Заявление пяти ядерных держав от 3 января 2022 года о недопущения применения ядерного оружия совпало с публикацией доклада RAND corporation «Модернизация американской ядерной триады».
В нём, в частности, говорится, что с конца 1950-х годов Соединенные Штаты развернули триаду, состоящую из систем доставки ядерного оружия воздушного, морского и наземного базирования. После нескольких десятилетий срок службы основных компонентов всех трёх ветвей приближается к концу. Несколько программ ядерной модернизации находятся в стадии реализации, но решение о замене стареющей межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Minuteman III новой системой, называемой наземным стратегическим сдерживающим фактором (GBSD), послужило катализатором дискуссии о роли ядерного оружия в мире, политики национальной безопасности США, а также состава и стоимости ядерного арсенала США.
Белый дом во главе с Байденом осветил основные темы ядерной политики в своём временном стратегическом руководстве по национальной безопасности от марта 2021 года, в котором он обещал «предпринять шаги по снижению роли ядерного оружия в нашей стратегии национальной безопасности, обеспечивая при этом безопасность, надёжность и эффективность наших средств стратегического сдерживания, чтобы наши обязательства по расширенному сдерживанию перед нашими союзниками оставались сильными и заслуживающими доверия».
В течение последних шести десятилетий Соединенные Штаты поддерживали триаду систем доставки ядерного оружия большой дальности, включая бомбардировщики с ядерными боеголовками, межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами с подводных лодок (БРПЛ). Начиная с администрации Обамы и продолжая через администрацию Трампа, Соединенные Штаты реализовали несколько рекордных программ по модернизации всех трёх звеньев существующей Триады, включая размещение нового класса подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), нового бомбардировщика, нового варианта крылатой ракеты воздушного базирования (КРВБ) с ядерным вооружением и новой межконтинентальной баллистической ракеты.
Эти программы ядерной модернизации получили широкую поддержку обеих партий за последнее десятилетие. Тем не менее, некоторые члены Конгресса США выразили оговорки относительно стоимости и необходимости инициатив, особенно в свете финансовых затруднений, вызванных пандемией COVID-19. Были предложены различные варианты сокращения затрат. Наиболее часто упоминаемая в качестве кандидата на приостановку или полную отмену, - это новая межконтинентальная баллистическая ракета, известная как наземное стратегическое средство сдерживания (GBSD).
Разработчики ядерной политики США неоднократно заявляли, что выживаемость ядерных сил США может быть наилучшим образом обеспечена за счёт поддержания разнообразного набора систем доставки ядерного оружия.
Несмотря на изменения в ядерной политике, доктрине и технологиях США за последние 75 лет, некоторые ключевые аспекты ядерной политики США остались неизменными.
Американские стратеги давно считают, что уменьшение уверенности противника в его способности обезглавить ядерные силы США снижает стимул для нанесения первого удара в кризисе или конфликте. Наконец, политики США неоднократно утверждали, что выживаемость ядерных сил США может быть наилучшим образом обеспечена за счёт использования сочетания систем доставки ядерного оружия, каждая из которых дополняет свойства других и компенсирует любые уязвимости или технические сбои других.
Эта последняя концептуальная идея лежит в основе решения Соединенных Штатов развивать и поддерживать сочетание ядерных сил, действующих в воздухе, на суше и на море. Триада, как ее обычно называют, стала центральной чертой американской политики в отношении ядерного оружия, когда Соединенные Штаты начали размещать свои первые боевые межконтинентальные баллистические ракеты и ПЛАРБ в конце 1950-х - начале 1960-х годов.
Но этот результат также отразил озабоченность по поводу возрастающей уязвимости ядерных сил США, которые в то время почти полностью состояли из самолетов-бомбардировщиков. Дальность, точность и количество советских ракетных систем ослабили в США уверенность стратегов в способности бомбардировщиков выдержать превентивный удар, тем самым подрывая фундаментальные принципы сдерживания. Эта озабоченность привела к призывам к созданию более безопасных, выживаемых ядерных сил, включая связанные с ними системы командования, управления и связи, чтобы обеспечить способность реагировать на ядерную атаку при любых обстоятельствах и предоставить президенту более широкий выбор вариантов действий.
На протяжении холодной войны США непрерывно обновляли все три компонента Триады, проектируя, разрабатывая и развёртывая следующие поколения бомбардировщиков с ядерным оружием, межконтинентальных баллистических ракет и подводных лодок с атомными двигателями, вооруженных БРПЛ. Каждая новая система доставки представляла собой значительные улучшения по сравнению с предыдущей с точки зрения возможностей, безопасности и защищённости. В то же время Соединенные Штаты также неуклонно увеличивали количество и типы оружия в ядерном арсенале США, достигнув в конечном итоге пика в 31 255 боеголовок к 1969 году.
Окончание холодной войны предвещало значительное сокращение вооружений, количества и типов американских систем доставки ядерного оружия и связанных с ними боеголовок. Соединенные Штаты заключили серию двусторонних соглашений о контроле над ядерными вооружениями с Советским Союзом, которые ограничили силы обеих стран, включая ликвидацию всех ядерных сил средней дальности. Когда Советский Союз распадался, правительство США приняло дополнительные меры: по прекращению практики размещения ядерного оружия на надводных кораблях, ударных подводных лодках и самолетах ВМФ наземного базирования; вывода всего наземного оружия, размещенного за рубежом; отмены нескольких текущих программ ядерной модернизации. Эта тенденция сохранялась в течение 2000-х годов, поскольку переговоры между США и Россией по контролю над ядерными вооружениями привели к заключению соглашений, которые еще больше ограничили стратегические ядерные системы доставки обеих стран.
После окончания холодной войны сменявшие друг друга президентские администрации - как демократы, так и республиканцы, предпочли сохранить Триаду. Избыточность, присущая Триаде, также описывалась как средство защиты от непредвиденных технических проблем, гарантирующее, что Соединенные Штаты сохранят способность проводить ядерные операции, даже если одна или несколько систем доставки становятся недоступными в течение определенного периода времени. Наконец, утверждалось, что поддержание множества систем с различными эксплуатационными возможностями (включая дальность полёта, профили полёта и мощность вооружения), позволяет Соединенным Штатам адаптировать свои стратегии сдерживания стратегического нападения, обеспечения союзников и достижения целей в случае неудачи сдерживания.
