Авторский блог Андрей Фефелов 22:58 31 января 2017

Ангелы и демоны

к 90-летию художника Бориса Свешникова
24

"Вы снова здесь, изменчивые тени!"… Снова, как и двадцать лет назад, иду по Москве — зимней, вечерней, среди метельных кружев. И летучий снег вдруг становится тёмно-изумрудным, а мир за ним — рубиновым, меркнущим… В глубине этого густого цвета рождается иной: глубокий фиолетовый. Тот самый — с картин Бориса Свешникова. И я, отдаваясь этой знакомой, родной стихии, вижу явственно давно исчезнувший, схлынувший мир — сияющую квартиру Бориса Петровича и Ольги Сергеевны, уютный дом, заваленный графическими листами, увешанный изумрудными полотнами и старинными снимками в деревянных рамах. Дом, в центре которого сидит в кресле под лампой сухой и молчаливый старик. А вокруг него порхает его заботливая супруга — дочь первого русского авиатора Сергея Голубкова.

Я помню медленные обстоятельные разговоры с Борисом Петровичем, человеком не очень склонным к общению, но, наверное, оценившим моё восторженное любопытство. Он рассказывал много и обстоятельно о себе, о своей трагической судьбе, о жизни, искусстве, истории и политике.

Вокруг нас лютовали дикие и безжалостные 90-е годы. И этот обвал, этот мрак, этот чад воспринимался Свешниковым не просто как очередной рискованный вираж русской истории, но как крах всей цивилизации и начало конца европейской культуры как таковой. Настольная книга Свешникова — "Закат Запада" Освальда Шпенглера. К тому времени эта книга (блистательный её перевод, сделанный Кареном Свасьяном) также запала мне в душу.

Борис Петрович, пристально вглядываясь в творящийся в стране кошмар, признался мне, что отдаёт должное Сталину как великому устроителю жизни. И это говорил мне он, Свешников! Человек, несправедливо осуждённый в молодые годы и отбывавший свой срок в тяжелейших условиях русского севера.

Он подарил мне немало своих рисунков, созданных в тот период. У меня осталась достаточно обширная коллекция его графики. До сих пор корю себя за легкомысленное отношение к этому достоянию и излишнюю доверчивость. Один из лагерных его шедевров был у меня украден. Впрочем, в утешение у меня сохранилась копия этой прекрасной работы и — самое главное! — драгоценные воспоминания о Свешникове. Ведь Свешников с самого раннего детства потряс меня своей творческой магией. Его изысканные форзацы к четырёхтомнику Гофмана манят меня и поныне, приглашают в старинный Франкфурт, на кромку фантастических снов старой Европы.

Книжные иллюстрации Бориса Свешникова отличаются глубиной, красотой, лёгкостью и поэзией. Другое дело — его графические и живописные полотна на вольную тему, его фантасмагории на тему окружающей действительности. Спустя много лет после кончины Бориса Петровича у меня возникло новое понимание этих своеобразных листов.

Линии литературы и изобразительного искусства, как параллельные прямые, редко пересекаются, но часто зеркалят друг друга, выражая ту или иную эпоху. Восторженно-революционные рассказы Андрея Платонова продолжаются в иконописных полотнах Петрова-Водкина. Графические мучительные сны Свешникова перетекают в безумие текстов Юрия Мамлеева. Кстати, они были знакомы и входили в одну среду "подпольщиков-семидесятников". Там же крутился и буйствовал бесспорный гений личного сумасшествия Анатолий Зверев. Бесприютный, пьяный, частенько ночевал у Свешниковых в доме на улице Усачёва…

Глядя на эти свешниковские работы, я понял следующее: в России после завершения шестидесятых годов наступила новая, очень особая, очень странная эпоха. Это было время иссякания, сворачивания смыслов. Взамен рухнувшей в 1956 году военной, римской, державной, красной мистической идеи пришёл период эйфории, иллюзий и сладостных утопий. Но потом мыльный пузырь "оттепели" лопнул, и на просторах великой страны воцарился величайший идейный вакуум. И эта сумеречная пустота, эта духовная неопределённость моментально заполнилась скользящими демонами. То были годы страшные в своей космической неопределённости. Даже залихватский вульгарный хрущёвский порыв "обогнать и перегнать" казался чем-то сущностным на фоне сгустившейся пустоты поздних советских лет. Это состояние очень остро почувствовал Мамлеев, именно это выразил в своих графических фантазиях Свешников.

Страна обладала огромными ресурсами. Она могла успешно вести локальные войны по всему миру, у неё была мощнейшая армия, колоссальная промышленность, отлаженная инфраструктура. Но что-то ушло безвозвратно, отлетел дух, исчезло главное, и бронебойная советская система начала работать вхолостую. Возникла всепоглощающая скука, ощущение бессмысленности происходящего. И в пустоту исторического междометия беззвучно заполз ад.

Ад, который потом с визгом и гоготом вырвался на поверхность в Перестройку, разлился обжигающей лавой в 90-е, который до сих пор чадит и копытит по городам и весям Отчизны, цепляется своими когтями за наши души и не хочет сгинуть, пропасть, исчезнуть, втянуться снова в чёрный тихий омут Царицынского пруда.

