Сообщество «Салон» 11:12 19 января 2017

Молодость и печаль

выставка «Московская оттепель» в Музее Москвы
5

"Живу, как хочу, — светло и легко.

Живу, как лечу, — высоко-высоко"

Роберт Рождественский

Оттепель — востребованная тема. Пишутся книги, статьи, полемические тексты в блогах. Создаются многосерийные проекты — иной раз талантливые, но часто — конъюнктурные. Публицист и общественный деятель Егор Холмогоров язвительно заметил, что "…главные герои данного жанра — старый телевизор, автомобиль "Москвич" и автомат с газировкой". А люди — фон, статисты и "шум за сценой". Нас по каким-то причинам волнует само время, а не отдельная судьба, даже если это судьба великого поэта, который, как известно, "…в России больше, чем поэт".

Оттепель — это не просто книга Ильи Эренбурга, давшая имя целой эпохе, но ещё и весна, ледоход, свежий ветер. Юность человечества. Культ молодости. Не той гламурно-рафинированной моложавости, как теперь, а именно свежести восприятия, физической бодрости, устремлённости за горизонт. Главное, ребята, сердцем не стареть! Нам не хватает чёткости и ясности, раз мы постоянно обращаемся к этике и смыслам полувековой давности. Это не похоже на обычную ретро-ностальгию — ретро подразумевает поверхностное скольжение, схватывание ярких деталей и последующее их препарирование. Здесь — глубже, тоньше и… печальней.

В Музее Москвы до 31 марта 2017 года работает широкомасштабная выставка, посвящённая Оттепели 1953-1968 годов. Явлена вся палитра тогдашнего бытия: книги, открытки, платья, кино, музыка, а ещё — пылесосы, плакаты, значки и вазочки. Нет деления на официоз и андеграунд — в едином творческом потоке неразличимы "конформисты" и "нонконформисты", а фотографии Никиты Хрущёва, устроившего памятный хэппенинг в Манеже, прекрасно монтируются с картинами его художественно-эстетических оппонентов. Переходя от стенда к стенду, мы начинаем проживать все эти события и годы — благо, среди гостей много людей старшего поколения. Кто они — бывшие стиляги или комсомольские активисты? Постаревшие "аксёновские мальчики" и "девочки-бабетты"? Физики и лирики, походники и скалолазки?

Что такое Оттепель? Это, прежде всего, новизна. Отсюда неистовое желание вышвырнуть на свалку мещанский комод, а вслед за ним — шторы, пуфики, круглый обеденный стол. В журнальных статьях пишется, что вся эта дребедень только собирает пыль, а пыль — символ застоя и духовной лености. Важны разговоры и мечты о будущем. Оно рисуется привлекательным и тёплым. Полдень, XXII век — все люди братья, а космос — наш. Сочиняются фантастические романы и повести — в них вся Вселенная говорит по-русски. Потому что мы — первые. Коммунистическая эстетика — лаконична, проста, возвышенна. В том нежном футуризме было очень много от 1920-х годов, поэтому из забвения выходят имена Константина Мельникова, Василия Татлина, Эль Лисицкого. На выставке представлены художественные опыты шестидесятников, навеянные супрематизмом и "ракурсами Родченко". Дворцы пионеров и автозаправочные станции проектируются в духе Ле Корбюзье. Абстракционизм отразился и на специфике тканевых узоров. Ругательное — с точки зрения советского агитпропа — слово "абстрактный" не употреблялось, и его меняли на "отвлечённый". Это выглядело следующим образом: "Новый характер — отвлечённые рисунки. В некоторых из них иногда бывает трудно определить, где конкретное изображение переходит в отвлечённый орнамент и становится как бы фантазией на тему геометрического рисунка, или изображение цветка, в котором цвета и линии утрачивают чёткость очертаний". Актуально звучат стихи Владимира Маяковского — младому поколению не терпится прокричать "О дряни", броситься на борьбу с новым Присыпкиным, развернуться в марше, чтобы плыть в Революцию дальше. Романтизация нашей Гражданской войны и тут же — восторженная любовь к Фиделю Кастро. За Коммунизм… без сталинизма. Сталинская эра малевалась не только жестокой и кровавой, но безудержно помпезной — с застывшей, мёртвой эллинской красой, версальскими балюстрадами, тоталитарной патетикой. Под стеклом — невзрачная брошюрка с титулом "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". Знаменитое Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года, которое одномоментно положило конец Большому Стилю. Фотографии солнечных весёлых новостроек: стандартные дома, "хрущёвки" посреди нехоженых и неухоженных земель. Излюбленный приём: покосившиеся деревеньки и над ними — рассветно-розовый квартал очередных Черёмушек. Всё резко, ровно и без прикрас. Полагали, что жилище должно быть скромным, а человек — стройным. Популярный тип худенькой девушки и поджарого лёгкого парня — от осознания ценности минимализма. Всё лишнее — уродливо. Не только лишние украшения на фасаде, но и лишний вес. Любование минимализмом — в дизайне квартир и в модных тенденциях. Вот реконструированный уголок обычной квартиры (с ярким креслицем, тонконогим столиком и "двухголовым" торшером). А вот аккуратные мини-платьица для девочек-веточек. Мини-юбка появилась как ответ модельеров на минимализм в дизайне.