Выступая перед комитетом Сената по вооруженным силам в июне 2021 года, министр обороны Ллойд Остин отметил, что он «абсолютно привержен модернизации триады», и отметил, что бюджетный запрос президента на 2022 финансовый год выделил на это 28 миллиардов долларов.
Меняющийся стратегический ландшафт
Заявления высокопоставленных чиновников администрации Байдена об изменении стратегического ландшафта предполагает, что они разделяют точку зрения своих предшественников о том, что модернизация Триады - это необходимый ответ на изменения в международной среде.
Политика США в отношении ядерного оружия должна учитывать, теперь существует не один, а два основных соперника по силе, каждый из которых вооружен разнообразным и растущим ядерным потенциалом. Российские ядерные силы по – прежнему продолжают представлять реальную угрозу для Соединенных Штатов и их союзников. Как заявили высокопоставленные военные руководители, Китай больше не может считаться «второстепенным случаем» в американских расчетах количества и типов ядерных сил, необходимых для поддержания сдерживания.
По оценке разведывательного сообщества США, Пекин стремится к «самому быстрому расширению и диверсификации своего ядерного арсенала в своей истории, намереваясь как минимум удвоить размер своих ядерных арсеналов в течение следующего десятилетия и создать ядерную триаду».
Согласно общедоступным прогнозам Министерства обороны США, Китай может иметь до 700 ядерных боеприпасов к 2027 году и не менее 1000 боеголовок к 2030 году.
По сравнению с Россией, Китай, вероятно, по-прежнему будет обладать меньшим количеством ядерного оружия, которое может угрожать США в обозримом будущем. Тем не менее, он совершенствует и расширяет возможности своих межконтинентальных баллистических ракет. Дополнительно, различные неправительственные аналитики недавно сообщили, что Китай находится в процессе строительства до 250 или более подземных шахт для ракет большой дальности.
Китай также завершил строительство шести ПЛАРБ второго поколения, каждая из которых оснащена 12 БРПЛ JL-2, что позволяет ему поддерживать постоянное присутствие на море. Сообщается, что он разрабатывает ещё более мощный класс подводных лодок и БРПЛ, которые позволяют ему поражать Соединенные Штаты с прибрежных вод, и может иметь до восьми ПЛАРБ к 2030 году. Более того, Китай публично раскрыл дозаправляемый бомбардировщик класса "воздух-воздух" (производное от его семейства бомбардировщиков H-6) в октябре 2019 года, и, как сообщается, разрабатывает баллистическую ракету с ядерным зарядом, которая может быть запущена с нового самолета.
Благодаря недавней разработке баллистической ракеты воздушного базирования с ядерной боеголовкой и совершенствованию своего наземного и морского ядерного потенциала Китай, возможно, уже обладает «зарождающейся» триадой.
Как и Россия, Китай также вложил значительные средства в свои противовоздушную и противоракетную оборону. За последние два десятилетия Китай создал один из крупнейших в мире арсеналов систем противоракетной обороны большой дальности, объединяющих китайские и российские системы, такие как С-400 и С-300. Сообщается, что Пекин испытывает системы противоракетной обороны, которые могут перехватывать снаряды средней дальности на полпути, и разрабатывает различные противоспутниковые вооружения.
Текущие программы модернизации ядерной триады США
В отличие от России и Китая, Соединенные Штаты отложили модернизацию своих ядерных сил на десятилетия после холодной войны. Вместо того, чтобы проектировать, разрабатывать и внедрять новые системы доставки, и Клинтон, и Джордж Буш предпочли жить за счёт ранее вложенных средств и продлить срок службы существующих мощностей. В результате Соединенные Штаты не закупили никаких ядерных ракет или бомбардировщиков с тех пор, как последний B-2 был доставлен на базу ВВС Уайтмен (AFB), штат Миссури, в 1997году, то есть 24 года назад.
Эта политика начала меняться при администрации Обамы. В 2010 году Министерство обороны опубликовало общедоступную версию отчета, в которой было признано, что срок службы всех трёх ветвей Триады близится к концу, и изложены планы по подготовке вариантов модернизации. Военно-морскому флоту было приказано начать разработку технологий для возможной замены своих ПЛАРБ класса Ohio, первая из которых должна была быть выведена из эксплуатации в 2027 году. Аналогичным образом, ВВС США должны были начать формальную оценку альтернатив, чтобы определить, «будут ли ( и если да) как «заменить КРВБ с ядерной боеголовкой, установленный на B-52, срок службы которого, как ожидается, истечёт «позже в следующем десятилетии». Никакого упоминания о замене B-52H или B-2 на новый бомбардировщик с ядерными боеголовками не было - вариант, который ВВС начали изучать еще в 2004 году. Наконец, в отчёте было объявлено, что текущие программы по продлению срока службы межконтинентальной баллистической ракеты до 2030 года будут продолжены.
Эти инициативы по модернизации набрали обороты во второй половине 2010 года, когда в Вашингтоне разгорелись яростные, в основном партийные дебаты по поводу ратификации российско-американского соглашения о контроле над ядерными вооружениями в рамках нового договора СНВ, подписанного в апреле того же года. В рамках усилий по обеспечению одобрения Сенатом ратификации договора администрация Обамы заключила «грандиозную сделку» с республиканцами, согласившись выделить больше ресурсов на модернизацию всех трех звеньев Триады, а также лабораторий ядерного оружия и производственные мощности, принадлежащие NNSA. В конечном итоге Сенат проголосовал 71 против 26 за согласие на ратификацию нового СНВ с добавлением оговорки о том, что президенту необходимо будет подтвердить намерение «модернизировать или заменить триаду стратегических ядерных систем доставки» до того, как договор вступит в силу. Последующее законодательство требовало от президента ежегодно подтверждать в письменной форме приверженность администрации делу модернизации и замены систем стратегической доставки.
Дебаты о ратификации нового СНВ в конечном итоге привели к официальным программам модернизации всех трёх звеньев Триады за счёт размещения нового класса ПЛАРБ, нового бомбардировщика, новой версии КРВБ с ядерным вооружением и нового МБР.
