Просмотр фильма «Последний богатырь» побудил вспомнить о тексте, где раскрывается образ Кощея. («Посмотрел «Последнего богатыря»). Своего раскрытия требует и еще один «злодейский» образ – Бабы Яги.
В сказочной традиции этот персонаж вовсе и не такой уж зловредный. Можно даже сказать, что она, играет, скорее, положительную роль. Да, Ягишна хочет скушать Героя, который отправляется на вызволение царевны. Но, в некоторых вариантах, она потом всё же его отпускает - накормив-напоив. Более того, Баба Яга дарит Герою волшебный клубок, сказочного коня и пр. Правда, в других вариантах, Герой вынужден бежать от Ягишны. Иногда он и сражается с ней. И здесь уже, конечно, двойственность.
Не всё так просто и с поеданием. А. П. Барков считает, что Герой должен быть съеден Ягой для того, чтобы приобщиться к миру мертвых. Или вот, взять к примеру, мотив похищение детей и помещение их в печь. Есть мнение, что Яга выступает тут как жрица, которая проводит обряд инициации мальчика в мужчину. (Она и сама садится в печь.) К слову, можно вспомнить и образ Кроноса, «поедающего» детей, а, на самом деле, содержащего их в Полноте Единого. («Мифология прогресса или оболганный Кронос»)
Хотя, безусловно, налицо разрушительная, деструктивная сторона. При этом, В. Я. Пропп не считал злобность Яги некоей доминантной чертой характера. Она есть следствие иррациональности. И, как представляется, такая иррациональность вызвана хаотичностью. Яга живет на границе с миром мёртвых. К слову, в глубокой древности умерших хоронили в домовинах, которые были расположены на очень высоких пнях, чьи корни напоминали куриные лапы. Отсюда, собственно, и знаменитая избушка на курьих ножках. Здесь Яга выступает как сторож мира мертвых.
Она также и проводник в этот мир. У неё костяная нога, предназначенная именно для того, чтобы стоять в данном мире. Здесь сразу же вспоминаются фоморы кельтской традиции – великаны, существа стихий. У них было всего по одному глазу, одной руке и одной ноге. То есть, они обладали как бы половиной тела. По преданию, другая половина фоморов находилась в потустороннем мире. («Существа стихий: «компьютеры» Змея»)
Любопытно, что костяная нога является атрибутом индоарийского бога Ямы – Царя мёртвых, аналогом которого является всё тот же самый Кощей. А последний выступает как супруг Яги.
Мир мертвых в «языческих» традициях имеет два основных образа (точнее, это два мира). Он может выступать как благой Рай-Ирий (Вырий), Элизиум, Сварга. Но его представляли также и мрачной обителью теней – Аидом, Хелем, Навью. Это регион Мировой Души (а не райско-ангелического Духа), который является «высшим» хаосом, тотальным Движением, лишенным своего центра. В таком мире душа может существовать только как тень, лишенная какой-то определенности. (На самом деле, в Нави обитают информационные дубликаты людей, см. «Вторжение теней»)
Таким образом, можно предположить, что баба Яга и есть Мировая Душа. Сама душа – начало более «женственное» («подвижное, изменчивое»), поэтому в сказаниях говорится, в основном, именно о Ягишне. Но есть у неё и мужской аспект – «бог» Велес. Сама Мировая Душа пленена инфернальными силами, собственно, само инферно там и находится. («Плененный Велес»)
Душа Мира – есть витальная сила, которая оживотворяет плотный мир, даёт ему мощные «эмоциональные» импульсы. И внутри каждого человека есть её «частица» – личная душа (не дух), «яростно-желательное» начало. То есть, она выступает как Жизнь. Но эта сила двояка, её мощнейшая «эмоциональная» стихийность может угрожать людям, «растворять» их дух, хаотизировать сознание, замутнять разум. Таким образом, Жизнь выступает и как Смерть. Вот и Баба-Яга также – является дарительницей, а может и выступать в качестве смертоносного существа. (При этом, надо отличать витальную Жизнь от Жизни Вечной, которая есть состояние обожения, соединения с нетварными энергиями, приобщения к Божественной Вечности.)
В литературной форме этот образ великолепно подан в повести М. Успенского «Кого за смертью посылать». Сюжет её таков – Смерть ушла от людей, после чего они потеряли и вкус к Жизни. Наконец, главный герой Жихарь находит пропажу.
«– Ну что, герои? – раздался веселый звонкий голос. – Ходить можете?
На краю ямы стояла девчонка в пестром сарафане.
Жихарь протер глаза от каменной пыли.
Девчонка была хорошенькая, тоненькая, белозубая. Цветы на сарафане все время менялись: только что были ромашки, а теперь уже анютины глазки, а теперь цвет шиповника…
– Здорово, – сказал Жихарь. – Ты, что ли, Смерть будешь?
– Нет, – засмеялась девчонка. – Смерть вот какая…
И сразу же превратилась в высокую старуху с белым лицом в сером балахоне.
Все зубы у старухи были наружу.
– Вот я какая, – сказала Смерть хрипло. – Признали?
Жихарь погрустнел.
– Не убереглись мы, значит, – сказал он. – Ну, веди – вот тебе рука.
Он ухватился за протянутую голую кость, и под его пальцами кость снова обросла молодой крепкой плотью.
– Признали? – снова спросила девчонка.
– Так ты, значит…
– Да! – крикнула девчонка и закружилась вокруг него. – И она – это я, и сама я – это я! Как же ты до сих пор не понял?»
Тут, к слову можно затронуть тему разных пространств. Лес часто воспринимается как некий антипод Степи (В. Д. Иванов, «Русь изначальная») или Пустыни (В. И. Карпец). Но это различие преувеличено. Антиподом небытийных (то есть, символически близких к небытию) пространств выступает Поле, являющееся неким «окультуренным» космосом, отгороженным от мощных стихий леса, степи и пустыни. «Лес это всё-таки необжитое пространство, это периферия сельского, общинного космоса, которую можно использовать, но на которой невозможно жить. Центром, сердцем, полюсом общинного пространства является Поле. Именно оно и выступает материальным символом Почвы. И не случайно совпадение слов «поле» и «полюс» - в подобных совпадениях никогда нет ничего случайного, здесь присутствует мистическая связь. И в данном случае совершенно очевидно символическое указание на изначальную, северную, полярную, гиперборейскую полноту». («Неообщинная революция»)
Но Лес, всё-таки более бытиен. С одной стороны – это тревожное пространство, в котором обитают хищные звери и жуткие, враждебные существа. В его чаще легко заблудиться, дезориентироваться в отношении поля-полюса, где находится жилище. С другой стороны, налицо витальный, растительный аспект Леса, который помогает оживлять мир, здесь благая сторона Бабы Яги – Мировой Души. Лес полон деревьев, а Дерево – символ нетварной Оси.