Сообщество «Салон» 16:21 29 августа 2019

Архитектурная месть Хрущёва

"Пионеры советского модернизма": выставка в Музее архитектуры
33

«За ночь ровно на этаж
Подрастает город наш,
Раньше всех к нам приходит рассвет». 

Из советской песни.

Эстетическое наследие хрущёвской Оттепели вызывает горячие споры. Оно мыслится разрушительным и созидательным одновременно. Солнечные города или — серые коробки? Загоны с низкими потолками или же — гениальное решение квартирного вопроса? Рывок в грядущее — или убийство традиции? Все эти вопросы — неразрешимы. Каждый из постулатов будет верным. Евгений Евтушенко заявил, что «поэт в России — больше, чем поэт». Стиль в России — тоже много больше, чем набор изобразительных приёмов и художественных тактик. Это всегда — утверждение силы. Послевоенный модернизм на Западе был игрой форм, футуристическим воодушевлением, поиском оптимальных конструкций и дешёвых материалов. В Советском Союзе происходили ровно те же процессы, но с одним исключением — то была архитектурная месть Хрущёва. Всем знакомо Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», после которого с уже возведённых домов принялись убирать «красивости». В прессе бесконечно и на все лады писалось о рациональном удешевлении и — ускорении строительства. Мало кто вслух формулировал идею, что царь Никита объявил войну не пилястрам, фронтонам и балюстрадам, а сталинскому Большому Стилю. И персонально — Сталину. Его достоянию, вкусу, идеалам. Отсюда — массированное проталкивание модернизма в архитектуру и дизайн.  

В середине 1960-х на волне этого движения Эльдар Рязанов снял комедию «Дайте жалобную книгу». Там хамство ресторанного персонала, несвежие скатерти и убогое меню являлись итогом «неправильного» интерьера: вазонов, колонн и занавесей из плюша. В том, что ресторан — ужасен, оказались виноваты капители и пышные фикусы. Они зримо воплощали всё то, что называлось дурновкусием и отсталостью. Поэтому здесь - наливают водку, орут и потчуют гадостью. Предпочтения пятидесятилетних людей, по сути - «отцов», это — невразумительный и пыльный отстой! Ату их! Юные энтузиасты с бешеной энергией рушат лепнину и сооружают стильно-молодёжную «стекляшку». В кадре - символическое выкорчёвывание антично-ренессансной, а точнее - сталинской капители. Пыль и прах. Всем по-дикарски весело. Ещё дурнее смотрится твист на фоне развороченного зала. Танцевальная музычка — отрицание дряхлого романса, который вымучивала манерная, пожилая певица в исполнении Рины Зелёной. Эти бодренькие стекляшки уже к началу 1970-х превратились в замызганные «рыгалетто», где хамили ещё, пожалуй, сильнее, чем в мещанских заведениях с расписными плафонами и бархатными занавесками. Сейчас мы глядим на те игрища и побоища с культурологическим интересом, отмечая плюсы и минусы, прорыв и - варварство. 

Итак, Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева приглашает на выставку «Пионеры советского модернизма». Даётся полная картина творческих замыслов и — помыслов 1955-1969 годов. Реализованные проекты соседствуют рядом с «бумажной» архитектурой, а узнаваемые места — с редкими фото из архивов. Это захватывающе выглядит на эскизах — мир свежести и чётких линий, но посредственно — в реальной жизни. Почему? Кинотеатры, напоминающие корабли; дома культуры, больше подходящие для Марса, чем для Питера; кафе-минутки и застеклённые универсамы с оформлением из нержавеющей стали несут на себе отпечаток временности. Для Оттепели и ранне-брежневской эпохи была характерна устремлённость в будущее, а потому никто и не собирался возводить на века. Это как раз Grand Maniere товарища Сталина обращался к Вечности. Тут же всё — продуваемое и — на семи ветрах. Вот - фотография станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) на Варшавском шоссе. (Москва, 1967–1977. Л. Н. Павлов, Л. Ю. Гончар, Е. С. Копелиович и др). Симпатично и азартно, как и вон тот универмаг с неоновыми буквицами, и кафешка не то в районе Филей, не то в Черёмушках. Грезилось дивное: в солнечную погоду здесь будет много света и динамики, но если эти стёкла пару месяцев не помыть (что особенно было заметно в 1990-х), то футуро-мечты шестидесятников довольно быстро превращаются в помойку. Маломальская обшарпанность создаёт эффект разрухи и мерзости запустения — модернизм, в отличие от классицизма, не предполагает «благородных руин». 