Помимо модернизации систем доставки ядерного оружия Триады, Министерство обороны также занимается усовершенствованием национальных систем ядерного командования, контроля и связи (NC3). В отчёте администрации Трампа 2018 г. содержался призыв «модифицировать небольшое количество существующих боеголовок БРПЛ, чтобы обеспечить вариант малой мощности, а в более долгосрочной перспективе - использовать современные ядерные боезаряды». Имелась ввиду крылатая ракета морского базирования (КРМБ) ». NNSA выполнило первое из этих дополнений в качестве программы модификации W76-2 и завершило производство и поставку боеголовок ВМФ в 2020 финансовом году.
Морская ветка
Морская ветка Триады в настоящее время состоит из 14 ПЛАРБ класса Огайо, каждая из них способна запустить 20 ракет Trident II D5, вооруженных ядерными боеголовками W76 или W88. Как минимум две подводные лодки проходят капитальный ремонт и не могут использоваться для операций ядерного сдерживания. Самая старая лодка класса Огайо, все еще находящаяся в эксплуатации, была сдана в эксплуатацию в октябре 1984 года. Самая молодая - в 1997 году. Подводные лодки изначально были рассчитаны на 30 лет эксплуатации, но позже были сертифицированы ВМФ на срок службы 42 года, что превышает срок службы подводных лодок любого предыдущего класса лодки «Огайо».
Новые подводные лодки, официально известные как Columbia-class, будут включать в себя силовую установку с электроприводом и активную зону ядерного реактора на весь срок службы корабля, чтобы исключить необходимость дозаправки топливом. По этой причине ВМФ пришёл к выводу, что он может удовлетворить эксплуатационные требования с 12 ПЛАРБ, что на две меньше, чем весь флот из 14. Подводные лодки класса Oгайо начнут выводиться из эксплуатации в 2027 году, а оставшиеся 13 лодок покидают службу примерно с интервалом в один год. Головная подводная лодка класса Columbia должна быть поставлена в 2028 году и после испытаний и ходовых испытаний проведёт свое первое патрулирование в целях сдерживания в 2031 году. Ожидается, что флот будет оставаться в эксплуатации до 2080-х годов.
Каждая из новых лодок класса Columbia ПЛАРБ смогут запускать 16 БРПЛ, что на четыре меньше, чем нынешний класс Огайо. Это изменение было частично основано на предположении, что сокращение на несколько десятилетий американских систем доставки ядерного оружия вряд ли будет внезапно и резко повернуто вспять. ВМФ планирует продолжить использование БРПЛ Trident II D5, который только что завершил первый этап программы продления срока службы D5 на новых лодках. В долгосрочной перспективе ВМФ проводит вторую фазу программы продления срока эксплуатации D5. Первую из так называемых ракет D5LE2 планируется поставить к 2039 году, чтобы установить на девятую подводную лодку класса «Колумбия». В итоге весь флот будет вооружен ракетами D5LE2, которые будут поддерживать программу класса Columbia на протяжении всего срока службы подводной лодки.
Что касается боеголовок, связанных с D5, NNSA завершило программу продления срока службы W76-1 в 2018 году и недавно поставило ракеты. несколько W76-2, маломощный вариант боевой части, передано ВМФ. Агентство вносит изменения в боеголовку W88, чтобы обеспечить ее постоянную эффективность, и завершит строительство первой производственной единицы в начале июля 2021 года. ВМС и NNSA инициировали программу W93 / Mk7 для удовлетворения будущих требований ВМФ.
Воздушная ветвь
Воздушная ветка Триады состоит из двух тяжелых бомбардировщиков большой дальности с ядерными боеголовками: B-52H Stratofortress и B-2 Spirit (часто называемого бомбардировщиком-невидимкой). Оба самолета могут доставлять обычные боеприпасы в дополнение к их ядерной миссии, и они сыграли значительную роль в военных операциях США на протяжении всей эпохи после холодной войны. В своей ядерной роли B-52H использует КРВБ AGM-86B, вооруженный боеголовка W80-1, что позволяет B-52H запускать свое ядерное оружие на дистанции безопасного отклонения от назначенных целей. Поскольку B-2 считается более способным преодолевать противовоздушную оборону противника, он предназначен для использования в качестве ядерных бомб двух типов (B61 и B83 ).
Оба бомбардировщика демонстрируют эффект возраста. Новейший B-52H сошел с конвейера в 1962 году, и ему будет не менее 90 лет, прежде чем он будет выведен из эксплуатации в 2050 году. Чтобы гарантировать, что он сможет продолжать выполнять свои разнообразные задачи, ВВС планируют модернизировать несколько подсистем на самолетах, такие как оснащение его новыми двигателями, модернизация его радиолокационных возможностей и увеличение его способности нести обычные боеприпасы.
Младший B-2, который был разработан с использованием технологий 1980-х годов и впервые был доставлен на авиабазу Уайтман в конце 1993 года. также требует периодических обновлений своих подсистем. Материалы и процессы, используемые для поддержания его характеристик невидимости, являются дорогостоящими и трудоёмкими, и с тех пор были разработаны более эффективные технологии и методы. Первоначально ВВС планировали закупить 132 В-2, но завершили программу в 1992 году, купив только 21 из них в рамках решения администрации Джорджа Буша-старшего прекратить несколько ядерных программ времен холодной войны после распада Советского Союза.
Программа модернизации воздушной части Триады состоит из двух основных направлений: ядерной крылатой ракеты дальнего действия (LRSO) AGM-181 и бомбардировщика B-21 Raider. Поскольку ВВС решили оставить B-52 в строю еще как минимум 30 лет, они определили, что существует постоянная потребность в том, чтобы самолёт имел возможность противодействия ядерной доставке. Но нынешний ALCM, который впервые был развернут в 1980 году, становится все труднее поддерживать, как и испытательное и погрузочно-разгрузочное оборудование, необходимое для технического обслуживания. Соответственно, в 2016 году ВВС получили официальное разрешение на замену AGM-181 LRSO. Тем временем NNSA проводит программу по продлению срока службы боеголовки W80-1, которая в настоящее время связана с КРВБ. Завершение строительства первой производственной единицы обновленной боеголовки, известной как W80-4, намечено на 2025 год, примерно за пять лет до того, как должен быть развернут первый LRSO.