Бесы — эти невидимые сущности (а вовсе даже не либералы-предатели, не мерзавцы-аппаратчики и не олигархи-кровопийцы) — символизируют обвал и падение нашей цивилизации. Это отлично понимал и даже видел внутренним оком художник Борис Свешников — сей таинственный соглядатай невидимых сражений.

двойной клик - редактировать галерею

8 сентября 2022
43
Комментарии Написать свой комментарий
1 февраля 2017 в 02:48

Хочется продолжения и раскрытия истории о доверчивости..

1 февраля 2017 в 03:39

Отличный, почти карамзиновский слог! Ведь "только под пером Карамзина "возникла в первый раз в русском языке проза ровная, чистая, блестящая и музыкальная". Так и хочется воскликнуть по-тургеневски:
"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"

1 февраля 2017 в 04:29

Ни какого ада не было в перестройку, все надеялись на лучшее! Весь этот Прохановско-Фефело-завтрашний скрежет зубов по поводу обрушения коммунизма не от Бога вовсе, а от материальных представлений о жизни. От жадности и жажды власти, господства насилия и жестокости. Унтер-Пришибеев, вовсе не Бог владыка "завтра" Перестройка только стряхнула ад одряхлевшего коммунистического безбожия. Те беды и несчастья которые нам суждено было пережить в прошлом, а может в будущем предназначены для того чтобы мы крепче привязались к Богу вот и все.

1 февраля 2017 в 06:52

Андрей,гони отсюда этого придурка. Нечего ему здесь делать.

1 февраля 2017 в 07:03

Вот оно коллективное лицо "Завтра", полюбуйтесь. Крассавчик, у-тю-тю! Вспомнишь персонаж он и появится. Мне не страшен Животков, не боюсь я ФефелОв. Я свободный человек, и закончен страшный век!

1 февраля 2017 в 07:57

Талантливый автор увлечет своим слогом любого. Даже моло зная Свешникова, хочется впитывать о нем яркие, сочные слова автора, несомненно одаренного литератора. Надо ждать от него крупных успехов, весомых художественных открытий. Засиделся он в публицистике.

1 февраля 2017 в 08:12

Андрей, есть Мысли и есть Тема!

1 февраля 2017 в 08:35

"Вокруг нас лютовали дикие и безжалостные 90-е годы. И этот обвал, этот мрак, этот чад воспринимался Свешниковым не просто как очередной рискованный вираж русской истории, но как крах всей цивилизации и начало конца европейской культуры как таковой."

Вокруг нас лютовал дикий и безжалостный 1918 год. И этот обвал, этот мрак, этот чад воспринимался Цветаевой, Блоком,... и миллионами русских людей не просто как очередной рискованный вираж русской истории, но как крах всей цивилизации и начало конца европейской культуры как таковой.

Судьба М. Цветаевой - матери, которая должна выбрать какая из ее дочерей должна умереть от голода, поражает своим трагизмом.

Блок на протяжении 1918—1920 служа Советской власти, оказался в состоянии, о котором сказал "меня выпили" и "Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…". Зимой 1920 года у поэта началась цинга, но в его просьбе на выезд было отказано. «Мы в буквальном смысле слова, не отпуская поэта и не давая ему вместе с тем необходимых удовлетворительных условий, замучили его» - отмечал Луначарский.

А сколько поломанных судеб русских людей, сколько просто оборванных жизней!

Так, что процесс "выпивания нас" бесами начался гораздо, гораздо раньше! Когда еще святитель Феофан Затворник предупреждал, когда бесов описал Достоевский, ставя диагноз русскому обществу.
Сейчас враг рода человеческого приступил к финальному акту человеческой трагедии, обильная жатва. Ангелов то практически не осталось...

1 февраля 2017 в 09:56

Замечательно сказали , Ольга Шахова .
Только нужно отметить что в прошлый раз , Бесов окоротил Сталин . С Божьей помощью надо думать . А как иначе ?
Получится в этот раз ?
С нами ли Бог ?

5 февраля 2017 в 23:44

1. Не знаю
2. Некорректная постановка вопроса.
Правильнее спросить себя- а с ним ли я?
Ибо не родители предают детей, а гораздо чаще наоборот.
Да и само предательство возможно лишь только после потери связи(вот это и есть цель бесовская-перехват контакта), ибо невозможно предать то, частью чего ты и являешься, свою собственную суть и сущность.

8 февраля 2017 в 18:16

Вадим, очень уважаю Рафаила Карелина, и его оценку творчества Блока, как впрочем и Цветаевой.
Бесы то появились гораздо раньше Февральской буржуазной и Октябрьской Социалистической. От Бога когда отворотились, вот и начался процесс, продолжающийся и по ныне.
Фефелов так живописует ужасы краха СССР, а ведь крах РИ был не менее чудовищен.
Только с Богом Россия может восстать из пепла. Но это практически невозможно, против православной церкви ополчились практически все, идет целенаправленный накат всех темных сил. Так что все будет, как предсказано в Апока́липсисе.