Одна из художественных и — бытийных тенденций 1950-1960-х годов — это нарочитый космополитизм, не исключавший патриотического курса. Всё же не надо забывать, что в те годы СССР получил статус космической сверхдержавы, поэтому социальные и творческие эксперименты Советской Власти были интересны вдвойне. На экспозиции представлены проекты павильонов Всемирных Выставок в самых разных городах. На ЭKСПО в Брюсселе 1958 года наш павильон отметили «за новаторство». Это вообще — свойство русской культуры — время от времени становиться флагманом обновления. Вот — эскизы и фотографии того стекло-аллюминиевого дворца (авторы - А. Т. Полянский и др). Полный отказ от исторических аллюзий-иллюзий, использование актуальных наработок, футуро-космизм. Павильон кажется прозрачно-лёгким и почти невесомым. Это — четвёртый сон Веры Павловны: «Громаднейший дом: он покрыт этим чугунно-хрустальным зданием, как футляром; оно образует вокруг него широкие галереи по всем этажам. Какая легкая архитектура... какие маленькие простенки между окнами, а окна огромные, широкие, во всю вышину этажей!» Не менее феерично смотрятся павильоны для ЭKПО в Нью-Йорке-1964 года и в Москве-1967. Kонкурсные проекты — один другого «футуристичнее» и «модерновее». Прекрасен эскиз авторского дуэта - Д. С. Гольдгор и Н. Н. Баранов для Всемирной выставки в Нью-Йорке. Светящийся цилиндр с надписью USSR на фоне ночного неба. А вот — смелые дерзания их коллег и соперников. Та же молодая прыть и острое желание швырнуть очередную капитель «с парохода современности». От созерцания тут быстро устаёшь — надоедает фиксировать кубы, цилиндры и шары, металл и стёкла, тонкие опоры и марсианские купола. Особенность модернизма — это агрессивное уничтожение любой вариативности и даже самой возможности разнообразия.    

Говорить о том, что модернисты бежали токмо в Светлое Будущее и отрицали авторитеты, было бы не совсем корректным — в те годы развился непререкаемый культ русского и мирового авангардизма. В моду входили, точней - возвращались Мельников, Ле Kорбюзье и Мис ван дер Роэ. Одним из самых результативных архитекторов Оттепели сделался Леонид Павлов — ученик братьев Весниных и выпускник ВХУТЕМАСа. Он — по меркам весенне-юной эпохи — был весьма немолод и относился к поколению «брюзжащих отцов», но сумел выбиться в лидеры на волне оттепельного рационализма. Из представленных работ едва ли не треть - прожекты Павлова и его группы.

Вместе с тем, центральным экспонатом является Дворец пионеров на Воробьёвых горах (1958-1962 гг.)  - грандиозный план, детище молодых — не старше 40 лет — мастеров (В. С. Егерев, В. С. Кубасов, Ф. А. Новиков, Б. В. Палуй, И. А. Покровский, М. Н. Хажакян, инженер Ю. И. Ионов). Перед нами — не только наброски, рисунки и фотодокументы, но и макет Дворца. Откровенно говоря, в детстве этот крутой «монстр модернизма» казался однообразно-безликим, хотя, просторным и комфортным для занятий. Потом, прочитав, что это — уникальное строение конца 1950-х, я уже с интересом фиксировала линии Дворца, но то был исследовательский взгляд, каким смотрим на безобразную вещь, обладающую некоторой художественной ценностью. Из той же дивной серии - ансамбль детского лагеря «Артек» (серия Большой Артек 1960 года, арх. А. Т. Полянский), где мне побывать так и не удалось, однако же, фотографии главного пионерлагеря страны были хорошо известны любому советскому школьнику. 

