Авторский блог Алексей Шепелёв 00:20 30 апреля 2023

На светлую сторону жизни

беседа с музыкантом-звукохудожником и продюсером Гошей Солнцевым

Писатель Алексей Шепелёв побеседовал с Гошей Солнцевым – экспериментальным музыкантом-звукохудожником, известным под псевдонимом 1g0g. Основателем легендарной группы «Шумы России», музыкальных лейблов «ЭлектроИндустрия» и New Orthodox Line, проектов «Донбасс», «Арт-Окраина», AmbientCrimea, «Звуки Крыма», фестиваля «Нойз vs. Гламур» и многих других.

- Дабы не растекаться мыслию по древу, задам вопросы типовые и предлагаю поговорить, насколько это возможно, без особого философствования, информативно.

- Привет, давай, ясность – дело хорошее!

- В феврале в «Завтра уже писали о проекте экспериментальной музыки «Донбасс», о двух новых релизах, вышедших в этом году, «Донбасс 2» и «Донбасс 3». И проект продолжается, в апреле представлен четвёртый сборник. В первых выпусках, нетрудно заметить, присутствует большой стилистический разброс. Чем, на твой взгляд составителя, отличается четвёртый? Проявляется ли какая-то определённая концептуальность подбора, например, чисто уже музыкальная, заявленное в названной выше статье-интервью «формирование новой экспериментальной сцены»?

- Сборники «Донбасс» стали частью моей жизни, хотя я не склонен к такой проявленной борьбе, я ж просто творческий работник. Четвёртый альбом «Мёртвые не забудут» посвящен всё той же тематике, что и предыдущие сборники. Да, разброс в стилях, конечно, присутствует, но это не главное в этой теме, основная задача — консолидировать музыкальные проекты под одной идеей.

Концептуальность подбора проявляется в том, что один сборник - экспериментальная музыка, а следующий в песенном жанре и так дальше. Изначально я планировал делать на сборниках только экспериментальщину, но всё пошло немного по-другому, и это хорошо. На День Победы мы сделаем большой сборник песен и экспериментальщины на одном диске. Может, это несколько эклектично, но оно того стоит в такую дату.

двойной клик - редактировать изображение

- А что с «Шумами»? 20 лет существования группы… В апреле как раз ровно год с момента выхода предыдущего альбома «Алхимические рукописи». Ты говорил, что после начала СВО «в противоположном лагере оказался» Денис, MC Prorok, постоянный участник коллектива. Радикально разошлись с другими бывшими коллегами по цеху… Разошлись в оценке политических событий – это, понятно, в 2022 году принципиально, политика сегодня определяет и пронизывает всё, или почти всё. Или всё же назревали и какие-то эстетические расхождения?

- Я разошёлся со многими еще в 2014 году по поводу моей малой родины и моего нынешнего дома, Крыма.

Для нашего коллектива это нормальная ситуация, у нас много было участников и большинство из них выбывало из проекта по разным причинам, не только по политическим. Был, к примеру, у нас один клавишник, у которого из-за потребления сильнодействующих препаратов уехала крыша, он теперь в Одессе живёт, и оттуда поливает грязью Россию и нас. Видимо, Денис пошёл по этому проторённому пути. Были в нашем коллективе басист и гитарист, они тоже стали лютыми либералами, слава Богу, что они за границей. Ну, и всё такое, текучка есть, конечно, в нашем проекте, но это нормально, естественный отбор, так сказать. Мы ж не профессиональный, коммерческий проект, а группа любителей.

Эстетические расхождения в «ШР» никогда не учитывались, у каждого свои потребности в этом деле, и участники по возможности проявляют это в своём творчестве в ШР, но иногда я контролю, если идёт перебор.

- Несколько лет назад ты перебрался из Питера в Крым. Какие впечатления и ощущения от смены культурной дислокации? Как, по-твоему, отличается культурное пространство и вообще жисть-жистянка в провинции? Чем вызван такой переезд, так сказать, на окраину Империи – Диоклетианово дауншифтерство? Удалось ли обосновать базу «ШР» в Крыму?