Кроме того, ВВС планируют заменить бомбардировщик B-2 (а также бомбардировщик B-1, который больше не играет ядерной роли) на B-21 Raider. Поскольку B-21 управляется как строго засекреченная программа, публичная информация о его конструкции и возможностях ограничена. Как и B-2, новый бомбардировщик B-21 будет иметь как ядерную, так и обычную роль. Официальные лица ВВС недавно объявили, что первый полёт самолёта состоится в середине 2022 года, и первый боевой самолёт будет доставлен в США. Базы базирования запланированы на середину 2020-х годов. ВВС официально обязались закупить 100 новых бомбардировщиков, хотя высокопоставленные официальные лица ВВС публично заявили о необходимости увеличения количества самолетов.
Сухопутная ветвь
Сухопутная часть Триады в настоящее время состоит из 400 межконтинентальных баллистических ракет Minuteman III, каждая из которых вооружена одной боеголовкой W78 или W87. Оперативные ракеты размещаются в подземных пусковых установках, обычно называемых ракетными шахтами. На данный момент в общей сложности 450 бункеров, поровну разделенных между тремя базами ВВС: авиабаза Мальмстрем, Монтана; Авиабаза Майнот, Северная Дакота; и FE Warren AFB, Вайоминг (чье ракетное поле также простирается до соседних штатов Небраска и Колорадо). На каждой базе Minuteman III распределены по одной из трёх эскадрилий, каждая из которых отвечает за пять рассредоточенных подземных центров управления пуском (LCC), способных контролировать и отправлять команды запуска на все 50 ракетных шахт в этой эскадрилье. Два офицера экипажа каждый LCC на 24-часовой, семь дней в неделю основе. Ракеты постоянно находятся в состоянии боевой готовности и могут быть запущены в течение нескольких минут после получения приказа.
Ракеты Minuteman III впервые были выставлены на вооружение в 1970 году, чтобы заменить 550 из 1000 старых ракет Minuteman, которые тогда находились на вооружении. В то время Minuteman III представляла собой значительный технический прогресс в возможностях межконтинентальных баллистических ракет. В отличие от Minuteman II и Titan II, которые были вооружены только одной боеголовкой, Minuteman III могли нести до трех многократных сбрасываемых ракет с независимым нацеливанием (РГЧМ), что увеличивало количество советских целей, которые США могли держать под угрозой. В середине 1980-х годов 50 шахтных шахт с ракетами Minuteman III на авиабазе FE Warren были переоборудованы для использования в новой межконтинентальной баллистической ракете Peacekeeper, каждая из которых могла нести до десяти боеголовок.
За последние полвека почти все основные компоненты межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman III претерпели ряд модернизаций и программ продления срока службы. Короче говоря, с начала 1960-х по 1980-е годы Соединенные Штаты развернули серию межконтинентальных баллистических ракет с увеличивающимся потенциалом, поддерживая в общей сложности 1054 межконтинентальных баллистических ракеты на протяжении всего этого периода.
Когда холодная война подошла к концу, количество американских межконтинентальных баллистических ракет и развернутых боеголовок было сокращено благодаря односторонним решениям правительства США и двусторонним соглашениям о контроле над вооружениями с Советским Союзом и его правопреемником, Российской Федерацией. Последний из Titan II был списан в мае 1987 года после двух смертельных аварий, выявивших устаревание и опасения по поводу безопасности. После подписания Договора СНВ-1 в 1991 году и президентских ядерных инициатив в том же году Соединенные Штаты начали деактивировать все ядерные установки. 450 единиц Minuteman II, выполнили задачу к 1995 году. В следующем году администрация Джорджа Буша остановила дальнейшее производство межконтинентальной баллистической ракеты Peacekeeper и отменила программу ВВС по разработке небольшой мобильной межконтинентальной баллистической ракеты, получившей название «Small ICBM» или «Midgetman» .
Договор СНВ-2 (который был подписан в январе 1993 г., но так и не вступил в силу) и последующий Московский договор 2002 г. предвещали дальнейшие сокращения. Все 50 межконтинентальных баллистических ракет Peacekeeper были сняты с вооружения в период с 2003 по 2005 годы. Кроме того, количество боеголовок, загруженных на часть Minuteman III, было уменьшено до одной, что было частично достигнуто за счет установки более современных, но более крупных боеголовок W87 на некоторых из них. В 2006 году администрация Джорджа Буша решила сократить количество Minuteman III с 500 до 450 после серьезного пересмотра оборонных требований США для «ведения длительной войны» в Афганистане и Ираке.
В 2010 году администрация Обамы объявила что Соединенные Штаты будут «обезвреживать» все оставшиеся Minuteman III, все еще вооруженные несколькими боеголовками, так что отныне каждая межконтинентальная баллистическая ракета будет иметь только одну ядерную боеголовку. Впоследствии они решили сократить количество развернутых Minuteman III с 450 до 400, чтобы соответствовать новым, более низким ограничениям на системы доставки и боеголовки, предусмотренным новым соглашением о СНВ 2010 года. Однако в ответ на сильное давление Конгресса администрация также решила поддерживать оставшиеся 50 пустых шахт в теплом состоянии. В результате Соединенные Штаты теперь имеют на 50 шахт больше, чем развернутых ракет. Состав межконтинентальной баллистической ракеты «Триады» с тех пор не изменился.
