Режиссёр Константин Юдин снял много чудесных фильмов, но лирическая комедия «Близнецы» (1945) уникальна тем, что снята во время войны (съёмки велись всё лето 1944 года), и, вместе с тем, ясно ощущается дыхание победы.
Тут и красивые платья, и солнечные утра, и праздничная обстановка парка, где одна из героинь продаёт газированную воду, а длинные конусы с сиропом сами по себе дарят настроение счастья… Народ знал, что грядёт триумф.
Тем не менее, всё ещё идёт великая битва Добра со Злом. Поэтому в кадре – знаковые приметы военного времени – повестки на разгрузку угля, которые вручает женщинам домоуправ, и отключение электричества в связи с перерасходом,...
...и госпиталь, где лечатся моряки, и девушка-монтёр, и – облегчённый порядок усыновления. Итак, перед нами история милых сестричек Любы и Лизы Карасёвых (Людмила Целиковская и Вера Орлова).
Здесь Целиковская выступает в роли «серьёзной и мудрой» сестрицы, в отличие от «Сердец четырёх» (1941), где её Шура, как раз, младшая и глуповатая. Тут Люба Карасёва – девушка правильная, работает с электричеством, тогда как Лиза – смешливо-легкомысленная и продаёт газировку.
Обе девушки невероятно хороши собой! И вот Люба решает усыновить найденных на вокзале малышей, тогда как Лиза не понимает, зачем это нужно, хотя, особо и не протестует. Ей тоже нравятся дети, просто она не готова.
О, да! Вокруг молодой «мамы» крутится местный босс – начальник базы Госторга – товарищ Еропкин (роскошный Михаил Жаров). В годы войны это считалось очень круто – в условиях продовольственного дефицита и карточек.
Вообще, фильм можно посмотреть хотя бы из-за Еропкина с его прибаутками и словечками, халатами и сервизами. Несмотря на то, что образ – резко отрицательный, он смотрится весело, а не мерзко.
Другая комическая звезда – мадам Брошкина в исполнении Ирины Мурзаевой, уже не раз блиставшей в ролях карикатурных модниц. Она тут носит даже шёлковые брюки-клёш – один из трендов 1930-1940-х, на которые в СССР мало, кто решался.
Это смотрелось чересчур смело даже в Париже. Алла Владимировна Брошкина – домохозяйка, к которой подселили эвакуированных сестёр Карасёвых. И это – тоже военная тема.
К тем, у кого были излишки жилплощади, по ордеру селили граждан, прибывших, допустим, из блокадного Ленинграда. И, конечно, Алле Брошкиной тоже не нравятся близнецы – дополнительное неудобство.
Собственно, это не вполне лирическая комедия, несмотря на любовные переживания – это, скорее, комедия положений. Все постоянно что-нибудь путают, а близнецы то исчезают, то их снова находят.
Обе сестры обретают своё счастье – Люба с краснофлотцем Орликовым (Дмитрий Павлов), а Лиза – с молодым учёным Листопадовым. Его играет Павел Шпрингфельд, уже примерявший этот типаж во всё тех же «Сердцах четырёх» (1941).
И - о, чудо! У близнецов наконец-то обнаруживается родная мать, а ещё выясняется, что их отец – ни кто иной, как Еропкин, некогда сбежавший от супруги! Вот то поворот…! Экий герой-любoвник.
Интересные детали. Старенького врача, отца Листопадова, вполне достоверно изобразил молодой Андрей Тутышкин. В одном из эпизодов мелькнула начинающая актриса Вера Васильева...
...А в другом эпизоде – будущая звезда Светлана Немоляева, тогда ещё Светочка. В общем, фильм не из тех, которые «просто смотреть». Тут кроется много увлекательных нюансов, касающихся и самой эпохи, и актёрских судеб.