Авторский блог Редакция Завтра
09:10
7 июня 2015
АРГУНЬ
Геополитическая борьба задействует всё больше средств (см. недавние решения "друзей"), методов и сил, в том числе, из учёных россиян, заманивая получением грантов на научную работу, коим не чужда мысль: " А! Потом опровергну как ошибочное". Древние: "Выпущенная стрела себе хозяйка!" В статье продолжена просветительская тема "Народная этнография", которая отличается от научной и официально научной.
На эвенкийском произносится "Аргун". Смягчения, определяемого мягким знаком "Ь", в языке нет. Фонетический вариант, хотя это не совсем так, у него своя функция, Ургунэ (Эргун), принят соседствующими родственными народами. Он вошёл в современный эвенкийский язык из древнего языка Илэн (предков эвенков и бурят). Утверждение, что Аргун исходит из Ургунэ - заблуждение. Ургунэ - название, расширенное информацией для кочевников, выладеющих примитивным языком общения, на основе архаичного эвенкийского языка. Казалось бы, вопрос древней принадлежности приаргунской территории "илэ" и, позже, эвенкам и даурам-бурятам решен ещё во время Василевич и Широкогорова. Однако, с непреодолимым упорством, гидронимы, в том числе, Эргун (Аргун) начинают относить то к монгольской языковой культуре, то к китайской. Такая проблема надумана с определенной целью подправить историю Сибири. Испокон веков река по-китайски носит название "Хайлар". Исследователь Маак Р.К. сообщал, что на монгольском Аргунь называется Эрчуна и, как вариант, Эргун. А верхняя часть также на монгольском Кэрулын, и поправлялся, что в устной традиции: Керлон. Выводы уже потому ошибочные, что таких слов в монгольском языке нет. Хотя, название верховьев Хайлара, действительно, специфическое Кэрлон и оно эвенкийское. Корень "Кэр" - луг или луг пастбищный, где люди кочуют со скотом жильём. А суффикс "-лон (-лэн, -лан), обозначает нахождение на чем-либо ( от предмета до какой-то территории). Таким образом, Кэрлон (Керулен, Кэрулэн) обозначает пастбищные луга ( или просто "луга") по берегам реки, которую кочевники-скотоводы называли соответственно по-своему: Кэрлон, конечно же, зная её имя собственное, как это происходило и в других многих случаях. Какие варианты ещё искать!? А ведь ищут! "Работа идёт". Целые институты и научные коллективы в соседних странах, не жалея средств, занимаются историей Сибири и Дальнего Востока. В беседах с американскими миссионерами поражаешься неотразимой религиозной аргументацией и знанием истории Сибири. А её совершенно не знают россияне. Да и сами сибиряки! Зато миллиарды рублей "пробивает" Медведев на "продвижение" русского языка. Эта авантюра похлеще интерактивных досок и пресловутого "одного окна"... И вот, идеологи, наши "друзья" и коллеги, подмешивают, притягивают и придумывают подкрепляющие аргументы. К примеру, некоторые авторы, не смущаясь враньём, утверждают, что существует монгольское "Ергунь", от коего и родилось "Аргунь". На самом деле, такого слова в монгольском языке нет! А если пойти глубже, то корень "Ер" вообще другого смыслового ряда: несёт в себе либо значение "обычности", либо оценочное "плохой". Разговор о принадлежности территорий - приём старинный и достаточно мощный. И границы всегда носят особую святость. И уже открыто пытаются подбить народы на дробление Сибири. Вроде бы бредовая мечта "друзей". Однако сами потуги все-таки вызывают интерес у молодого поколения, которое совершенно потерялось в бурлении хищнической Цивилизации, потому что в школах их не учат думать, на уме только "быстрые деньги" - главный символ современной жизни... Есть и другие, глубинные причины. Смотрите статью Александра Андреевича Проханова о справедливости... А Правители самодовольно: нам нравится, что мы делаем! В предущем материале произведён лингвистический анализ этнонима "Дауры". Но в стороне