Отсрочка принятия решения о замене Minuteman III
За последние полвека несколько основных компонентов системы Minuteman III были модернизированы или продлили срок их службы. В течение 1980-х годов ВВС США начали кампанию (названную Rivet MILE) по ремонту и поддержанию физической инфраструктуры и наземного оборудования, связанного с ракетными шахтами и LCC, которые изначально были построены для развертывания Minuteman I и II в 1960-х годах. Это также изменило систему управления ракетой для поддержки более быстрого наведения на цель с LCC (так называемого REACT). Решение отменить программу малых межконтинентальных баллистических ракет и списать «Миротворец» в начале 1990-х годов означало, что Минитмен III на какое-то время станет единственной межконтинентальной баллистической ракетой в стратегическом ядерном арсенале США. Требовалось сделать больше, чтобы ракета, срок службы которой уже значительно превысил свой первоначальный десятилетний расчетный ресурс, оставалась надежной и находящейся в боевой готовности. Потенциально серьезные последствия старения уже были очевидны. Например, периодические проверки показали, что твёрдое ракетное топливо, используемое на всех трёх ступенях ракеты, имеет признаки затвердевания, растрескивания и отслоения гильзы корпуса двигателя.
Соответственно, ВВС сместили акцент с проектирования, разработки и развёртывания. последовательные поколения новых межконтинентальных баллистических ракет для обслуживания и обновления существующего инвентаря. После того, как в 1992 году министр обороны Ричард Чейни поручил ВВС «модернизировать и продлить срок службы Minuteman III», служба инициировала крупные программы: по восстановлению твердотопливных двигателей на всех трёх ступенях ракеты; обновлению системы наведения ракеты; ремонту пост-ускорительной машины или «четвёртой ступени» (официально известной как ракетный двигатель силовой установки); модернизации системы командования, управления и связи, а также оборудования для обеспечения безопасности и наземной поддержки. Все программы были описаны как попытки сохранить Minuteman III в рабочем состоянии до 2020 года.
В 2001 году Администрация Джордж У. Буша поручила ВВС начать процесс определения требований к будущим силам межконтинентальных баллистических ракет, продолжая реализацию программ по продлению срока службы Minuteman III. Программный офис ICBM Systems Program Office на авиабазе Хилл, штат Юта, впоследствии провел анализ альтернатив (AoA ) для поддержания сил межконтинентальных баллистических ракет после 2020 года. Из-за других требований к оборонному бюджету группа по анализу рекомендовала продолжить ремонт оборудования Minuteman III по мере необходимости и включать дополнительные обновления, а не начинать разработку заменяющей межконтинентальной баллистической ракеты. Космическое командование ВВС, которое тогда отвечало за силы межконтинентальных баллистических ракет, согласилось с тем, что такой подход сохранит жизнеспособность системы до 2030 года, как того требует Конгресс в Законе о национальной обороне на 2007 финансовый год (NDAA). В то же время Космическое командование ВВС также предложило начать рассмотрение вопроса о замене Minuteman III с учётом времени, необходимого для проектирования, разработки и развертывания новой ракетной системы к 2030 году.
ВВС не стали рассматривать альтернативы до тех пор, пока не появилась новая Администрация Обамы, которая дала добро в 2010 году.
Одновременно Глобальное ударное командование ВВС, взявшее на себя ответственность за миссию межконтинентальных баллистических ракет, начало оценку возможностей будущей системы межконтинентальных баллистических ракет. Было решено продолжить разработку новой межконтинентальной баллистической ракеты, получившей название наземного стратегического сдерживающего средства.
Программа GBSD
23 августа 2016 года ВВС получили одобрение системы оборонных закупок «Milestone A» для своей программы замены межконтинентальных баллистических ракет. В августе 2017 года ВВС заключили контракты TMRR с Boeing и Northrop Grumman. Однако до завершения контракта Boeing вышла из конкурса на следующий этап контракта на проектирование, производство и разработку (EMD), сославшись на опасения, что приобретение Northrop Grumman производителя твердотопливных ракетных двигателей Orbital ATK предоставило компании ценовое преимущество. ВВС не ответили на последующий запрос Boeing о создании совместной команды, и в сентябре 2020 года они заключили контракт на 13,3 миллиарда долларов с Northrop Grumman, единственным оставшимся участником торгов.
На сегодняшний день Northrop Grumman, как сообщается, приближается к завершению восьмилетнего этапа EMD. В ноябре 2020 года проектный план компании прошёл проверку, что открыло путь к передаче прав собственности на программные данные правительств. В конце апреля 2021 года Northrop Grumman завершила свой комплексный анализ базового состояния, в ходе которого были определены базовые показатели затрат и графика, а также планы снижения выявленных рисков, также в соответствии с графиком. Первый испытательный полет GBSD прогнозируется на декабрь 2023 года.
ВВС планируют доставить первую производственную единицу GBSD «в кратчайшие возможные сроки и выйти на начальную готовность к эксплуатации в 2029 финансовом году». Новые межконтинентальные баллистические ракеты будут размещены в тех же ракетных шахтах, которые в настоящее время используются на заменяемых ими ракетах Minuteman III, поэтому программа GBSD также предполагает значительную модернизацию частей существующей инфраструктуры.
В бюджетных документах, представленных Конгрессу, указано, что существующая боеголовка W87 также будет «квалифицирована и размещена на GBSD», что поможет покрыть любые пробелы между первой постановкой новой межконтинентальной баллистической ракеты в 2028 году и развертыванием W87-1 в 2030 году. Планируется, что GBSD выйдет на полную боевую готовность к 2036 году.
Аргументы в пользу новой межконтинентальной баллистической ракеты
В результате решений, принятых после окончания холодной войны, Соединенные Штаты в настоящее время зависят только от одной наземной системы доставки, которая первоначально была развернута полвека назад и рассчитана на десятилетний срок службы. Несмотря на продолжающуюся поддержку Триады, программы по замене Minuteman III сознательно и неоднократно откладывались в пользу продления срока службы стареющей ракеты до тех пор, пока администрация Обамы не решила разработать и развернуть новую межконтинентальную баллистическую ракету после обширного изучения альтернатив. По мнению старших должностных лиц органов обороны и военных, замена Minuteman III на GBSD имеет важное значение для поддержания жизнеспособного наземного стратегического сдерживающего фактора. Три наиболее распространенных объяснения того, почему необходима поставка новой межконтинентальной баллистической ракеты, начиная с 2030 года, описаны ниже.