- Да, шестой год мы в Крыму, это прекрасное место, я мечтал тут жить с юношества. Я много жил в Крыму до переезда и это моя вторая родина. Культурная дислокация не поменялась, она же внутри, всё также играю и сочиняю музыку. Культурное пространство в Крыму более девственно и чисто, чем погрязший в интригах, бизнесе и злобе культурный мир двух столиц, но и, естественно, более дик, что тоже хорошо. Да, база-студия «ШР» здесь получилась отменная: курорт, море, горы, климат – всё создано для того, чтобы творить, но личные проблемы и карму никто не отменял, всё сложно и интересно. Я счастлив, что Господь привёл меня сюда.

- А природа? Ты же ещё не сидишь сиднем, путешествуешь…

- Да. Природа Крыма удивительна, прекрасна и щедра, пещерные и древние города соседствуют с троллейбусами и катерами, пальмы и кактусы рядом с берёзами, аммониты вперемешку с бутылками из-под вина…

- Как сейчас происходит процесс записи? «Алхимические рукописи», насколько я понимаю, писались в ковидный год уже дистанционно – приемлем ли такой способ работы? Каковы, на твой взгляд, достоинства и недостатки такого метода для музыкального сотрудничества, вообще для художника?

- Мы, в принципе, действуем классическими методами, архаичными. Ничего нового в нашей звукозаписи нет. Можно записывать вживую, когда к тебе приезжают коллеги или ты к ним, если нет возможности офлайн, тогда онлайн, это тоже хорошая метода, свои плюсы в этом есть, безусловно. Иногда я устраиваю аудиопленэры на природе, и оттуда черпаю материалы для альбомов. Общение в творчестве безгранично, любые методы только увеличивают потенциал обмена. Мне думается, что не важно, как и где ты записываешь свой материал, главное, о чём он и что он несёт слушателю, насколько он соответствует твоей творческой составляющей.

- Ты как-то заметил, что теперешняя музыка «Шумов» – «для детей», по сути, «6+». Поскольку разговор был в виртуальных буквицах, через «компостер мозга» – как я его иронически называю, – я так толком и не понял, насколько иронически ты это заявил. Что тут имеется в виду: ориентация, в лучших традициях поп- и рок-музыки, на подростковую аудиторию, внезапно жёсткие тиски новых цензурирующих законов (вернее, скачущих поперёд телеги и лошади редакторов и издателей) или что-то новое идейно и артистически? «ШР» – ясное дело, хоть и «музыка апокалипсиса», но не Stalaggh/Gulaggh, прославившиеся использованием записи криков настоящих душевнобольных и даже суицидников. В работах последних лет есть некий месседж жизнеутверждения, согласен?

- Да, можно сказать, наша музыка это «6+» и до бесконечности. Мы не пользуемся матерными словами и тёмными аранжировками, стараемся везти свой воз культурными способами, наша задача, как говорится в хорошем фильме, нести свет массам, а деньги забирать в кассе. Шутка, конечно, забирать обычно нечего, но почти у всех бывших участников проекта есть дети и их немало, и они слушают нашу музыку. Поэтому мы осознанно ограничиваем себя в подаче экстрима, хотя, конечно, способны на многое тёмное.

«ШР» обычно ориентируются на светлую сторону жизни, безусловно, на её духовную составляющую, но результат не всегда совпадает с идеей, и это часть нашего творческого экспириенса.

За бывших или настоящих участников проекта я не несу ответственности, они свободные люди, хотя, конечно, иногда думаю об упущенных возможностях сделать их светлее и подобное, но я не гуру и не праведник, из меня пример плохой.

- Как с такими традиционными, православными ценностями сочетается «шумогон»? Что в его составе? И почему на фото он голубоватого цвета – как ставший мемом голубой кристалл из сериала «Во все тяжкие»?

- Шумогон – это напиток, который многих побуждает к творчеству, и к активной жизни рядом с ним. Шумогон по своему устроению близок к Единобожию, это его устремление и идея существования. Его пьют православные, мусульмане, буддисты, евреи, язычники и прочие одухотворённые личности или не очень, он создан, как ни странно это прозвучало бы, для уединения в единении. Насчёт голубоватого свечения не знаю… Он бывает прозрачным, жёлтым, рубиновым и иже с ними, но синеватым или фиолетовым я его не разу не видел, видимо, это прекрасная легенда и фотографии увеличивают этот фантазийный эффект.

- Кстати, 1g0g – что это за загадочный псевдоним?