оставлена проблема смысловой путаницы, ввергающей историков в заблуждение, когда ставят знак равенства между промежуточными этнонимами "даур" и "дагур". Впрочем, тогда фонетические казусы были сплошь. Например, великий исследователь Ричард Карлович Маак называл маньчжуров - манджурами. А даурами стали называть всех подряд, поскольку "покорение народов" осуществлялось с территории Саха-Якутии по Олёкме (Олокме). Это древнейший путь именно в Даурию - в южную часть Забайкалья. Её населяли в своё время дауры - моноголо-язычное племя, прибывшее на прибайкальские территории Илэн по водам уходящего Внутреннего моря на морских судах Монгго(л), в период "Пришествия по воде". Дауры, как мы с Вами определились, стали предками бурят. Как уже не раз отмечалось, метизация (хотя ассимиляция продолжалась - культура, хозяйствование, политика сосуществования) вдруг замерла, вплоть до противостояния и раздора. Этнически состоявшиеся народы, в силу внутренних и внешних причин, сливались с другими народами до определенного момента, когда начиналась генетическая реакция сохранения коренной этничности. При этом являлись различные предзнаменования (сигналы), такие, как частые рождения детей-альбиносов ("красноглазых и беловолосых"), дальтоников, психически ненормальных, раздражающихся (несовместимость) одним видом инородцев, до потери контроля над собой (вид психической болезни народов Сибири - "Олон"), различные саманские вещания и т.д. Дауры оказались именно в таком сложном историческом периоде, под реальной угрозой растворения в тунгусской среде. И тогда-то случилось (разрушение среды) "Пришествие по маслу" - приход монголо-язычных Элетов. Нашествие вызвало движение тунгусских племён как на запад, так и на северо-восток. Забегая вперёд, скажем, что в период "Пришествия по крови" Элеты-Ойрады, предки калмыков, ушли на "породную" территорию, откуда когда-то нагрянули в Забайкалье. Итак, "дагуры" и "дауры". "Дагуры" ведь также в переводе с эвенкийского "Буряты", то есть по нашей методологии, монголы+эвенки, как и "дауры" - эвенки+монголы. Исходим из исследований Василевич Г.М., так как она единственный учёный, владея историей, рассматривала её через призму языковой стихии (она, в отличие от многих, знала эвенкийский язык,с невероятным проникновением в сущностную глубину), со временем, сталкиваясь с убеждениями народной этнографии, увидела очевидное, что дагуры и дауры суть разные этнообразования. Если "дауры" - это отунгусившиеся до определенного предела монголо-язычные племена (буряты), то "дагуры" - это омонголившиеся тунгусы, которые обозначались как "тунгусо-язычные группы приамурских племён". Сначала подумал, что Василевич Г.М. (см. жизнеописание в книге учёного Вячеслава Вячеславовича Огрызко "Североведы России") впала в противоречие. С одной стороны, она утверждала, что дагуры - это буряты, а с другой, совсем другая этническая формация. Внимательно проштудировав материалы, понял, что Глафира Макарьевна зафиксировала перевод у носителей верхнеленского говора токминско-верхнеленского диалекта, а своё мнение всё-таки проивопоставила данному переводу: дагур - народность, вполне ясно определив её позже как "омонголившиеся тунгусы". Кстати, маньчжурские правители были осведомлены о дагурах ( в их состав входили омонголившиеся орочоны, солоны и онгкоры), и знали об исключительных способностях и навыках дагуров: "...