Первый и, возможно, наиболее убедительный аргумент в пользу размещения новой межконтинентальной баллистической ракеты состоит в том, что продолжать продление срока службы Minuteman III больше технически не осуществимо и не рентабельно. Подсистемы продолжают стареть, как и другие компоненты, которые никогда не обновлялись. Преобладают коррозия, проникновение воды, обрушенные трубопроводы, смещенные двери и выпуклые стены. По данным управления систем Minuteman III ВВС, коррозия при запуске и закрытии дверей уже «мешает нам из-за возможности закрыть противовзрывные двери и запереть [их] соответствующим образом».
Кроме того, большая часть специализированного и уникального оборудования, необходимого для поддержания ракет в состоянии боевой готовности (например, транспортных средств, погрузочно-разгрузочного оборудования, диагностических тестовых комплектов и кабелей), просто изношена. В результате специалисты по техническому обслуживанию ракет обычно доставляют на места два или три комплекта критически важного оборудования, чтобы убедиться, что у них будет хотя бы одно работающее устройство.
Необходимы новые возможности для реагирования на изменяющуюся стратегическую среду. Даже если бы дальнейшее продление срока службы Minuteman III было технически осуществимым и рентабельным, высокопоставленные представители министерства обороны сомневаются, сможет ли существующая система удовлетворить требованиям сдерживания в предстоящие десятилетия.
Некоторые наблюдатели выразили озабоченность по поводу публичного описания военно-воздушными силами своих оценок затрат, отметив, что затраты на приобретение и срок действия крупных программ часто превышают прогнозы. Однако заявления председателя комитета Палаты представителей по делам вооруженных сил, члена палаты представителей Адама Смита (штат Вашингтон), который ранее выражал скептицизм в отношении программы GBSD, указывают на то, что доказательства, представленные в частных беседах, убедили его в том, что продление будет, в его словами, «на самом деле дороже, чем строительство ГБСД». Независимый анализ Бюджетного управления Конгресса, опубликованный в мае 2021 года, не представил доказательств значительного перерасхода средств, отметив, что увеличение предполагаемых затрат по сравнению с предыдущей оценкой «в основном является результатом того, что текущая оценка начинается и заканчивается на два года позже, чем период, использованный для оценка на 2019 год ». Тем не менее, большая прозрачность в отношении потенциальных рисков и подробное обсуждение методологии оценки расходов ВВС помогут повысить уверенность в их оценке.
Второе. Даже если бы дальнейшее продление срока службы Minuteman III было технически осуществимым и рентабельным, высокопоставленные представители министерства обороны сомневаются, сможет ли существующая система удовлетворить требованиям сдерживания в предстоящие десятилетия. Minuteman III был первоначально разработан в 1960-х годах для проведения специальных операций миссия в случае провала сдерживания. Он должен был доставить до трёх боеголовок заданного веса с баз в континентальной части Соединенных Штатов по прямой баллистической траектории, с достаточной дальностью и точностью, чтобы поразить цели в Советском Союзе, имея при этом лишь скромные противоракетные ракеты защиты.
Сегодня Соединенные Штаты находятся в совершенно иной стратегической обстановке. Глобальный ядерный баланс меняется, поскольку и Россия, и Китай продолжают модернизировать, диверсифицировать и расширять свои ядерные арсеналы, а другие противники занимаются ядерной деятельностью.
Количество и типы целей, которые ядерным силам США может понадобиться держать в опасности для сдерживания применения противником ядерного оружия в кризисе или конфликте, меняются. И можно ожидать, что они будут продолжать меняться сложным и непредсказуемым образом в течение всего периода времени в следующие несколько десятилетий.
Хотя официальные лица министерства обороны США подчеркивают, что Minuteman III способен выполнять свою миссию, ожидается, что система будет «труднее преодолевать будущую оборону противника».
Соответственно, высокопоставленные военные чиновники ясно дали понять, что для повышения уровня целеуказания требуется капитальный ремонт сил межконтинентальных баллистических ракет США.
Хотя точный характер улучшений не был публично описан, программа GBSD включает новые ракеты и системы наведения, пусковые установки, командные центры и средства тестирования и интеграции, а также модификации для обеспечения согласованности с общекорпоративными улучшениями систем NC3.
Группа защиты миссии GBSD включает в себя специальный компонент кибербезопасности, которому поручено интегрировать кибер-требования на протяжении всей конструкции системы. Это резкий контраст с Minuteman III, которая больше не может быть модернизированным для противодействия развивающимся киберугрозам.
Третье. Одним преимуществ развёртывания новой межконтинентальной баллистической ракеты является то, что она дает возможность избежать трудоемких и длительных процедур технического обслуживания, необходимых для поддержания работоспособности Если отдельный компонент самолета выходит из строя, специалисты по техническому обслуживанию часто могут получить прямой доступ к этому компоненту, чтобы либо отремонтировать, либо заменить его на месте. Но когда возникает неисправность в основной подсистеме Minuteman III (например, в ракетных двигателях или системе наведения ракеты), её часто невозможно отремонтировать на месте. Вместо этого вся подсистема должна быть удалена из ракетной шахты, перевезена обратно на основную операционную базу, а затем отправлена на склад для ремонта. Чтобы удалить крупные подсистемы из ракетной шахты, персонал по техническому обслуживанию ракет должен сначала отодвинуть 110-тонную закрывающую дверцу пускового устройства, которая закрывает верх бункера, а затем вытащить из бункера столько подсистем, уложенных друг на друга, сколько необходимо, чтобы добраться до подсистемы, нуждающейся в ремонте. Затем те же шаги должны быть выполнены в обратном порядке, чтобы установить заменяющую подсистему и вернуть ракету в состояние боевой готовности. В дополнение к сопутствующим затратам на рабочую силу этот громоздкий процесс требует дополнительных мер безопасности, поскольку закрывающаяся дверца пусковой установки была открыта. Даже в лучшем случае весь процесс может занять несколько дней или даже больше.
Открытые отчёты о модульной конструкции GBSD предполагают, что она позволит выполнять текущее обслуживание без необходимости открывать закрывающую дверцу пусковой установки или извлекать основные сегменты ракеты из шахты. Вместо этого специалисты по техническому обслуживанию смогут получить прямой доступ ко многим отдельным компонентам в более крупных подсистемах для ремонта или замены их в бункере.
Возражения против программы GBSD
Хотя текущие программы ядерной модернизации продолжают пользоваться поддержкой обеих партий, некоторые члены Конгресса и НПО выражают опасения по поводу продолжения финансирования программы GBSD.