1 февраля 2017 в 11:05

Не знаю, можно ли считать, что при Сталине страной управляли ангелы, но точно можно сказать, что это были строгие ангелы, они строго управляли бюрократической номенклатурой, жёстко требуя выполнения поставленных задач. При Брежневе номенклатура вздохнула облегчённо, зажила спокойно вальяжно, безответственно, с удовольствием жуя свои номенклатурные пайки. Народ тоже пошёл в загул – повседневные пьянки на работе, шляение в рабочее время по магазинам и кинотеатрам, бытовое воровство с предприятий. Началось отставание от Запада в бытовых товарах, в электронике, особенно заметное в бытовой. После недолгих андроповских репрессий наступил черненковский ренессанс брежневизма, а за ней – горбачёвская разлюли-свобода, гласность, плюрализм, духовный подъём и полный развал управления. Когда перестали продавать водку и закуску, жизнь, окончательно, потеряла смысл, а в потерявшую строгих ангелов управления душу окончательно вселился весёлый дьявол разрушения. И всё это на фоне идеологического вранья, демагогии, сначала коммунистической, потом либеральной. Нынче у нас, в душе власти строгие ангелы консерватизма сражаются с весёлыми демонами либерализма на фоне религиозной демагогии и при беспощадном, как дикий зверь, экономическом и медийном рынке.

1 февраля 2017 в 11:09

С нами Бог?
Похоже, что он от нас отвернулся! Или грехов много водится за нашим народом?
Как сказал один человек: с властью бороться нельзя, или убьют, или покалечат.
Вот где понадобилась бы божья помощь!

1 февраля 2017 в 11:11

Блестяще написанный материал с глубоким подтекстом. Но вся беда в том, что не многие из нынешних пишущих людей и их читателей в состоянии проникнуть умом вглубь этого теста. Тому подтверждение - комментарий Павла Комова, в буквальном смысле дышащий ненавистью и злобой против творчески одаренных людей высшего пилотажа. Сергей Животков, как художник, мгновенно уловил душой и сердцем этот ядовитый всплеск незрелого в духовном плане сознания.

1 февраля 2017 в 12:18

Во время революции или войны душой овладевают демоны борьбы, либо за ангела либо за дьявола – победитель после победы объяснит. Была ли дореволюционная царская власть и церковная власть ангельская, это вызывает сомнение. Какой ангел толкнул царя погнать народ на империалистическую бойню? Какой ангел толкнул церковь отречься от помазанника божия царя и поклониться дьявольскому Временному Правительству? Была ли ангельской жизнь народа в царской России, или она была вся пронизана дьяволом вранья, сословного неравенства, дикости не грамотного народа, прикрываемой религиозным враньём? Ангелы господского и церковного вранья были сильно удивлены, когда увидели не ангельское лицо обманываемого им народа. Не надо бы народу врать – ни тогда, ни потом, ни сейчас.

3 февраля 2017 в 10:35

Прекрасно, Виктор! Вот враньё-то и есть основное содержание нынешней официальной идеологии. Чего стОит хотя бы тезис дня "В связи со столетием Февраля 1917 покажем всю зловредность Октября!".
Жаль, у Вас не озвучены ответы на Ваши же вопросы, которые, конечно же, представляются в таком случае всего лишь риторическими.

1 февраля 2017 в 13:07

"восстание на ЗОНЕ"

https://youtu.be/0kv0eQN_4lQ

1 февраля 2017 в 14:22

АНГЕЛ – "в религиозной мифологии – сверхъестественное существо, божий вестник, посланец, изображающийся на иконах (и картинах) в виде юноши с крыльями" от ар. от ар. корня جول гвл "делать круги", "совершать путешествие".
АНГЕЛ букв. означает "посланник". Того же корня рус. гулять

ДЕМОН – "в религии: сатана, злой дух" от рус. иМеНа (де+МоН), сложенного с ضاع да:ъ "терять", букв. "потерявшие имена".
Источник, словарь РА: Ангел и Демон, по ссылке: http://nnvashkevich.narod.ru/SLV/slvPA/slvPA.html

1 февраля 2017 в 14:32

"Структура Шаданакар. Стихиалии"

Демонические Стихиалии:

1. http://rozamira.org/rm/htm/rm05-1.htm

вест текст:

2. http://rozamira.org/rm/htm/index.html

5 февраля 2017 в 09:34

"Либералы-предатели", "мерзавцы-аппаратчики" и "олигархи-кровопийцы" тоже не прочь списать свои деяния на "невидимые сущности", да они это и делают

5 февраля 2017 в 18:30

Когда-нибудь,
Однажды,
Верю я,
Наступит время,
Долгожданный срок.
И третьим светом озарит Империя
Измотанный,
Разорванный Восток.

Соединит невидимыми крыльями
Растерянное, прежнее в союз.
И преданные, северные римляне
Вернут опять утраченную Русь!

И будут там стоять широкоглазые,
Ликуя славить нового Царя.
Не выдержу и с ними тоже
Сразу я
Как закричу:
- Ура!
Ура!
Ур-рааа!

1.0x