пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 15 июня 2025
Авторский блог Даниил Торопов 00:16 22 мая 2025

Героический реализм

о книге Армина Молера "Против либералов"

Молер Армин. Против либералов / перевод с немецкого Г.Н. Сипливого, научная редакция и примечания Ф.М. Фомичёва; под общей редакцией Д.С. Житенёва, А.А.Цыганковой. — Москва : Silene Noctiflora, 2024. — 160 с.

"Главная политическая проблема либерализма заключается в том, что либеральная практика возможна только в том случае, если сохраняются определённые традиционные привычки и глубоко укоренившиеся обычаи, которые помогают обществу преодолевать трудности. Если говорить прямо: шесть консервативных веков позволяют двум поколениям быть либеральными, не навлекая при этом на себя беды. Но как только этот запас общественной прочности израсходован, даже самые благонамеренные либеральные лозунги превращаются в фитиль пороховой бочки".

Яркий дебют московского издательства. Изящно-загадочное название пришло из ботаники и означает цветок "смолёвка ночецветная". Навёл на него Эрнст Юнгер и его "Сердце искателя приключений". В одной из фигур (капричос) писатель сравнивает свои сочинения с ночецветом: "Я слышал, что мои заметки с поразительным постоянством находят каждые три месяца по пятнадцать новых читателей. Такая притягательность чем-то напоминает цветок silene noctiflora, чашечка которого раскрывается только один-единственный раз ночью и собирает вокруг себя крошечный рой крылатых гостей".

Первая книга — разом манифест, декларация о намерениях и почти мастер-класс по изданию. По-настоящему осваивать я стал только третий экземпляр книги, ибо никак не мог удержаться от хорошего подарка. Эта частная история, конечно, не так важна по отношению к тексту, но качество издания тоже своего рода бастион в "восстании против современного мира". Поэтому особенно досадно видеть важные работы, изданные спустя рукава. Капелька стиля вытянет спорный проект, а отсутствие оного оставит без внимания заведомо успешный.

Издательство ориентировано, что называется, "на своих", другое дело, что это совсем даже не "крошечный рой": таковых более чем предостаточно, если судить по презентациям и ажиотажу вокруг книги. А само название неизбежно привлекает и аудиторию со стороны, ибо проблема либерализма очень актуальна последние десятилетия и для России.

Армин Молер — интереснейшая фигура политико-интеллектуальной сцены Западной Европы второй половины ХХ века. Историк, журналист, политический философ. Он прожил почти как папа римский Иоанн Павел II: родился в 1920 году, умер в 2003-м. Неутомимый швейцарец, в молодости перепробовал "все виды интеллектуального левого", в дальнейшем стал исследователем феномена "консервативной революции" (по теме защитил докторскую диссертацию у Карла Ясперса и стал автором одной из самых содержательных концепций, основательно дифференцировав консервативно-революционное движение, во многом выведя его из нацистской тени), был секретарём Эрнста Юнгера, заметным актором немецкой политики. Молер стал первым лауреатом премии Аденауэра и директором Фонда Сименса. Импульсивный, увлекающийся, эрудит, открытый к диалогу; "порой создаётся впечатление, что не было в Германии 1950−1970-х такого публичного интеллектуала, с которым Молер не перекинулся хотя бы парой писем". Да уж, обычно не так представляют правоконсервативных деятелей.

Мировоззренчески Молер был ориентирован на линию Ницше — Шпенглер — братья Юнгеры, на "агонизм" древних греков, и был склонен дистанцироваться от римско-латинского вектора. Забавно, но Армин — современная форма имени Арминий, его носил древнегерманский князь, в начале новой эры разгромивший три римских легиона в сражении в Тевтобургском лесу.

Пожалуй, Молер в этой книге открывается с новой стороны, а точнее даже — сторон. И в самом тексте "Против либералов", и в полноценном послесловии, название коего "Молер как стиль" прекрасно отражает колорит фигуры.

"Против либералов" — небольшое, но весьма содержательное, многослойное и глубокое эссе. Тот случай, когда текст выпукло передаёт не только идеи, но и личность автора. Метафизические тезисы, социологические обобщения, остроумные публицистические выпады. Стиль атакующий, письмо афористичное. Из работы и я узнал новые имена, произведения, с которыми будет не лишним ознакомиться.

"Против либералов" появилась накануне фукуямовского "конца истории" и финала советского проекта. Как заметил сам Молер: "О том, насколько сблизились либеральный Запад и Россия, можно судить по тому, с каким воодушевлением русские поклонники перестройки подхватили те характерные для "общества вседозволенности" безумные идеи, которые в Нью-Йорке или Париже уже всем порядком наскучили".

Тогда мы убеждённо рухнули в либерализм и всё ещё из него не выбрались. Многие антилиберальные идеи были озвучены, отработаны и порой даже переварены либерализмом. При этом далеко не все главные либеральные установки зафиксированы и подвергнуты интеллектуальному разбору. В этом смысле болевые точки, отмеченные Молером, предельно важны, пусть и писал он свою работу ещё в ХХ веке.

Очередной либеральный парадокс: постоянно апеллируя к человеческому фактору, либералы с лёгкостью им манкировали во имя абстрактных идей. И в конце концов переходили ко вполне тоталитарной практике. И дошли до того, что стали определять как правый экстремизм уже и такие ценности как "отечество, порядок, честь, верность, обычай" и др. И всё это Молер установил задолго до триумфа глобального "политкорректнобесия": "Речь идёт уже не только о якобы ложных представлениях, как должно функционировать общество. Скорее, цель состоит в том, чтобы изменить человека в самой его сути. Перевоспитание, продолжавшееся так долго, вышло на новый уровень: отныне преследованию подвержено даже определённое отношение к жизни и бытию, то есть самое сокровенное — представление о своей судьбе, Боге и мире".

При желании работу Молера можно признать негативной апологией либерализма, который легко преодолевает собственные декларации и спокойно использует то, что отрицает. Либерализм апеллирует к закону, но не может обойтись без "мафиозной" практики, а "образ врага" формирует через вполне "расистский" принцип неприятия особого типа человека, о котором говорит Молер. Он противопоставляет либерализму свой идеальный тип "героического реалиста". Человека, готового принять жизнь во всей её совокупности, осознавая свою земную конечность.

На это, по Молеру, способны только правые, консерваторы: "С одной стороны, представитель правых взглядов, будучи лишённым антропологических иллюзий, видит в человеке явно "недостаточное существо", нуждающееся в дополнительной опоре посредством институтов и глубоких физических и эмоциональных связей. С другой стороны, именно правые возлагают на это недостаточное существо такие надежды, которых нет у иных. Они считают, что в конечном итоге человек не вынесет роли птицы, механистично несущей яйца на индустриализированной ферме. Он вырвется в свободный полёт — поднявшись ввысь или рухнув вниз".

Большой вопрос: годятся ли современные европейские правые, погружённые в либеральные манипуляции, под высокие идеалы философа. Но то, что сам Армин Молер прожил жизнь, воплощая свои идеи, в полноте реальности — несомненно.

1.0x