Общие возражения против программы GBSD могут можно разделить на четыре категории: (1) потенциальная экономия средств, связанная с приостановкой программы GBSD в пользу дальнейшего продления срока службы Minuteman III; (2) сохраняющаяся актуальность межконтинентальных баллистических ракет в нынешней обстановке безопасности; (3) относительная эффективность перехода от ядерной триады к диаде; (4) риск просчета или случайного запуска, связанный с межконтинентальной баллистической ракетой.
Является ли продление срока службы Minuteman III более экономичным вариантом?
По данным Бюджетного управления Конгресса, эксплуатация, техническое обслуживание и модернизация межконтинентальных баллистических ракет с 2021 по 2030 год обойдутся в 82 миллиарда долларов.
Высокопоставленные представители министерства обороны настаивают на том, что программа продления срока службы не обеспечит существенной экономии средств, необходимой для оправдания риска технического сбоя или неспособности удовлетворить военные требования.
Многочисленные анализы, проведенные различными заинтересованными сторонами с 2014 года, пришли к одному и тому же выводу: разработка и развертывание новой межконтинентальной баллистической ракеты будет стоить значительно меньше, чем продление срока службы Minuteman III. Более того, модульная конструкция GBSD снизит стоимость повседневного обслуживания за счет минимизации трудозатрат и требований к безопасности, одновременно обеспечивая постепенную модернизацию.
Актуальны ли межконтинентальные баллистические ракеты в XXI веке?
Как отмечалось ранее, межконтинентальные баллистические ракеты изначально разрабатывались для сдерживания массированного внезапного нападения СССР, направленного на разоружение Соединенных Штатов и повышения вероятности их уничтожения или капитуляции. Для снижения этого риска требовались живучие силы, которые могли бы держать под угрозой многочисленные и разнообразные советские цели и запускаться в течение нескольких минут после предупреждения.
Однако опасения по поводу такой внезапной атаки уменьшились после окончания холодной войны. В результате некоторые аналитики сомневаются в сохранении полезности поддержки наземной системы. Приверженцы этой философской школы признают, что будущий конфликт в Европе или Азии может привести к тому, что противник взорвёт тактическое ядерное оружие малой мощности, чтобы предотвратить поражение на поле боя, но они оспаривают идею о том, что любой рациональный лидер рассматривает возможность нанесения контрсилового удара. В США утверждают, что ограниченное применение ядерного оружия не обязательно перерастёт в крупномасштабные обмены ядерными ударами, на которые были рассчитаны силы межконтинентальных баллистических ракет, вооруженных боеголовками большой мощности. Эти критики расходятся во мнениях относительно того, следует ли Соединенным Штатам выдерживать ограниченный обмен ядерными ударами, количество Minuteman III или полностью ликвидировать его межконтинентальные баллистические ракеты, но они согласны с тем, что деньги лучше потратить либо на обеспечение достаточного количества обычных вооруженных сил для сдерживания или победы в ограниченном конфликте, либо на поддержку программ, не связанных с обороной.
То, что стратегическая обстановка изменилась с тех пор, как Соединенные Штаты разместили свои первые межконтинентальные баллистические ракеты в конце 1950-х - начале 1960-х годов, бесспорно. Сегодня стратеги сталкиваются с более сложным международным ландшафтом, в котором сила ослаблена, число ядерных государств выросло, новые технологии и тактика бросают вызов традиционным теориям сдерживания и эскалации кризиса. Тем не менее, основная цель, для которой были разработаны наземные системы доставки ядерного оружия, - сдерживание нападения на Соединенные Штаты или их союзников путем снижения уверенности противника в своих силах. Уменьшение риска внезапной атаки отчасти служит убедительным доказательством надёжности ядерных сил США на сегодняшний день. Продолжающееся ослабление потенциала США может подорвать стабильность сдерживания.
Достаточно ли бомбардировщиков и подводных лодок для сдерживания? Под впечатлением от продолжающихся технологических усовершенствований морской части Триады небольшая группа ученых и неправительственных организаций предложила Соединенным Штатам сократить или полностью отказаться от своих наземных систем доставки в рамках возможного перехода к диаде, состоящей из бомбардировщиков и авиалайнеров, ПЛАРБ, вооруженных БРПЛ.
Сторонники этого подхода утверждают, что оружие морского базирования обеспечивает аналогичные или превосходящие возможности при более низкой стоимости, чем наземные системы, при этом избегая ограничения по принципу «используй или потеряй», которое, по их утверждениям, характерно для уязвимых ракет шахтного базирования. Как и межконтинентальные баллистические ракеты, БРПЛ обладают межконтинентальной дальностью, уровнем боеготовности и боевой готовностью, точностью и скоростью, необходимыми для удержания целей по всей Евразии.
Усовершенствования, разработанные в последние десятилетия, повысили способность сил БРПЛ уничтожать цели и, по мнению сторонников снижения приоритета сил межконтинентальных баллистических ракет, снизили потребность в ракетах наземного базирования в качестве эффективных средств противодействия. Некоторые аналитики утверждают, что межконтинентальные баллистические ракеты вносят недостаточный вклад в сдерживание, чтобы оправдать модернизацию или даже сохранение.
Тем не менее, сторонники альтернативной позиции преуменьшают важность избыточности для сохранения стратегической стабильности. Необходимость уничтожения большой и распределенной сети наземных ракет вынудит атакующего израсходовать либо невероятный, либо нежелательный процент своего арсенала. Однако, если бы американские межконтинентальные баллистические ракеты были ликвидированы, противник должен был бы атаковать меньшее количество целей, чтобы значительно снизить способность США наносить ответный удар, особенно если это будет сделано до того, как Соединенные Штаты получат возможность повысить общую готовность своих ядерных сил. Оставшиеся цели будут уязвимы как для ядерных, так и для обычных атак. Этот сценарий может сделать более правдоподобным обезоруживающий первый удар, позволяя противнику сохранить большее количество боеголовок, чтобы «уничтожить дополнительные города США или сдержаться для угрозы «третьего удара »в попытке сдержать возмездие США».