- Мой знакомый как-то, услышав мою музыку, сказал, что я художник в звуке, и этим, скорее всего, похож на Ван Гога. Мне эта идея понравилась и родился творческий псевдоним. Хотя, может быть, это всё не так, не особо помню за давностью лет, но, в принципе, примерно похоже на правду.

- Как ты относишься к артистам, которые после СВО уехали и ведут пропаганду?

- Да, конечно, такие есть в нашей среде, куда уж без паршивой овцы. Меня всегда удивляло, стоит человеку уехать на ПМЖ или по политике, он сразу начинает отрабатывать западную пропаганду, видимо, для того чтобы ему дали пособие или вид на жительство. Продажные черти всегда были, это факт. Надеюсь, они найдут, как они говорят, «свою карму». Не все под такую кальку подходят, но в основном это так. В принципе, это нормально: не нравится жить в нашей стране, езжай в другую, но вот зачем заниматься подрывной работой в среде своих – тут уж перебор, это уже «засланные казачки» точно! Можно перечислить имена, но они все опубликованы в моем ВК и повторяться нет смысла. Да и все нормальные люди искусства знают их имена, субкультура она как коммуналка, все про всех знают и всё видят.

- С российскими-то отступниками всё ясно: Пугачёва, Палкин-Малкин … – наштукатуренные зомбофрики, это и всегда было карикатурой, антифеноменом антикультуры. Тридцатилетний ацефализм, который начался, по моим наблюдениям, с деградации эстетической. А дальше уже интеллектуальная и моральная. Карикатурой, как по мне, был практически весь этот «новый российский рок», особливо выводка «Нашего радио», где все утрированно запевали с пригнусавленно-эрастическим проносом вслед за «АукцЫоном». («АукцЫон», замечу в скобках, не виноват. Из мегаизвестных групп он всегда стоял, да и стоит, особняком. Или, допустим, «ГО» – вообще нечто странное, побочная, одиночная ветвь. Думается, что никакого «сибирского панка», о котором судачат в книжках и статьях, не было. Был Егор Летов, был с ним по молодости ещё Кузя – два человека. Всё от личности зависит, не от среды; по крайней мере, не в столицах и крупных культурных центрах, а на бескрайних просторах – сибирских или иных.) Как считаешь?

- Верно, но сам я вырос на творчестве Пугачёвой. Композиторы, которые писали для неё песни, были удивительными мелодистами и, конечно, они оказали на меня влияние. С участниками «Аукцыона» я не раз играл джемы и сольные концерты, участвовал в совместных коллаборациях и остался весьма доволен, потому что участники этого ансамбля лютые профи в своем деле. Мой знакомый тоже утверждает, что нет «питерской» или «московской» сцены и тому подобное. Но я вижу по-другому: для меня сцены, безусловно, есть, хотя, может, это глюк. В становлении экспериментальной «питерской» сцены я принимал активное участие, хотя и не очень осознавал это в то время.

- Понятно, я не о ранней Пугачёвой говорю, с её шедеврами вроде «Этот мир» и «Белая дверь». Я даже как-то писал полуиронично о том, что весь Егор Летов вышел из этих двух песен: из одной мелодика, из другой – лирика.

Но, кроме этого, мы все сейчас наблюдаем беспрецедентные аномалии запрета русской культуры на Западе. Грустно на этом свете, если слегка перефразировать классика, а часто и гнусно. «Дорогое кладбище Европы», как писал «запрещённый» Достоевский. Меняется ли твоё отношение к западным группам и музыкантам? Немало же тех, даже из среды самой индустриальной, а возможно, и нойзовой, кто весной 2022-го предварял свои выступления – хотя и вяло, как бы для проформы – некими заявлениями, вывешиванием жёвто-блакитного флага и включением украинского гимна.

- Да, это печальная тенденция, запреты на всё русское. Но это и хорошо: через некоторое время их попустит, и они начнут ценить нашу культуру не за слово как раньше, а за идею, которая в эти слова вложена. Так сказать, нынешняя ситуация — это лекарство для них, поблюют после резкого серпантина, как у нас в Крыму, и оценят с другого ракурса. Для наших сограждан аналогичная ситуация происходит.