Много внимания уделено эпичному феномену под названием «Черёмушки». Уже на излёте 1960-х понятие «хрущёвка» или - «хрущёба» стало носить уничижительно-презрительный характер, а в тот момент, когда панельные дома-близнецы появлялись на месте пустошей и — заселялись теми, кто полжизни провёл в коммунальных битвах, это казалось раем. Неслучайно картины Юрия Пименова с новостройками, свадьбами и девушками в юбках-колокол, нам и по сию пору видятся лиричными и — радостными. Убожество формы полностью искупалось великим содержанием. 

«Мы на край земли придём, / Мы заложим первый дом / И табличку прибьём на сосне», - пелось в знаковой песне, вводились в строй целые кварталы, а Дмитрий Шостакович спешно ваял мажорную оперетту «Москва, Черёмушки». Важным народнохозяйственным свойством хрущёвок была не столько дешевизна, сколько — быстрота возведения. От таблички на сосне до новоселья - с космической скоростью! И опять же никто не рассчитывал, что эти дома — навечно. Им давался честный срок годности — 25 лет. А теперь в Интернете, о коем даже и не мечтали ребятки-шестидесятники, можно отыскать респектабельные сайты, предлагающие «евроремонт в хрущёвке по разумным ценам». На выставке — материалы, связанные с проектированием и строительством Черёмушек, аналогичных районов в Москве и других городах. 

Публицисты Пётр Вайль и Александр Генис в своём глубоком, но при том - легкомысленном (!) опусе «60-е. Мир советского человека» писали о тех квартирах, как о символе романтического мировоззрения и — антитезе мещанству: «Особую ненависть романтиков вызывала мягкая мебель: плюшевое кресло, кровать с шарами, тахта «лира». Взамен следовало обставить быт трехногими табуретками-лепестками, легкими торшерами, узкими вдовьими ложами, низкими журнальными столиками. Безразличный алюминий и холодная пластмасса вытеснили теплый плюш. Такая квартира ощущалась привалом в походе за туманами». И они правы, иронизируя! В 1970-х годах начнётся другая эра, и выкинутые на свалку люстры с висюльками да комоды с резьбой, станут восприниматься, как тёплое, милое ретро. Да и вёрткий Рязанов, некогда восторгавшийся кафе-стекляшками в «Дайте жалобную книгу», выдал «Иронию судьбы», где открыто издевался над шеренгой одинаковых домов.

Выставка, призванная расширить наше — часто однобокое - понимание «хруще-футуризма», справляется на пять с плюсом. Разве что от сознания и — углубления в тему, стекляшка не становится краше, да и Никита Сергеевич всё равно является вандалом, ибо заигрывал с модернизмом не из соображений пользы, а из личной мести «красному Бонапарту» и его колоннам.

 двойной клик - редактировать галерею

Загл. фото:  Д. С. Гольдгор, Н. Н. Баранов. Всемирная выставка в Нью-Йорке, 1964. Конкурсный проект павильона СССР, 1961.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Cообщество
«Салон»
6
2 октября 2020
Cообщество
«Салон»
13
Cообщество
«Салон»
Комментарии Написать свой комментарий
29 августа 2019 в 19:00

,, Вёрткий Рязанов ,, Вот чем наградила вёрткая Иванкина,человека ,
гордость Советского кино . ( ну обитатели ЗАВТРА ИМЕЮТ ДРУГОЕ МНЕНИЕ )

,, Подсуетился Шестакович ,, Шостакович был суетливый человек ,подсуетился и написал 7ю симфонию .