птица не пролетит незамеченной, мышь под снегом не проскользнёт не услышанной..." Исключительно надёжные пограничники! И это было учтено, когда уход дагурского племени Гантэ Мур (Гантимуровых) под русское владычество стал реальностью. Маньчжурские власти приняли решение переселить дагуров с Амура в район Китайского Туркестана и Илийский край для охраны границы. Стоит здесь ещё сказать, дагуры-солоны Монголии считают себя эвенками и сейчас. Похоже, в ближайшее время начнётся вбрасывание в исторически безграмотную почву идея о древней привязанности российских земель к иным народам. А на массированную атаку на русском языке выделены огромные деньги. Наверное, надо обратить внимание, и в смысле контрмер тоже, хотя "друзья" недопонимают или не хотят понять особенности нашего менталитета: нам чужого не надо, но и своего мы не отдадим, ни сантиметра! И, сколько бы, не вопили: "Байкал - мировое достояние!" Он был и всегда будет достоянием российским! А вот на преподавание в школе серьёзной истории страны, без идеологической правки (нет хуже скрытого вранья, оно рождает недоверье ко всему!), необходимо отнестись серьёзно, чтобы гражданин сам мог оценивать жизнь, а не следовать кликам, плохо образованных "друзей" Президента! В гидрониме "Аргунь" корнем является "А", как и в названии реки Амур. Суть здесь очень древняя. Нам необходимо проникнуть сквозь толщу времени в период, когда возникла (после ухода воды) территория Сибири ( в переводе с эвенкийского: Страна рек) и язык илэн (эвэдыт) являлся языком общения разных народов, находящихся в постоянном движении хозяйственных периодов. Имея в арсенале небольшое количество эвенкийских корневых слов, например, "Му", "Кэ", "Мо", "Би", "Хэй", "Си", "А", "Того" и т.д., люди могли общаться, договариваться в необходимых пределах, с использованием древнейшего языка мимики и жестов. А также понятных живому эмоциональных возгласов, выражающих боль, досаду, отвращение, радость, просьбу и т.д. Призносилось слово "Му" (вода) и показывалось "дай попить", "принеси воды", "наполни котёл", "залей (усыпи) огонь" и т.д. Привожу примеры из личной практики общения с женщина-эвенкийками (середина 60-х годов 20 века), незнающими русского языка. Тогда я мальчишкой жил в семье эвенков, кочующих в горах, категорически не признавая "колхозное счастье". Или: "Мо" (дерево). Всё связанное с корневым словом легко показывается: срубить дерево, принеси охапку дров, подложи в огонь, залезь на дерево для осмотра местности и пр. Корень "А", предмет нашего с Вами исследования, с разведением рук в стороны, обозначает пространство в ширину. От восклицания "А! - ширина!" начинается ряд значений, связанных с пространственной шириной (ровностью!), начиная от меры (разведенные руки при отмеривании ткани - "ам!", до преодоления пространства - кочевья "Аргис". Из "ответвления", например, слово Арги - журчание, шум воды на порогах, поэтичное из фольклора, "шум вечного кочевья воды". Имейте ввиду, что по сути многие тысячелетия эвенки и другие народы совершали переселения (у эвенков кочевья длились 10-15 лет по всей Сибири) по воде на больших берестяных лодках (каркасных), называемых "катука". Таким образом, корень "А" - архаичное "ширина". По мере словобразования (путём присоединения особых суффиксов, имеющих собственное значение) возник ряд терминов и значений. Гидроним Амур имеет следующие значения: ширина, размер, великость, гладкость, передвижение (по воде). Очень важна связь с "ам" - ширина ровности, например, материи при отмере. Блестящий топонимик (такие толкователи были среди "приречных жителей") Владимир Прокопьевич Абрамов (из села Средняя Олёкма Забайкальского края) объяснял: "Все эвенки, из-за контраста с горными перекатистыми речками, на коих в древности обитали бираган (приречные эвенки), выплывая на оморочках (берестяных лодочках-дяв) в Амур, застывали в изумлении, пораженные ровной шириной реки: "А!" " Далее происходили видоизменения, с неизбежным возвращением к корневому значению. Например, в какой-то период истории объединения межплеменных союзов, Амур называли соответственно требованиям времени Эмур или Эмурэн, то есть центральная река мира, с подчеркиванием, широкая... Аргун - Ургун - Эргун - синонимы. Но если Аргун - Эргун - фонетические