"Холодная война 2.0". Стратегия русской победы. — М.: Книжный мир, 2015, 384 с., 2000 экз.
Осенью прошлого года два выпуска журнала "Изборский клуб" (2014, №№ 9, 10) были посвящены теме новой "холодной войны", развязанной Западом против нашей страны. Переработанные и дополненные тексты этих публикаций, среди авторов которых: Александр Проханов, Сергей Глазьев, Леонид Ивашов, Александр Нагорный, Сергей Батчиков, Владимир Овчинский, Михаил Делягин, Виталий Аверьянов и другие, — легли в основу рецензируемой книги.
Показательно, что для характеристики феномена нынешнего конфликта между Западом и Россией участниками данного проекта был задействован практически весь возможный когнитивный арсенал: от аналогий-метафор до жестких причинно-следственных парадигм в рамках концепций геополитики, "глобальных технологических укладов" и "теории больших систем".
"Змея "холодной войны" с шипением вползает на русский порог. Навстречу ей мчится всадник в золотистом доспехе, вонзает копьё в её зловонную пасть", — пишет, например, Александр Проханов. И он же противопоставляет Жар-птицу России — Золотому тельцу западной цивилизации.
Тут же академик-экономист Сергей Глазьев раскладывает "на молекулы" процесс нынешнего глобального кризиса, в ходе которого трансформируется вся система мировой экономики, и вчерашние бесспорные лидеры в лице США пытаются любыми средствами, включая дестабилизацию военно-политической обстановки и провоцирование вооруженных конфликтов по всей планете, сохранить выгодное для себя статус-кво: "Центральным направлением американской агрессии при этом становится Россия, установление контроля над которой позволит США получить абсолютное стратегическое превосходство над Китаем".
"Речь идет о выборе, превосходящем даже цивилизационную идентичность… На первый план выступают не вопросы формирования каких-то искусственных, придуманных идеологий или, тем более, юридических и нормативных предписаний, а скрупулезное и коллективное определение ценностной идентичности всех тех, кто выступает за развитие, труд и, в конечном счёте, добро — против стагнации, потребления и индивидуалистического эгоизма", — утверждают Владимир Овчинский и Елена Ларина.
"В военном искусстве есть принцип: обозначившийся тактический успех нужно развивать в стратегический. Поэтому Россия должна переходить в решительное наступление на всех фронтах и, прежде всего, на информационном (прорывать информационную блокаду не в лобовую, а маневром на восточном направлении), геополитическом (решительнее разворачиваться от Запада к Востоку и к Латинской Америке), культурно-цивилизационном (не только возрождать свои ценности, но и повести войну против однополых правительств и "ценностей" Запада), экономическом (вытеснять западный рынок стратегическим планированием развития страны). И, конечно, решительно, в мобилизационном варианте, восстанавливать боеспособность армии и флота, эффективность оборонно-промышленного комплекса страны", — такой рецепт победы России в новой "холодной войне" дает генерал-полковник Леонид Ивашов.
Странным образом всё это многоцветье, вся эта многоголосица не производят впечатление выплеска хаоса, "сумбура вместо музыки" — нет, они воспринимаются как свидетельство поиска стратегического решения серьёзнейшей для России, как государства и цивилизации, проблемы. Эта проблема есть проблема отказа от "прозападного" вектора своего дальнейшего движения в истории при сохранении всех или хотя бы главных позитивных моментов, связанных с реализацией данного вектора.
Конечно, грандиозные фигуры Петра I и Ленина (с их явно недооцененным предшественником в лице царя Ивана III), которые "освящают" собой этот "прозападный" вектор, из отечественной истории не выбросишь. Но если Екатерина II и Сталин (кстати, не этнические русские) воспринимаются в качестве адаптивных "русификаторов" тех прорывов, которые были совершены их предшественниками, то сегодня задача выглядит принципиально иной — и куда более сложной.
Поскольку тезис о "передовой западной цивилизации", подтвержденный практикой, как минимум, последних шести столетий, теперь воспринимается в качестве уже не аксиомы, а теоремы — к тому же, требующей не столько доказательства, сколько опровержения.
Следовательно, необходимым становится определение той общей модели мироустройства, в котором западный вариант теряет качества абсолюта, становится частью иного целого и, тем самым, открывает тайну "кощеевой иглы", необходимой для его уничтожения.
Книга "Холодная война 2.0" не указывает этого напрямую, но, во всяком случае, задает параметры для подобного поиска, в котором, не исключено, точные координаты сказочного "дуба с сундуком" будут определяться при помощи спутниковой системы ГЛОНАСС, а саму "кощееву иглу" придётся ломать какой-нибудь нано-термоядерной установкой.
Для этого нужно не столько "сказку сделать былью" или "Кафку сделать пылью", но "преодолеть пространство и простор" (я-то считал эту строчку "маслом масляным" — а оказалось, всё не так просто), совместив их между собой и "пронзая взглядом каждый атом".
Звучит, возможно, не менее бредово, чем "пойди туда не знаю куда, принеси то не знаю что), но другого пути к русской Победе у нас, похоже, просто нет.