9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде; оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг.

Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.

Исполнение
Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.

« Действительно, — вспоминал кларнетист Виктор Козлов, — включены были все люстры хрустальные. Зал был освещён, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку. »
Зал филармонии был полон, а публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии.

Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему:

« Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть»
Галина Лелюхина, флейтистка:

« Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый »
Истории исполнения симфонии посвящён фильм «Ленинградская симфония».

Солдат Николай Савков, артиллерист 42 армии, написал стихотворение во время секретной операции «Шквал» 9 августа 1942 года, посвящённое премьере 7 симфонии и самой секретной операции.
//////////////////////////////////////////////////////////////
Что сделал Хрущев для страны

Начну с элементарного, главного в жизни человека – жилья, крыши над головой. Панельные пятиэтажки, ныне презрительно называемые «хрущобами», были великим переселением советского народа в светлый, невиданный прежде мир, нежданно-негаданно обретенный рай для одних и мечта о нем - для других.

Как и где мы жили до этого всенародного счастья? (Учтем, что после войны вообще без крова осталось 25 миллионов советских людей.)


Более или менее благополучными (в массе) считались те, кто обитал в благоустроенных коммуналках.
,, Система коридорная ,на 38 комнаток всего одна уборная ,,- В. Высоцкий.

Остальные - в частных домах (где под одной крышей теснились три поколения), в бараках и подвалах. Один из моих старших братьев, отслужив, женившись, родив первого ребенка, получил квартиру на окраине города, в бараках, переделанных под жилье из армейских сборно-щитовых казарм. Общий длинный коридор, по обе стороны - отдельные каморки (великое счастье, не тесниться в частном домике с отцом-матерью, бабушкой-дедушкой, младшими братьями-сестрами!), общая кухня с керосинками и керогазами, на каждые два барака – дощатый сортир во дворе. Вскоре брату повезло несказанно: бараки снесли, и он получил двухкомнатную квартиру в построенной рядом панельной пятиэтажке. Чередой тянулись туда друзья, знакомые, родственники - посмотреть. Дивились: балкон! Из кранов прямо в квартире течет вода! Не говоря уже об унитазе!!! Это было вообще за гранью представлений о прекрасной жизни.

Не думайте, что только в провинции так благоговели при получении панельных квартирок с пятиметровыми кухоньками. Точно так же воспринимали их и в Москве. И не только работяги из бараков, а люди, близкие к самым верхам власти!

«В 1956 году мы с женой были в такой вот пятиэтажке на новоселье у знакомого медика - кандидата наук, - вспоминал Алексей Аджубей. - Когда гости собрались, хозяин перерезал ленточку открытия своей квартиры. Она висела в дверном проеме совмещенного с ванной клозета. «Впервые за сорок лет, - сказал остроумный врач, - я получил возможность воспользоваться удобствами данного заведения, не ожидая истошного вопля соседа: «Вы что там, заснули?!»

Алексей Аджубей - зять Н.С. Хрущева. То есть так торжественно отмечал вселение в панельную пятиэтажку не просто рядовой врач, кандидат наук, а друг Аджубея, человек, вхожий в семью Первого секретаря ЦК КПСС!

Через 10 месяцев (!) после назначения Первым секретарем ЦК КПСС, в июле 1954 года, Хрущев инициировал постановление ЦК и Совмина «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства». Затем - «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства» (1955 г.) и «О развитии жилищного строительства в СССР» (1957 г.).

Моментально запустили более 400 заводов сборных железобетонных конструкций, домостроительных комбинатов. И - началась конвейерная сборка жилья. На стройплощадки привозили или панели, или уже готовые комнаты-блоки. Народ смотрел на монтаж домов, как на цирковое представление – с восхищением, радостью и надеждами.

Только за 1954-1963 годы и только в Москве в отдельные хоромы вселились 3 миллиона москвичей.