Да, я стал меньше слушать западную музыку, я и раньше её не особо любил, мне нравится музыка восточная, в разных стилях, и музыка православная, её никто не смог из западных артистов превзойти, несмотря на обилие хитов с той стороны.

Конечно, есть в людях, и не только творческих, что-то предательское, это нормально, мы все ходим между Богом и дьяволом, тут уже зависит от твоей духовной крепости и силы. К слабым я имею сочувствие и сожаление, потому как сам такой. Но стараюсь быть устойчивым, хотя бы по основным понятиям, и держать в поле зрения нравственные берега.

- Кого-то из культурных фигур нынешних уважаешь? Кто, по-твоему, своей – как там в кастанедовских писаниях – безупречностью может способствовать объединению культурных сил? Поэт в России больше, чем поэт, но по факту в мире современности – меньше. Писатель, музыкант – вс` как-то меньше. Долгарева? Есть ли такая пассионарная фигура? Кто-то из музыкантов?..

- Хороший вопрос, но, увы, из музыкантов я ещё не понял, кто крут в наше время, хотя наверняка такие есть. В последнее время я почти перестал слушать музыку осознано, в основном только для развлечения, поэтому не в курсе таких движух, но мне нравится крымский «Peopаlop», московский «От Юности Моея», питерский «Hladna», из мира кино мне нравится Тарковский, из мира политики мне нравится творчество нашего президента, из мира военных мне нравится письменное творчество командира Ходаковского, из мира философов люблю простейшее от Мамонова, ну и т.д.

- В разговоре о моём недавнем очерке о Пелевине, о возможных мамлеевских корнях его прозы, ты упомянул, что видел ПВО вживе, даже с ним «пересекался». Это, прямо скажем, раритет. Можешь рассказать об обстоятельствах, вспомнить свои впечатления?

- Да, встреч было три, две интересные в вигваме, который стоял на территории «Зелёного театра» в Москве, сидели пару раз у костра в тёплой компании, и одна менее интересная – в небольшом кабаке рядом с Кремлём. Довольно умный дядька, хотя, конечно, не без своих проблем. Думаю, тогда он был сильным интровертом, по впечатлению едва ли не аутистом, потому как из него слова не вытянешь. Помню, его напиток бейлис, с коего он в этом баре убрался по полной под ирландскую музыку. Потом сажал его в такси бухого – с тем же стаканом бейлиса! В общем, с виду человек никакой, но, видимо, богатый внутренний мир в наличии. Он, молодец, конечно, много народу взбодрил. Первые его рассказы как песни, а «Чапаев и Пустота» – крутой философский трактат, на мой взгляд, круче, чем Кастанеда.

- Тут можно поспорить, но ладно. Ну, и традиционный вопрос под финал. «Я планов люблю громадьё, размаха шаги саженьи». Какие, если их сейчас уместно огласить, творческие замыслы и планы – лично для 1g0g, многочисленных проектов типа New Orthodox Line и лейбла «ЭлетроИндустрия»?

- Действительно, планов много. Лично для себя планирую многия свои душеполезные записи выпускать, себя любимого и, конечно, с коллаборациями дружественных музыкантов.

«New Orthodox Line» планирует пару интересных альбомов выпустить. Один из них на основе полевых записей из печально известной Киево-Печерской лавры. Проект «Звуки Крыма. Crimea Field Recordings» тоже развивается довольно интересно. Семейный проект «Арт-Окраина» стал единением нашего совместного творчества. Наш лейбл «ЭлектроИндустрия» вообще весь обложен интересными проектами на многие лета, и их ещё прибавляется. «Шумы России» всё так же в форме и собираются в этом году выпустить новый альбом, в стилистике первоначальных записей. И, конечно, взаимодействовать со многими музыкантами и творческими работниками на благо звукоустроения России.

В общем, дела наши бодры и уверенно движутся вперёд, хотя не без проблем (финансовых) и сомнений. Ещё бы пару рук и больше свободного времени, но меру тоже надо знать в творчестве, иначе крышак может уехать и не вернуться.

Кстати, пользуясь случаем, хочу попросить читающих это, поддержать наши проекты финансово. Как говорится, «с миру по нитке, а голому примочка или микрофончик». Все реквизиты есть у нас в группах в ВК.

Спасибо за ваш интерес к моей персоне и нашим проектам. До встречи в музыкальном эфире. Аминь.

1.0x