Оттепель — это постижение пространства, динамика, непоседливость: "Мы на край земли придём, / Мы заложим первый дом / И табличку прибьём на сосне". Романтика связана с передвижениями и освоением территорий. Конечно, вся эта суровая прелесть Братска и любовь к плацкартному времяпрепровождению — красивая ширма для государственных программ, а то и проблем. Целинный задор и таёжные романы — из фильмов и книг — на деле оборачивались разочарованием, а бывало — подорванным здоровьем и покалеченной судьбой. Тем не менее, поезд сделался одним из символов оттепели: "Я как поезд, что мечется столько уж лет / между городом Да и городом Нет. / Мои нервы натянуты, как провода, / между городом Нет и городом Да!" На выставке можно увидеть картины и фотографии, запечатлевшие перроны, платформы, вечерние электрички. Люди с рюкзаками, лыжами, вещами. Едут за туманом и за запахом тайги, за делами, за деньгами. Не ехать — пошло и стыдно. Только в путь, ибо "…нет дороге окончанья, есть зато её итог: дороги трудны, но хуже без дорог". Равнодушие к быту, интерес к впечатлениям. От преизбыточной любви к пространству — в бескрайний Космос. И даже пылесос теперь напоминает фантастический летательный аппарат!

Оттепель — это радушная открытость, в том числе и по отношению к западной цивилизации. Мы видим пригласительные билеты на Американскую выставку-59, плакаты, посвящённые Фестивалю, открытки, журнальные развороты, значки. Раритет — роскошный шёлковый фестивальный платок. Миру — мир! Следует догнать и перегнать. Войны не хотелось. Положительный герой Оттепели мог быть в джинсах, как, например, интеллигент Саша Привалов из "Понедельника…" братьев Стругацких: "В заднем кармане моих любимых джинсов, исполосованных 'молниями', брякали старухины медяки". Гуру шестидесятников Василий Аксёнов описывал твисты со всей раскрепощённой порывистостью, свойственной его поколению: "Ребята танцуют, и ничего им больше не надо сейчас. Танцуйте, пока вам семнадцать! Не бойтесь ничего, всё это ваше — весь мир". У гостей выставки есть возможность изучить феномен советского твиста: послушать в специальной кабинке музыку, прочесть комментарий — из него становится ясно, что в СССР постарались "одомашнить" стильный танец, сделать его своим союзником.

В культовых книжках 60-х допускалось умеренное западничество: герой Аксёнова мог влюбиться в девушку, похожую на Брижит Бардо. Героиня Татьяны Дорониной из фильма "Ещё раз про любовь" имела право произнести фразу: а не пойти ли ей в манекенщицы? Советский человек не боялся гуманитарной диверсии со стороны Запада, он понимал, что все эти "бабетты" и твисты — наносное и преходящее. У тех же Стругацких (например, в "Стажёрах" или в "Хищных вещах века") капиталистический мир — отмирающий. Он ещё агонизирует, но уже готов. Его ценности — абсолютно безвредные, ибо лишены воли, энергии, будущего. И потому — не угрожающи. Ими даже можно попользоваться — не страшно. Не увлечёт, не уведёт от смысла жизни. Космический СССР говорил со всем миром с позиций личной правоты — Спутник, Гагарин давали на это моральное право. Поэтому юным героям "Июльского дождя" можно читать заграничные журналы и выплясывать буржуйский танец.

Герой Оттепели — обыкновенный человек, без эталонности, то бишь не лишённый грехов и огрехов. Лица — типовые: заводские парни, фабричные девчата, простоватые инженеры, скромные физики-лирики в ковбойках. Положительный персонаж заполучил право не быть идеальным — стюардесса Наташа остаётся на ночь у Евдокимова и тут же признаётся: "Я люблю тебя"; ребятки из "Я шагаю по Москве" почти бесцельно слоняются по городу; аксёновские мальчики-девочки срываются и едут к морю (а не на Целину!); "девчонка что надо" Юлии Друниной — крашеная модница в мини-юбке. Несовершенны, и кажется, что лишены стержня. Но — "…товарища спасая, "нигилист" погиб…". И девчонка из стихотворения Друниной — работяга и умница, а вовсе не стиляжка из Коктейль-Холла. Оказывается, можно не быть плакатным комсомольцем, чтобы войти в райские врата Коммунизма.