Население Москвы в 1959 году – 5 миллионов.

С 1956 по 1970 год новые, благоустроенные (!) квартиры получили 100 миллионов граждан СССР. Население СССР в 1970 году – 241,7 миллиона.

Вот какую мощь набрал конвейер строительства жилья, запущенный Хрущевым!

Если сказать кратко, при Хрущеве страна выбралась из подвалов и бараков.

«Хрущевки» стали символом новой жизни. Не только как жилье. Они слились воедино с хрущевской оттепелью, выходом страны из сталинской репрессивной казармы - в политике, культуре, общественных отношениях. То, что мы сейчас называем убогими бетонными коробками, тогда воспринималось как стиль эпохи, элемент конструктивизма в архитектуре.

29 августа 2019 в 20:05

Yafim Liport

Ефим, в друзья никому и никогда НЕ набивался, но, после прочтения этого вашего комментария, скажу лишь ОДНО - мы с вами ОДНОЙ крови...

Спасибо!!!

29 августа 2019 в 23:16

Поспешили, Пётр Чёрный!
Придётся вас с Ефимом немного холодным душем обдать.

29 августа 2019 в 19:59

- «Архитектурная месть Хрущёва»…

Думается это вами специально НАДУМАННАЯ мысль в адрес Хрущёва.

Хрущёв НЕ ангел, но и не такой самодур и мстительный человек, каким Вы хотите его показать…

Это москвичи и отпрыски высокопоставленного чиновничества всех мастей и уровней жили в квартирах с высокими потолками, и с лепниной везде, где можно было хоть что-то прилепить.

Абсолютное большинство граждан СССР, в те времена, ютились в страшнейшей тесноте коммунальных квартир, в бараках, мазанках, а то и вообще в землянках…
И так было почти до скончания СССР.

Нас сегодня бесят «золотые унитазы» и позолоченная сантехника олигархов и прочих сегодняшних РЕАЛЬНЫХ воров и жуликов. Дамы-бездельницы, по каналам центрального телевидения, показываю свои роскошные хоромы, построенные её мужем или любовником на наворованные у своих соотечественников средства.
100 тысяч и более рублей потратить за одну шопинг-прогулку ими считается нормальным делом.

Если есть «тот свет», то Хрущёв, там, в страшном бешенстве от того, что происходит в сегодняшней России, и ЧТО о нём пишут эстеты от архитектуры…

Когда же у нас научатся ПОНИМАТЬ ту простую мысль о том, ЧТО ВСЕ мы - ДЕТИ СВОЕГО времени!!! Вместо того чтобы ЦЕНИТЬ и УВАЖАТЬ человека за его РЕАЛЬНУЮ (а не игрушечную) заботу о своей стране, о её живых и страдающих людях, Вы считаете это – МЕСТЬЮ…

Это НЕ просто ДИКОСТЬ высокомерной дамочки, с извращёнными представлениями о ДОБРЕ и ЗЛЕ, а грязная и безобразная КЛЕВЕТА НА Хрущёва и тех, кто СТРОИЛ жильё для ТЕХ, кто жил в трущобах и бараках.

Вы съездите в Казань и СПРОСИТЕ старых жителей центрального района Казани, в каких ужасных и просто диких условиях жили её жители. Кстати, многие трущобы ещё остались (посмотрите на бывших улицах Баумана и Ленина, сегодня ул. Ленина стала ул. Кремлёвской).
Скажу даже больше, почти ВСЯ Казань, во времена Хрущёва, была сплошными трущобами, если сравнивать её с сегодняшней. То же самое можно сказать почти о ЛЮБОМ городе времён Хрущёва.

Не нужно клеветать на Никиту Хрущёва, он СЫН своего времени, и, со своей колокольни, делал ВСЁ возможное для благополучия своего народа!!!

29 августа 2019 в 23:20

Это Вы, Пётр, просто зомбированы лживой пропагандой хрущёвского и постхрущёвского времени.

