Существует ли случайность?
Современность настраивает на атеизм, но в глубине себя, совершая движение к смерти, проходя тропами возраста, человек верит, верит, и тогда казуальность – есть вариант воплощения Бога…
А – мысли, казуально не связанные между собой, причиняют страдания.
Афоризм «Герцога», афоризм Беллоу сильно пропитывает сознание романа и вместе – мышление читающего, медленно погружающегося в сложные слои прозы Беллоу.
Кризис среднего возраста Мозес Герцог, живущий между Чикаго и Нью-Йорком, познает сполна: Беллоу вообще интересуют кризисы, пограничные состояния, сумерки сознания: то, что выявляет космос человека более насыщенно.
При этом – длится обыденность, чьё обаяние допускает множество игр: в том числе в литературу.
Впрочем, некогда литература была всерьёз, и Беллоу, сочиняя свои книги, имел в виду именно это.
Ему всё не так - Герцогу: словно оказался в действительности по ошибке, или не те огни зажёг.
Первый же роман принёс Беллоу известность: называясь «Между небом и землёй» он трактовал возможности сохранения человеком собственного «я» в хаосе социальных отношений…
Ещё бы познать это «я», впрочем – сему посвящены многие страницы Беллоу.
Он утверждал – Принуждённый выбирать между сетованием и смехом, я выбираю смех.
Своеобразной иронией – антропологического толка – пронизаны книги Беллоу.
Оги Марч растворяет в своём повествование; избирательные лучи собираются в единый свет; Оги Марч много времени посвящал другим…
Разные голоса звучат в книгах Беллоу, разные пласты реальности наползают друг на друга, организовывая пространство текста.
Беллоу тяготел к тотальному, всё в себя вбирающему тексту: и во многом такие и удавалось ему создавать.