Авторский блог Даниил Торопов 17:52 23 ноября 2018

Малевич как философ

главная идея настоящей монографии — русский авангард относится не к области искусства, а к области мысли

Философия русского авангарда: коллективная монография под ред. Н.Н. Ростовой (серия "Современная русская философия". № 10) — М.: РГ-Пресс, 2018 — 128 с.

"Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу". Василий Кандинский

"Быть в толпе — значит видеть только фрагменты. Быть наедине с собой — значит видеть целое, образ. Поэтому современное искусство толпы фрагментарно. А искусство вообще целостно". Фёдор Гиренок

Вы можете не интересоваться авангардом, но знайте, что авангард интересуется вами. Тем более, если речь идёт о русском авангарде, который воистину национальная гордость великороссов, пусть для значительной части соотечественников - это полное и окончательное безобразие.

Отдаю себе отчёт в том, что консервативную аудиторию в своё время откровенно "достали" перестроечные "камлания" по авангарду, сопровождавшиеся сбрасыванием с "корабля современности" советских титанов, а также спешным зачислением в наследники деятелей назойливого и вторичного "сов­риска". Однако всё это не повод отбрасывать и отдавать великие имена нашей культуры.

Тем более, что русский авангард — это движение в сторону архаики, начала всех начал, фундаментальных основ мира и искусства. Поэтому те же обэриуты не принимали Пастернака, ибо их поэзия "имеет дело с метафизическими сущностями, а Пастернак, психичен, чувствен, "работает" с переживаниями поражённого греховной душевностью человека — интеллигента сугубо". (В.Карпец).

И стоит учитывать, что каждый элемент, штрих, образ для авангарда — результат большой интеллектуальной, философской, а порой и духовной работы, что художественные представления формировались в связке с мировоззренческими, а иногда даже естественно-научными.

Как в студенческие (или аспирантские) годы с досадой заметил мой товарищ: "Единственные люди, которые хорошо относятся к философам — это художники". Неизбежен и обратный интерес. Так что настоящая монография — сверхгуманитарная помощь в работе со знаковыми фигурами русского авангарда.

Девять небольших текстов, выдающийся "квинтет" авторов: композитор Владимир Мартынов, писатель Андрей Бычков, философы Фёдор Гиренок, Наталья Ростова и бывший зав­кафедрой эстетики философского факультета МГУ Александр Мигунов, к сожалению, не доживший до выхода монографии.

«Авангард реформирует искусство. Его поэзия — это поэзия для поэтов. Его живопись — это живопись не для зрителей, а для художников. В авангарде искусство отсылает к себе самому, говорит о себе и ни к какому другому существованию вне себя не обращается. Кандинский, Малевич, Хармс, Введенский — близнецы-братья. Они говорят, но язык их неизвестен. В книге предпринята попытка расшифровать философский смысл посланий русского авангарда».

Главная идея настоящей монографии — русский авангард относится не к области искусства, а к области мысли, «русский авангард — это русская философия, обнаруживающая своё присутствие за пределами философии».

Кстати, возникает неочевидная, но интересная параллель с исследованиями по средневековой русской философии (М.Н. Громов), согласно которым это не только тексты, но и неписьменные источники, общекультурный контекст.

Чем интересна серия "Современная русская философия" - широта тем, открытость, но без игры на понижение. Тексты требуют серьёзного и увлечённого читателя. Поэтому настоящая "Философия русского авангарда" действительно обращена как к философам и искусствоведам, так и ко всем тем, кто интересуется поэтами и художниками русского авангарда ХХ века.

1.0x