30 августа 2019 в 10:16

Проектирование и материально-техническое обеспечение строительства подобных домов началось при Сталине. Первые каркасно-панельные дома в Москве стали вводится в строй ещё в 1948 году. При Никите Сергеевиче строительство подобных домов лишь набрало запланированные ранее обороты и связалось в памяти народной с правлением Хрущёва.

29 августа 2019 в 23:32

У Вас, Геннадий Сергеев, НЕ ХВАТИТ ВОДЫ и ХОЛОДА, что меня "ОБДАВАТЬ".

Я таких ДЕБИЛОВ видел видимо-невидимо...

Подержите лучше язык за зубами, а то придётся язык прикусить...

30 августа 2019 в 00:19

Интересно, интересно, мистер Чёрный... продолжайте...

30 августа 2019 в 00:18

Прежде всего - замечательная тема и замечательная статья!
Потрясающая мысль об эстетической пропасти между архитектурной классикой и модернизмом:
"...модернизм, в отличие от классицизма, не предполагает «благородных руин»."

Да, в 54-м году произошёл хрущёвский антикоммунистический троцкистский переворот. Только не надо говорить, что Троцкий "был коммунистом". Пигмей отомстил Титану.
Об этом перевороте надо подробно и весьма объёмно писать, но нет таких возможностей.
На хрущёвском архитектурном самодурстве выдвинулась целая стая остепенённых гробовщиков классического архитектурного стиля, и это в то время, когда поколение молодых послевоенных архитекторов "только-только начала осваивать язык классики, открыло для себя несметные богатства выразительных средств архитектуры Возрождения"

Что касается экономики вопроса, то здесь - сплошная мифология хрущёвских выдвиженцев.
Кстати, при Сталине Хрущёв как раз курировал индустриальное домостроение ("был специалистом"), и оно интенсивно развивалось. Проектировались новые типы зданий - крупноблочные и крупнопанельные. Стоимость кв.м в них составляла (на память) порядка 130-115 рублей в ценах 61 г. Но это были полнометражные квартиры с качественной отделкой.

Хрущёв побывав в Америке, решил, что советским людям не нужны высокие потолки и просторные кухни, и, полагая, что на этом можно сэкономить, стал внедрять американские "малометражные" стандарты.
Первые построенные такие здания ужаснули - стоимость жилья в них оказалась выше, чем в "сталинках". Разбираться - почему? - не стали, зато стали "упрощать" и довели стоимость метра до 100 рублей. Эти "образцы" были настолько плохими, что стоимость их эксплуатации и ремонтов-доделок удваивали стоимость дома за 10 лет эксплуатации.

В конечном итоге стали снова "усложнять", оставив принцип "малолитражности" незыблемым. Стоимость метра поднялась до 150 рублей, в брежневское время - 200. Это были цены метров в стандартных "сталинках".

Если бы не "месть Хрущёва", домостроение развивалось бы не меньшими темпами, но это было бы качественно иное жильё, а не стареющее морально (комнаты-кухни-клетки) уже через 10-15 лет. "Заслуга Хрущёва" стала первым организованным зомбированием советских людей.

Я очень люблю фильмы "Дайте жалобную книгу!" и "Черёмушки", но я прекрасно вижу фальшивую пропагандистскую антиархитектурную их суть.
Так же как и более чем сомнительную по образному содержанию третью часть Седьмой симфонии.

30 августа 2019 в 10:22

Геннадий Сергеев
Сегодня в 00:18
/////////////////////////////
Никто Хрущёва не обожествляет .он такой же как
и все генсеки советские .
Но то что он переселил из бараков в отдельные квартиры людей ,за это ему спасибо.
Я сам жил в частной развалюхе и когда в 62 году семья въехала в 2х комнатную кооперативную
,, хрущёвку ,, счастью небыло предела.
Квартиры были расчитаны на 25 лет и не его вина ,что дорогой Леонид Ильич
оставил их.
А если б Хрущёв строил сталинки ,люди до сих пор бы жили в бараках , впрочем и сейчас живут.несмотря на золотой нефтяной дождь.
Посмотри Гена передачу по первому каналу МУЖСКОЕ /ЖЕНСКОЕ в 16 часов по московскому времени ,и посмотри в каких скотских условиях живут люди.

