Сбербанк заходит в Крым. Первые офисы Сбербанка появятся в Крыму в первом полугодии 2023 г. Сбербанк до присоединения Крыма к России работал на полуострове и Севастополе через свою украинскую «дочку». После событий «крымской весны» Сбер свернул там операции и с тех пор не планировал возвращаться. Однако в апреле 2022 г. Сбер попал под блокирующие санкции США. Сейчас в Крыму работают 6 банков: РНКБ, «Черноморский банк развития и реконструкции», банк «Россия», Генбанк, «Индустриальный сберегательный банк» и Промсвязьбанк.
Крым, конечно, для Сбера очень интересный рынок. Клиентами государственного розничного банка традиционно являются, прежде всего, рядовые граждане -вклады, брокерское обслуживание, кредиты и.т.д. Клиенты Сбера - это не только сами крымчане, но и многочисленные отдыхающие в сезон. Можно любить или не любить Германа Грефа, но из Сбера он сделал интересную, технологическую финансовую компанию, обеспечив рядовым пользователям комфортный и дешевый онлайн-доступ на основные российские финансовые рынки. Слон действительно затанцевал.
Критики Германа Грефа любят задавать вопрос, почему главный полугосударственный банк страны не начала работать в Крыму с 2014 года, не поддержал своими инвестициями развитие региона. Причина, на самом деле, лежит на поверхности. Кроме интересов крымчан, есть ещё интересы клиентов банка и его многочисленных частных акционеров. Сбер это не министерство по инвестициям, а акционерная финансовая компания, которая торгуется на Московской бирже. Как и в других российских голубых фишках в торгуемых на Мосбирже акциях Сбера всегда была велика доля первоклассных западных инвестиционных фондов. Контрольный пакет акций Сбербанка исторически принадлежал Банку России, а затем, чтобы избежать конфликта интересов финансовой компании и государственного регулятора, перешёл к российскому правительству.
Именно покупки иностранных инвесторов помогли стать Сбербанку самой дорогой компанией России осенью 2017 года. Тогда по капитализации, количество выпущенных обыкновенных и привилегированных акций умноженное на их биржевой курс, Сбер обошёл даже Газпром, Роснефть и Лукойл. Фундаментальная причина этого события проста. Нефтегазовые доходы распределяются по всей российской экономике, значительная их часть попадает в Сбер. Однако, у Сбера значительно более мягкий налоговый режим, чем у Газпрома и нефтяных компаний. Значительная часть природной ренты автоматически отбирается у нефтяников и газовиков и попадает в казну. Соответственно акционеры Сбера находятся в более выигрышном положении, чем держатели бумаг Газпрома, Роснефти или Сургутнефтегаза.
Если бы Сбер попал из-за Крыма под санкции США и Евросоюза, то продажа западных фондов обрушила бы на бирже котировки акций. Данное событие бы больно ударило по карману рядовых россиян. Дело в том, что в 90-е годы акции Сбера продавались всем желающим в отделениях банка. Причем не за ваучеры, а за деньги. Гиперинфляция постоянно требовала увеличения капитала банка. При этом рост цен компенсировался очень щедрыми дивидендами, на которые акционеры могли приобрести акции новых выпусков по льготному курсу. Настоящая народная приватизация не по Чубайсу. В феврале 2007-го следом за Роснефтью Сбер провел народное IPO, подтвердив статус самой народной российской компании.
Недавно Сбер подвёл итоги года. Прибыль банка составила более 300 миллиардов рублей. Рекорд был в 2021 году, и он составил 1,237 триллиона рублей. В начале и середине 2022 года аналитики ожидали, что Сбер сможет выйти в прибыль только в середине 2023 года, а 2022 год закончит с убытком. Как видим прогнозы не сбылись, те кто инвестировал в Сбер, думаю, сейчас довольны своим выбором, надеясь на резкий рост курса акций в наступившем году.
Ну и в заключение, россияне часто требуют со Сбера компенсации за сгоревшие в огне гиперинфляции советские вклады. Однако современный акционерный банк не имеет к данной истории никакого отношения. Хотя кому-то это может показаться странным. В перестройку в СССР коммунистические власти начали быстро повышать зарплаты и денежную массу, однако товарная масса не менялась. В результате при фиксированных ценах резко вырос товарный дефицит. Второго января 1992 Борис Ельцин и Егор Гайдар отпустили цены, т.е. уравняли товарную и денежную массу. Инфляция в 1992 составила - 2508,8%. Советские сбережения превратились в пыль. Все вопросы даже не к Борису Ельцину, а к Михаилу Горбачёву.