Разбитные красотки Юрия Пименова с картины "Перед танцами" вряд ли штудируют Маркса—Энгельса. Более того — сомнительно, что они агрессивно-целомудренны, как "положено" каноническим советским девам. Песня вслед: "А река бежит, зовёт куда-то, / Плывут сибирские девчата / Навстречу утренней заре / По Ангаре…".Бежит, зовёт куда-то. Вот это "куда-то" и "в чём дело — сразу не поймёшь" стало своеобразным гимном эпохи: дорога хороша сама по себе, а не потому, что ведёт в конкретное место… На мониторах выставочных залов — отрывки из кинокартин "Июльский дождь", "Ещё раз про любовь", "Застава Ильича". Фильмы — казалось бы, "ни о чём". Фрагменты жизни. Описание без особого морализаторства. Полутона и нюансы. Ощущение важнее сюжетной заполненности. Разговор — интереснее действия. И теперь уже точно понимаешь, почему они проиграли, эти светлые шестидесятники: они умели сжигать мосты, забираться на кручи, писать стихи и любить дорогу. Они даже умели работать. Но. Они не знали, что с этим делать. Молодость прошла, а с ней и Оттепель. Потому и печаль.

Cообщество
«Салон»
8 0 9 365
Cообщество
«Салон»
2 0 3 446
Cообщество
«Салон»
2 0 8 868

Комментарии Написать свой комментарий
19 января 2017 в 12:32

----------
Оттепель — это не просто книга Ильи Эренбурга, давшая имя целой эпохе, но ещё и весна, ледоход, свежий ветер. Юность человечества. Культ молодости.
---------
Автор статьи (историк моды - юрист) человек профессионально не связанный с реальной жизнью, так около гламурная болтовня.

Был ли Хрущёв изобретателем панельных домов, конечно нет, их строили массово уже в довоенной/послевоенной Европе, просто нигде в мире не опускали потолки так низко, а коридор не делали столь узко, чтобы жильцы задевали головой лампочки, а локтями за стенки, нигде не делали копеечной "экономии" приносящей тотальный дискомфорт.

Являлись ли твист, рок-н-ролл, джинсы и погоня за любой заграничной дрянью необходимостью советского общества?
НЕТ, советские люди отлично жили своими интересами , без проблем купить непременно американские тряпки за контрабандную цену.
Абсолютное большинство населения отлично обходилось без новомодной истерики.
Это Галина Иванкина, хочет, подобно Элочке Щукиной, подражать моде указанной сверху от банкиров.

22 января 2017 в 01:53

http://www.inpearls.ru/png/318365.png

22 января 2017 в 17:32

Это была лёгкость людей победивших в жесточайшей войне и устремившихся
в будущее, имеющих впереди цель.
А шестидесятники это другое, производное от них это перестройка, Горбачёв,
Чубайс и последующие 25 лет.

22 января 2017 в 18:27

Бывает "высокая" и "низкая" культура. Кавычки не случайны, потому что под "низкой" культурой понимается как раз народная культура. Они часто борются в сознании людей, и к насилию прибегает отнюдь не народная культура. И здесь спорят взгляды автора и Рубцова с Филимоновым именно с этих позиций.

24 января 2017 в 05:20

Смотрю фильм "Афоня" и ржу так, как давно легко и искренне не смеялся" "Председатель месткома пришла, теперь весь вечер придется с ней танцевать", - сокрушается - врет Афоня! Сколько же в этом легковесном юморе иронии над собой - такого сегодня вообще нет в людях. Боже! Безлюдные ночные улицы советских городов! Сколько в них таилось жизни и света - в этих мало освещенных городах и весях. Тайна неизвестной вселенной, в которой люди жили в СССР, и была двигателем к постижению этой тайны - для чего человек рождается и живет?! И это было похоже на мечту! Не-е, то была не пошлость жизни, не цинизм к родной стране, когда мы спрашивали:Третьим - будешь?! То было братство БОЛЬШОЙ СЕМЬИ! https://www.youtube.com/watch?v=V8ZKYD7heA4&list=PLO7FUJHSsKrDoDPB15m7OJ8ym7XKS7acR&index=16