30 августа 2019 в 11:35

Фима, сначала надо прочесть, включая мозги, а в комментариях выделять цитируемый текст по правилам русского языка.
Но я не вижу ни того ни другого.
И не надо мне рассказывать кто как живёт. Я сам полжизни жил в деревянных домах.

30 августа 2019 в 11:47

И ещё, Фима, поясните, чего увидели смешного? "Пальчик" я не показывал...

1 сентября 2019 в 00:19

Простите, Ефим, этот вопрос - к Арк. Седову.

3 сентября 2019 в 14:06

Бывает, конечно, потому и спросил. А ответить нечего?

4 сентября 2019 в 12:10

У Вас, Аркадий, какие-то плакатные и либерально-митинговые представления по СССР.
Мне такие разговоры не интересны.

30 августа 2019 в 11:12

Читателям…

На сайтах, и не только на этом, «крупные специалисты» во всех вопросах, почти нецензурной бранью, костерят не только чиновничество вообще, но и всех подряд.
Удостоился этой «чести» и Хрущёв.

Вот, Вы пишете: «…Проектировались новые типы зданий - крупноблочные и крупнопанельные. Стоимость кв.м в них составляла (на память) порядка 130-115 рублей в ценах 61 г. Но это были полнометражные квартиры с качественной отделкой.

Хрущёв побывав в Америке, решил, что советским людям не нужны высокие потолки и просторные кухни, и, полагая, что на этом можно сэкономить, стал внедрять американские "малометражные" стандарты.
Первые построенные такие здания ужаснули - стоимость жилья в них оказалась выше, чем в "сталинках". Разбираться - почему? - не стали, зато стали "упрощать" и довели стоимость метра до 100 рублей. Эти "образцы" были настолько плохими, что стоимость их эксплуатации и ремонтов-доделок удваивали стоимость дома за 10 лет эксплуатации…».

Особенно мне понравилось ваше – «…что советским людям не нужны высокие потолки и просторные кухни…».

Мечтать о «высоких потолках и просторных кухнях» могли только КРЕТИНЫ, живя в трёхкомнатной коммунальной квартире, где в каждой из комнат жили по 3-6 человек (порядка 12 человек в квартире, в среднем), или в бараке, где были фанерные стены…

Да, если бы не было ВОВ, то архитектура в СССР, да и сегодняшней России, была бы совершенно иной. Больше того, многих из нас просто не могло бы быть, по определению…

Выскажу своё личное мнение, очень некомпетентное, основанное только на «ХОТЕЛКАХ», о СЕГОДНЯШНЕМ жилищном строительстве.

Будь моя воля, я вообще не стал бы строить в России многоэтажные кварталы…
Нужно в России строить коттеджные посёлки с этажностью не большей 3-х этажей, с приусадебными участками, как минимум, 6 соток. Эти посёлки должны иметь хорошие дорожные выходы на крупные магистрали России. Посёлки должны быть достаточно крупными, чтобы иметь финансовые возможности для АВТОНОМНОГО обеспечения рабочими местами коммунальными, врачебными, образовательными, культурными и т.д. услугами…
То есть поселений типа городков на 50-100 тысяч населения.

Вот, строится «Большая Москва». С моей точки зрения – величайшая глупость…
Земли в России - МОРЕ, а все стремятся жить в газовом аду…

В России есть великая река Волга!!!

Лично я бы построил скоростные ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ и АВТОМОБИЛЬНЫЕ магистрали высочайшего качества ВДОЛЬ всей реки Волги (от Астрахани и до самого Санкт-Петербурга).

