Авторский блог Галина Иванкина 00:10 28 июля 2024

«Близнецы» и дыхание Победы

фильм не из тех, которые «просто смотреть»

Режиссёр Константин Юдин снял много чудесных фильмов, но лирическая комедия «Близнецы» (1945) уникальна тем, что снята во время войны (съёмки велись всё лето 1944 года), и, вместе с тем, ясно ощущается дыхание победы.

Тут и красивые платья, и солнечные утра, и праздничная обстановка парка, где одна из героинь продаёт газированную воду, а длинные конусы с сиропом сами по себе дарят настроение счастья… Народ знал, что грядёт триумф.

Тем не менее, всё ещё идёт великая битва Добра со Злом. Поэтому в кадре – знаковые приметы военного времени – повестки на разгрузку угля, которые вручает женщинам домоуправ, и отключение электричества в связи с перерасходом,...

...и госпиталь, где лечатся моряки, и девушка-монтёр, и – облегчённый порядок усыновления. Итак, перед нами история милых сестричек Любы и Лизы Карасёвых (Людмила Целиковская и Вера Орлова).

Здесь Целиковская выступает в роли «серьёзной и мудрой» сестрицы, в отличие от «Сердец четырёх» (1941), где её Шура, как раз, младшая и глуповатая. Тут Люба Карасёва – девушка правильная, работает с электричеством, тогда как Лиза – смешливо-легкомысленная и продаёт газировку.

Обе девушки невероятно хороши собой! И вот Люба решает усыновить найденных на вокзале малышей, тогда как Лиза не понимает, зачем это нужно, хотя, особо и не протестует. Ей тоже нравятся дети, просто она не готова.

О, да! Вокруг молодой «мамы» крутится местный босс – начальник базы Госторга – товарищ Еропкин (роскошный Михаил Жаров). В годы войны это считалось очень круто – в условиях продовольственного дефицита и карточек.

Вообще, фильм можно посмотреть хотя бы из-за Еропкина с его прибаутками и словечками, халатами и сервизами. Несмотря на то, что образ – резко отрицательный, он смотрится весело, а не мерзко.

Другая комическая звезда – мадам Брошкина в исполнении Ирины Мурзаевой, уже не раз блиставшей в ролях карикатурных модниц. Она тут носит даже шёлковые брюки-клёш – один из трендов 1930-1940-х, на которые в СССР мало, кто решался.

Это смотрелось чересчур смело даже в Париже. Алла Владимировна Брошкина – домохозяйка, к которой подселили эвакуированных сестёр Карасёвых. И это – тоже военная тема.

К тем, у кого были излишки жилплощади, по ордеру селили граждан, прибывших, допустим, из блокадного Ленинграда. И, конечно, Алле Брошкиной тоже не нравятся близнецы – дополнительное неудобство.

Собственно, это не вполне лирическая комедия, несмотря на любовные переживания – это, скорее, комедия положений. Все постоянно что-нибудь путают, а близнецы то исчезают, то их снова находят.

Обе сестры обретают своё счастье – Люба с краснофлотцем Орликовым (Дмитрий Павлов), а Лиза – с молодым учёным Листопадовым. Его играет Павел Шпрингфельд, уже примерявший этот типаж во всё тех же «Сердцах четырёх» (1941).

И - о, чудо! У близнецов наконец-то обнаруживается родная мать, а ещё выясняется, что их отец – ни кто иной, как Еропкин, некогда сбежавший от супруги! Вот то поворот…! Экий герой-любoвник.

Интересные детали. Старенького врача, отца Листопадова, вполне достоверно изобразил молодой Андрей Тутышкин. В одном из эпизодов мелькнула начинающая актриса Вера Васильева...

...А в другом эпизоде – будущая звезда Светлана Немоляева, тогда ещё Светочка. В общем, фильм не из тех, которые «просто смотреть». Тут кроется много увлекательных нюансов, касающихся и самой эпохи, и актёрских судеб.

1.0x