варианты, то Ургун самостоятелен, закрепившийся в современном эвенкийском языке значением основным и уточняющим, то есть несущим нужную информацию для кочевников, с суффиксом "Э", гидроним Ургунэ (географическое имя собственное Аргунэ) принадлежит нерчинскому говору витимо-нерчинского диалекта. Ургун - широкий, но с добавлением особого смысла, который создаёт суффикс "-Э", "широкой переправы или переправы через широкое русло". Более того, в значении Ургунэ, в отличие от архаичного Аргунэ, для кочевников заложена информация, что "глубина по всей ширине - от берега до берега, и переправа должна осуществляться по особым правилам и при соответствующей подготовке". Аргунь и сейчас в весенне-летнее время полноводная, хотя с веками очень обмелела, местами изменила своё русло. В прежние времена даже впадала в озеро Далайнор рукавом с востока на запад ( по источникам - еще в 19 веке). Далее река резко поворачивает на северо-восток и несёт свои воды уже навстречу (усмун) верхнему течению. И, после слияния с рекой Гуньхэ, поворачивает на север до места между рекой Газимур и слияния с Шилкой (Силкари), там меняет направление на восток. Общее расстояние российской аргунской границы - примерно 980 километров. Таковы основные изгибы извилистой Аргуни, имеющей много проток, островов. Берега обрывистые, от уреза - песчаные косы. Дно также песчаное, называемое эвенками "тукола", то есть дно: песок, намыв ила, потом новый слой - нанос песка, далее его заиление... вплоть до образования отмели, а часто и островов... К берегу Аргуни примыкают семь административных районов Забайкальского края. От села Средняя Нерчинско-Заводского района (полевые данные от 07.97 г.) до слияния с Шилкой, 450 километров, нет ни одного населенного пункта. Также значение "туколан" даёт нам информацию, что Аргунь - река кормовая (жизненная), а потому рыбная и богатая водоплавающей птицей в период разливов. Рыбные ресурсы стремительно истощаются по экологическим причинам и из-за обмеления. И буряты, и эвенки, в первую очередь, связывают умирание питающих ключей, речушек, озер - с вырубкой или гибелью лесов от пожаров и болезней. Люди видят, и мы, и китайцы, что проблем у реки предостаточно. Есть скудная информация, будто пытаются что-то сделать с обеих сторон. Но всё это начинают забалтывать, спускать на более низкие административные уровни, то есть откладывать проблемы на потом... Здесь мы с Вами неминуемо упираемся в проблему преступной вырубки лесов на водосборных территориях, представляющих собой единые экосистемы. Даже без учёта техногенного вмешательства, обстановка в системах требует масштабного и интенсивного ведения лесного хозяйства (существовавшие ранее лесхозы, вместо модернизации, по сути разрушены недальновидными правителями-временщиками), особенно, как я уже сказал, в водосборах рек. Речь идёт даже не о дополнительных посадках - лесопосадки лишь через сотни лет станут лесом и начнут "работать". Необходимо знать, безумная вырубка лесов приводит не только к обмелению одних рек, но и к чрезмерной полноводности других, что чрезвычайно вредит человечеству во всех смыслах. И сия проблема от лесов Амазонки до Сибири. Одна из бед, которую приносит уничтожение лесов, высвобождение из природного цикла жизнеобеспечения сложившейся экосистемы ( при этом дерево - генератор воспроизводства кислорода и поглощения вредных веществ), как я уже не раз говорил, одно взрослое дерево постоянно "держит" одну тонну воды. Уничтожая миллионы деревьев, мы отправляем миллионы тонн воды в круговорот "бесхозного" движения, падающих потоками на обусловленных природой территориях, вызывающих затопление городов и сел, сельскохозяйственных угодий и так далее. История и беды Аргуни - ещё один крик людям о помощи от безумств "рваческой Цивилизации" временщиков. село Уоян, Бурятия.


1.0x