Появился бы в России мощнейший научно-промышленный МЕРИДИАН - «Волга», где выпускалось и разрабатывалось бы ВСЁ, что нужно России и россиянам.
Жить на природе, в коттеджном посёлке городского типа, в транспортной доступности к берегам великой русской реки Волги, в транспортной доступности ко всем населённым пунктам вдоль реки Волги, что может быть лучше для жизни и работы!!!
Да, с обязательной современной системой переработки отходов жизнедеятельности человека, очистки промышленных и прочих стоков воды!!!

По большому счёту, ТО же самое следует делать и ВДОЛЬ ВСЕХ крупных рек ВЕЛИКОЙ России.
Только, кто же меня послушает…

Кстати, сегодня так стали жить наши чиновники и олигархи... Правда они ещё имеют коттеджи на всех морях и океанах планеты, но нам, пока, хватит и коттеджей просто на природе...
Чем мы, граждане России, хуже их?

30 августа 2019 в 11:30

Кстати, вот откуда взялась эта "МЕСТЬ" Хрущёва..

Вот в чём "собака зарыта", ОКАЗЫВАЕТСЯ, как пишет Геннадий Сергеев:
"...На хрущёвском архитектурном самодурстве выдвинулась целая стая остепенённых гробовщиков классического архитектурного стиля, и это в то время, когда поколение молодых послевоенных архитекторов "только-только начала осваивать язык классики, открыло для себя несметные богатства выразительных средств архитектуры Возрождения"..." - и Г. Сергеев стал одной из ЖЕРТВ этого самого "самодурства" Хрущева...

Ах, ах, ах, Вы "ЖЕРТВЫ", которые, как я полагаю, будучи архитекторами, НИКОГДА НЕ жили даже в хрущёвках...
Вам, естественно подавай ВЫСОКИЕ потолки и БОЛЬШИЕ площади, тесноты Вы не знали и знать НЕ хотите...

31 августа 2019 в 03:02

С Вашей, мистер Чёрный, логикой, мне остаётся тоже "догадаться", что если я - "жертва", то Вы в этом случае являетесь "остепенённым гробовщиком".

Люди, которые переехали и жили в сталинских домах, не задумывались о высоте их потолков. Задумываться стали, когда оказывались в гостях в хрущобах.

"...тесноты Вы не знали и знать НЕ хотите..."

Вы, стало быть, не прочь её снова узнать. Так действуйте: переезжайте или "уплотняйтесь"!
До моего пятого класса, "догадливый", мы вчетвером жили в одной комнате, потом стало две.

31 августа 2019 в 22:38

Замечательная статья. Спасибо, Галина Иванкина, за горькую правду. За Хрущёвым стояли те, кто совершив миллионы вредных для СССР, населяющих её народов дел, в конечном счёте расчленили СССР и сегодня пытаются уничтожить Россию.

3 сентября 2019 в 21:17

Леонид Масловский
31 августа 2019 в 22:38
Замечательная статья. Спасибо, Галина Иванкина, за горькую правду. За Хрущёвым стояли те, кто совершив миллионы вредных для СССР, населяющих её народов дел, в конечном счёте расчленили СССР и сегодня пытаются уничтожить Россию.
***********************
Сколько себя помню ,всё время Масловские хнычут .что все хотят уничтожить Россию.
Хотели бы уничтожить , могли бы уничтожить когда распался СССР ,А ОНИ Вместо
этого стали присылать ноги Буша ,чтоб Масловские не померли от голода.
Масловские стояли за всеми генсеками ,вы Масловские и виноваты ,что Россию
вернули в 19 -20 век ,а счас стонете ,как вас угнетают.
Работать надо .а не плакать !

4 сентября 2019 в 12:13

Такое убожество!
Может, Ефим, Вы только притворяетесь евреем? Как-то "не соответствует"...

1.0x