Михаил Хлебников. "Теория заговора". Опыт социокультурного исследования. — М.: Кучково поле, 2012, 464 с.
Одним из сегментов "социокультурной матрицы" современного мира (равным образом для Запада и для России) является "теория заговора". Конспирологические теории, конспирологическое сознание (имеющее весьма сложную и нелинейную историю становления и в западноевропейском, и в отечественном социокультурном пространстве), это отнюдь не удел всякоразных "маргиналов" от политики и культуры: начиная с рубежа XVIII-XIX вв. "теория (теории) заговора" оказывают всё более и более возрастающее влияние на социальную жизнь и политическое пространство. И по состоянию на начало XXI в. означенное "влияние" имеет тенденцию к росту, а не умалению… Одно это — чем не достаточный побудительный мотив подвергнуть "теорию заговора" тщательному научному изучению… В 2008 г. в русском переводе появилась книга американского профессора Дэниэла Пайпса "Заговор: мания преследования в умах политиков", представляющая собой попытку очертить этапы возникновения и развития "теории заговора" в Европе и Америке, проанализировать комплекс политических идей, кои автор называет "конспирацизмом" (conspiracism). Надобно отметить, что для западноевропейской политической науки отмеченный труд лишь "один из многих". На русском же языке, как отмечали издатели, "аналогичной работы нет"… С появлением монографии М.Хлебникова указанный "пробел" в отечественных социо-политических штудиях не только успешно преодолён, но и преодолён, так сказать, "с перевыполнением"… "Опыт социокультурного исследования", предпринятый М.Хлебниковым, "представляет собой первое на русском языке исследование "теории заговора", рассмотренной в широком социокультурном контексте. Читателю предлагается оригинальная концепция возникновения и развития конспирологического менталитета, классификация "теории заговора", выявляются причины её популярности среди различных социальных групп. Особое внимание уделено бытованию "теории заговора" в России на протяжении последних двух столетий. Автором используются материалы, малодоступные современному читателю". Нельзя сказать, что в отечественном "конспирологоведении" у исследования М.Хлебникова уж совсем не было предшественников. Он сам называет их в предисловии к своей работе, выделяя имена И.Исаева, А.Дугина и др. Но большинство указанных авторов и их работ представляли из себя либо некий "пересказ" различных "конспирологических схем" (подчас на довольно высоком литературном уровне, как, например, в "Конспирологии" А.Дугина), либо сосредоточивались на неких "частных" аспектах. Практически всем им присущ некий "методологический дефицит", восполнению коего и посвятил предпринятый труд рецензируемый автор… В рамках предлагаемого им исследования попытавшийся "методологические", "терминологические" и им подобные "трудности" в изучении "теории заговора", если и "не решить полностью, то наметить основные пути и возможности их преодоления".
От себя же добавим, что "позитивистский" и (отчасти) "мистико-оккультный" подход в постижении "конспирологии" нуждаются в своеобразном "снятии" (Aufhebеn) при посредстве, так сказать, "метафизической индукции"… Ибо оба названных подхода сводят "заговор" и его "агентов" сугубо к "посюстороннему" плану бытия, что является очевидной слабостью почти всех известных "теорий заговора", имевших хождение в "Новое время"… "В начале было Слово", возглашает Евангелие. "В начале было Дело", утверждает Фауст у Гёте. "В начале был Мятеж", прорицает поэт визионер М.Волошин… "В начале был Заговор", — таинственно изрекает энигматический писатель Жан Парвулеско… И Слово было Богом, и Слово стало Делом, и Бог был Мятежом… И Бог был Заговором? Говорит же Священное Писание о двух тайнах: "тайне благочестия" (1Тим. 3, 16) и "тайне беззакония" (2Сол. 2, 7), существующих от "начала времён" и ведущих противоборство до скончания их. Тайна против тайны. Заговор против заговора. Мятеж против мятежа… Узрение подобного "метафизического фона" для "теорий заговора" превращает их из "фантастических измышлений", плодов "излишне бурного воображения", "маний преследования в умах политиков" и т.п. в нечто, до предела реальное и "судьбоносное"… Почти вся "конспирология" се — "иррационально-рационалистическое" (с позволения сказать) переложение с языка теологии и демонологии на язык "полицейской теории истории" Христианского Провиденциализма. "Теория заговора" и ея "вездесущие" адепты — се своеобразный секулярный парафраз Христианского учения о Промысле Божием, управляющим Историей… Но, подобно тому, как, например, "раса", есть не только фактор "природно-биологический", но и "исторический", поелику не только участвует в "исторических событиях и образованиях", но и играет в них определяющую роль, подчас "таинственную", выводящую на глубины онтологии, так и "заговор" есть не только "фактор полицейский", "фактор спецслужб и тайных обществ", но в "теории заговора", как и в расе, имеются своя "глубина", своя онтология и метафизика… "Тайна благочестия" и "Тайна беззакония"… Книга М.Хлебникова приумножает наше "знание" означенных "глубин" ("глубин Премудрости" (Рим. 11, 33) и "глубин сатанинских" (Откр. 2, 24)). Знание же — есть Сила.