Поддержание разнообразных ядерных сил также необходимо для подготовки к непредвиденным сбоям или технологическим прорывам, которые могут помешать способности быстро реагировать на угрозу, ослабить текущий потенциал США или изменить характер угрозы. Поскольку тяжелые бомбардировщики США больше не находятся в боевой готовности, Соединенные Штаты в повседневной жизни прежде всего опираются на опоры Триады морского и наземного базирования. Если бы межконтинентальные баллистические ракеты были ликвидированы, Триада была бы вынуждена полагаться только на ПЛАРБ, рискуя, что техническая неисправность, кибератака или другой сбой могут оставить Соединенные Штаты уязвимыми на несколько дней, если не дольше, пока они будут пытаться восстановить свои бомбардировщики в статусе боевой готовности. Сторонники создания сил на подводных лодках не учитывают эту возможность, утверждая, что, поскольку ни один противник на сегодняшний день не разработал технологию или тактику, необходимую для отслеживания и угрозы ПЛАРБ во время патрулирования, «выживаемость [этапа морского базирования] маловероятна. Дальнейшие задержки не могут быть предприняты без риска того, что Minuteman III может выйти из строя до того, как программа замены может быть завершена».
Американские конкуренты продолжают инвестировать в средства противолодочной обороны, возможно, подкрепленные признаками того, что достижения в области зондирования, вычислений, акустики и электронной связи снизили традиционные технические барьеры. Хотя точные последствия подводной войны неизвестны, потенциальные последствия для стратегической стабильности предполагают, что Соединенным Штатам следует сохранять надежную защиту от внезапного прорыва.
Создают ли межконтинентальные баллистические ракеты уникальный риск случайного запуска?
Последнее общее возражение против программы GBSD касается того, увеличивает ли поддержание большого количества межконтинентальных баллистических ракет риск случайного обмена ядерными ударами. В последние годы несколько неправительственных организаций и видные вышедшие на пенсию должностные лица министерства обороны, включая бывшего министра обороны Уильяма Перри и бывшего заместителя председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала Джеймса Картрайта, выступили за полное уничтожение сил межконтинентальных баллистических ракет на том основании, что уязвимость ракет наземного базирования создает сильное давление на лиц, принимающих решения, с тем, чтобы они действовали на основе неполной или, возможно, неточной информации. Столкнувшись с доказательствами надвигающегося удара, утверждают критики, у президента было бы всего несколько минут, чтобы расшифровать двусмысленные и потенциально ошибочные признаки надвигающегося нападения и решить, запускать ракеты или рисковать их уничтожением. Космические системы предупреждения о ракетном нападении и системы связи, которые могут быть уязвимы для кибератак или кинетических атак, по мнению этих официальных лиц, увеличивают риск технической неисправности или человеческой ошибки, которые могут либо заставить лиц, принимающих решения, допустить ошибку, либо даже, в худшем случае, вызвать случайный запуск.
Критики сил межконтинентальных баллистических ракет утверждают, что риск непреднамеренной или случайной эскалации увеличивается из-за того, что ракеты находятся в состоянии повышенной готовности, которое они описывают как тревожную тревогу.
Указывая на исторические примеры ложных предупреждений о приближающихся атаках, приверженцы этой школы утверждают, что ответная реакция межконтинентальных баллистических ракет в сочетании с тем фактом, что ракеты не могут быть отозваны после запуска, представляет собой недопустимый риск, который Соединенные Штаты могут сделать, либо из-за недостатков информации или в результате технического сбоя в автоматизированных системах до того, как ошибка будет обнаружена. Они утверждают, что только выведя ракетные силы шахтного базирования из состояния повышенной боевой готовности и, в итоге, ликвидировав весь арсенал, Соединенные Штаты могут снизить риск до приемлемого уровня.
Эти аргументы объединяют различия между несанкционированным запуском и запуском, основанным на ложном предупреждении, при этом преувеличивая вероятность обоих сценариев. Независимые обзоры подтвердили, что процедуры, необходимые для начала использования ядерного оружия, обширны и подкреплены множеством гарантий. Комиссия Конгресса США по стратегической позиции США в 2009 году пришла к выводу, что в США боевая готовность является «очень стабильной» и «при условии наличия нескольких уровней контроля, обеспечивающая чёткое принятие решений гражданскими лицами и президентом». С 1970-х годов технические разработки и усовершенствования процессов и процедур контроля добавили гарантий к существующей архитектуре, включая человеческие и технологические особенности ядерной триады США.
Замена стареющей системы Minuteman III внесёт дополнительные меры безопасности, которые уменьшат вероятность ошибки в расчётах из-за сбоя компьютера или неправильной идентификации приближающегося объекта. Хотя модернизация не является панацеей от всех киберугроз, программа GBSD, как сообщается, включает улучшения в системах NC3, предназначенные для повышения киберустойчивости.
В результате ядерная инфраструктура будет защищена от злонамеренных атак, которые могут способствовать (намеренно или непреднамеренно) ложным индикаторам предупреждения. «Мы заменим то, что по сути представляет собой систему коммутации цепей, которой уже 60 лет, на современную, защищаемую от киберпространства систему управления и контроля, отвечающую современным стандартам», - сказал адмирал Ричард репортерам в январе 2021 года.
Последствия для ВВС
Текущие политические реалии предполагают, что программа GBSD, вероятно, будет продолжать финансироваться на уровнях, необходимых для доставки первой новой ракеты до конца десятилетия.
Двухпартийная поддержка ядерной модернизации, включая GBSD, оставалась сильной даже после того, как контроль над Белым домом и ключевыми комитетами как в палате представителей, так и в сенате несколько раз переходил из рук в руки за последнее десятилетие. В первом запросе администрации Байдена на оборонные расходы предлагалось увеличить финансирование GBSD с 1,4 млрд долларов в 2021 финансовом году до 2,6 млрд долларов в 2022 финансовом году, что немного выше, чем прогнозировалось в последний год предыдущего года.
***
Из анализа RAND можно сделать только один вывод: призывая к недопущению ядерной войны, необходимо модернизировать свои ядерные силы.
Только это и может быть гарантом предотвращения применения ядерного оружия.