1
…в 1907 году выстрелил «Санин», поражая тогдашнее общество, шокируя, будоража интеллектуалов того времени: разным.
Интересно среагировала литературная критика марксистской ориентации, увидев в образе героя реакцию на кризис идей, проколовший образованное сословие после революции 905-7 годов; однако, думается, не этим жил Санин: циничный и жизнелюбивый.
Гедонист Санин полемизирует не с кем-нибудь… с самим Львом Толстым: опровергая собою и жизнью своей проповеди и речения великого графа.
…Арцыбашев далеко ушёл – от периода, когда сотрудничал с провинциальными газетами, публикуя заметки, рассказы, репортажи: в том числе – и в плане известности: прижизненной, выпавшей на его долю.
Переехав в столицу, он выступал с обзорами выставок (некогда учился рисованию), всевозможными обозрениями – чередуя их с карикатурами и юмористическими рассказами-зарисовками.
…общество не устраивало Арцыбашева: оно не устраивало его тяготением моральных вериг, суммою условностей, массой того, что якобы мешает свободе.
Санин зрел в нём, хотя сам писатель лучшим своим произведением считал повесть «Смерть Ланде».
Но наибольший успех достался цинично-глумливому (просыпано немножко кокаина) Санину.
Кажется, Арцыбашева влекло изнаночное, теневое, страшное: он пристрастно интересуется темой самоубийства, хотя именно в связи оного с причинами, порождёнными кривой социальностью.
Пьеса «Ревность» была экранизирована самим Ханжонковым: после чего начинается период долгого сценарного действа Арцыбашева.
…как разно оценивали современники некогда столь популярного писателя: Куприн однозначно говорил о большом даровании, например.
Арцыбашев много громоздил текстов – и мучительно умирал, словно погребённый ими.
Изломы, своеобразные психологические извивы были присущи большинству писаний Арцыбашева: больше относящегося к истории литературе, нежели к живому, пульсирующему вечно организму её…
2
Всегда есть явление популярности: разные ступени, различна форма удовлетворения тщеславия человека, популярность получившего, но… она есть всегда…
«Санин» Арцыбашева был популярен: о! чрезвычайно – обсуждался, вибрировало нечто в воздухе, осуждался, рассматривался, рецензировался…
Арцыбашев работал для немого кино: интересно, как в таком воплощение смотрелся бы «Санин»?
Но… кино не было тогда ещё связано с космосом денег (или – антикосмосом), никому не пришло в голову взять текст в оборот.
«Санин» явно антирелигиозен, хотя этот пафос вряд ли закладывался Арцыбашевым; во главу угла ставится голый мир потребностей, и необходимость их удовлетворения возводится в культ; отсюда – череда откровенных сцен, повлекшая за собой обвинения в порнографии.
Книга вполне в духе модерна: то есть времени, когда появился роман: оставляющий впечатления сгустка болотно-мутных тонов: ядовитых, влияющих растлевающе.
Роман пропитан смертью: словно эманации её просачиваются… чуть ли не в каждый абзац; манерные и красивые герои рассуждают о ней, но делают это… играя, будто далека она, можно ещё говорить.
Новая форма нигилистики?
Но и наслаждения, декларированные в романе высшими полюсами бытия, какие-то… затхлые…
М. Арцыбашев происходил из поместного дворянства: отец был уездным начальником полиции.
Арцыбашев рано, лет двадцати с чем-то, стал сотрудничать с провинциальными газетами, публикуя заметки, репортажи, очерки, рассказы.
Переезжает в Санкт-Петербург, где литературная деятельность его разворачивается бурно: обзоры художественных выставок, юмористические сценки, и прочее, и прочее…
В ранней повести «Паша Туманов» писатель показал обстановку российской «уездности», и в том, что мотивы повести, разворачиваясь далее, обретают достоевский окрас, сказывался интерес писателя к тёмным сторонам жизни, к теневым изломам, к ступеням, что, прогнив и скрипя, могут отправить человека в проран…
Сам писатель лучшим своим произведением считал повесть «Смерть Ланде»…
Вериги…
О нет! не религиозные, хотя и они тоже: но –моральные, политические, и иные вызывали протест – всегда: порвать!
Сделать свободу абсолютной…
Сладкое слово – свобода: не достижимое понятие, узлы обстоятельств всегда будут сильнее…
М. Арцыбашев остался в истории литературы: в частности – фактом скандальной популярности «Санина».
Остался ли в живой и трепещущей плазме самой литературы?
Сложно сказать…
Но прочитать его стоит: чтобы лучше уяснилось время, наполненное рваными зигзагами противоречий: время, в которое жил писатель.