатов. Первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин рассказал, что в боевых действиях сегодня участвуют около 400 добровольцев — членов партии. Если во время избирательной кампании они будут находиться не на линии фронта, их, как и волонтёров, рассмотрят в качестве кандидатов. В «Справедливой России» тоже готовы выдвигать на выборы участников боевых действий в зоне СВО, заявил первый заместитель руководителя фракции Дмитрий Гусев.
Заместитель руководителя фракции ЛДПР Алексей Диденко отметил, что в спецоперации задействованы несколько сотен членов партии. По возвращении они будут важной частью партийной элиты. Пока же ЛДПР планирует, что в избирательной кампании поучаствуют волонтёры, помогавшие в тылу и на прилегающей к зоне боевых действий территории.
А теперь о государственной идеологии. К нам вернутся представители боевого братства. Человек, приученный к тому, что всегда следует полагаться на плечо своего боевого товарища, что не следует красть из общего котла, лгать, изворачиваться, трусить, подличать, с очень большим трудом сможет ужиться с нашим передовым отрядом буржуазной элиты, прошедшим через период так называемого первоначального накопления и не мыслящим никаких других форм поведения, кроме описанных выше лжи, воровства, ликвидации конкурентов, неприятия любых форм социализации. И что вы, представители этой буржуазии, сможете противопоставить полумиллиону активных, сильных, волевых и крайне идеологизированных особыми военными понятиями молодых мужчин? Они же не приемлют ни ваши мелкие идейки, ни вашу, с их точки зрения, противоестественную мораль. И вас они считают известно кем. Мягко скажем, людьми, живущими противоестественным образом.
Идеология внутри армейских подразделений меньше всего предполагает эгоизм и потребительство, она сугубо общинная, коллективная, внутри подразделений нет места обмену, торговле, сутяжничеству, подставам. Точнее, такое бывает редко и никогда не приветствуется: наказание в условиях военного времени может быть известно каким. И они, конечно, постепенно будут брать власть и менять идеологию.
Какая же это идеология? Естественно, будут преобладать левоконсервативные установки, другого просто не дано: именно такие ценности превалируют в воюющей армии. С одной стороны, это доминирование общенародной собственности на средства производства, справедливое распределение конечной продукции и финансовых средств, с другой – жёсткая вертикаль власти, повсеместное наведение порядка и примат консервативных отношений и в быту, и в семье, и в государственном аппарате. Вот именно так и будет.
На кого же они будут опираться прежде всего? Исключительно на тех, кому доверяют, благодаря кому стали теми, кем стали, то есть людьми высокого социального уровня и к тому же, несомненно, имеющими дух и возможность этот свой уровень донести до общества. То есть на тех, кто их реально поддержит и кому они верят. И в первую очередь на президента Владимира Путина. Конечно, на консервативную и условно просоветскую часть его ближайшего окружения. На сражавшихся с ними бок о бок боевых командиров и генералов. А главное, друг на друга и на всё наше общество.
На фото: лица будущей элиты России