Сообщество «Посольский приказ» 01:24 23 августа 2023

Альянсы не поют романсы

О твердолобости блокового мышления Вашингтона

В загородной резиденции Кэмп-Дэвид 18 августа встретились главы США, Южной Кореи и Японии. В этот раз американский президент Джо Байден принимал коллег Юн Сок Ёля и Фумио Кисиду, дабы торжественно объявить миру о том, что между тремя странами устанавливаются теснейшие военно-дипломатические связи, открывается "новая глава в отношениях". Оттого недаром местом проведения был избран Кэмп-Дэвид — каких-либо официальных переговоров с зарубежными лидерами в этой резиденции не происходило аж с 2015 года, и потому же данному саммиту стали пророчить быть поворотным для диалога Вашингтона, Сеула и Токио. Но если проводить некоторый разбор того, о чём заявили главные политики этих стран, то стоит назвать всё своими именами. США в попытках то ли присоединить Южную Корею и Японию к своему бедовому альянсу AUKUS, то ли изыскать ещё один способ насолить Китаю в тихоокеанском регионе, пробуют методы, оставшиеся в наследство от американской дипломатии двадцатого века. И вот мы в очередной раз наблюдаем, как вместо прогрессивного, заканчивающего историю глобализма вновь наступает время сборки и соперничества военно-политических блоков. Не течёт ли история вспять?

Да, мы уже хорошо научены тому, что американская внешняя политика последних лет — это нескончаемое применение метода проб и ошибок. Разве что политический и экономический капиталы современной Америки ещё позволяют действовать по всей географии земного шара. И потому громкие провалы на Ближнем Востоке и в Восточной Европе американцы могут купировать классическим методом — переносом ресурсов и внимания на другой регион. Теперь на очереди — страны Индо-Тихоокеанского региона, где Вашингтону как снег на голову упали такие неочевидные факторы, как Китай и Индия, а Северная Корея при всей эксцентричности действующего режима оказалась жизнеспособным государством и договороспособной системой, через диалог с которой страны — антагонисты Соединённых Штатов высказывают им своё "фи" (см. недавнюю озабоченность советника по нацбезопасности Джейка Салливана в связи с военно-техническим сотрудничеством Москвы и Пхеньяна). И ничего по-хорошему конструктивного поделать американцы против этого не могут — если не считать, конечно же, плетение сетей бесконечных "стратегических диалогов", "пактов безопасности" и иже с ними. Вспомним о некоторых из них.

Азиатский саммит безопасности "Диалог Шангри-Ла" регулярно проводится в Сингапуре с 2002 года. Фактически это ежегодный съезд азиатских стран, на который частенько приезжает американская политическая или военная верхушка. Довольно долго в ходе этих встреч обсуждались насущные вопросы безопасности региона, но с недавних пор (об этом писалось в одном из прошлых номеров газеты "Завтра") "Диалог Шангри-Ла" превратился в капустник государств, так или иначе недовольных превосходством Китая. Во что-то более продуктивное этот саммит так и не перерос.

Куда занимательней история у QUAD, или "Четырёхстороннего диалога по безопасности", образованного Австралией, Индией, США и Японией в 2007 году на фоне экономического и политического роста Китая. Пускай основными причинами создания такого квази-союза называли борьбу с терроризмом, контроль за ядерным оружием в регионе и прочие риторические реверансы, тогдашний японский премьер-министр Синдзо Абэ во время выступления в парламенте в год образования QUAD прямо постулировал концепцию "Азиатской дуги свободы и процветания", из которой почему-то был нагло вырезан Китай. Впрочем, после проведения зрелищных учений "Малабар" в Бенгальском заливе всё в том же 2007 году австралийские политики крепчайше призадумались об участии в диалоге и додумались до того, что в 2008 году напрочь ликвидировали QUAD в пользу экономических связей с Китаем. Только с приходом анти-пекинского Дональда Трампа и разительной переменой политической повестки в Австралии "Четырёхсторонний диалог по безопасности" был официально восстановлен. По итогу, представители Австралии, Индии, США и Японии более-менее регулярно собираются, что-то обсуждают, а что-то осуждают, но результат всё тот же — страны QUAD надоедливым комариным роем жужжат в ухо китайскому тигру.

Заметным в мировой политике последних лет стал образованный в 2021 году альянс Австралии, Великобритании и США под названием AUKUS. О предпосылках его создания написано и сказано уже предостаточно, однако удивительно, насколько этот союз поспособствовал нарастанию напряжения в Индо-Тихоокеанском регионе. Взять хотя бы трёхэтапный договор о поставках атомных подводных лодок в Австралию — и вот он, прозрачный пример западной логики ядерного сдерживания. Вместе с тем в случае AUKUS очень хорошо прослеживается австрало-американская недолояльность к европейским партнёрам, ведь за счёт данного альянса произошло охлаждение в отношениях Канберры и Вашингтона с Парижем, который попросту опрокинули, аннулировав сделку на поставку атомных подводных лодок. Своевременно перемыли кости AUKUS на недавней сессии обзорной конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в Вене. В начале августа российско-китайские эксперты представили общий доклад, из которого следовало, что AUKUS "может нанести серьёзный ущерб международному режиму нераспространения и самому договору". По логике доклада, дополнительная проблема данного альянса заключается в том, что многие сложные вопросы — особенно предоставление Австралии атомных подводных лодок — обсуждаются с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) за закрытыми дверями. А дело ведь крайне спорное — из политических интересов и без всяких санкций тягать ядерное оружие из одного конца земного шара в другой.

Опять же, не будет большим откровением назвать AUKUS своим именем — филиалом НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе. Дело не только в назначении или структуре, но и в основополагающем факте: как и НАТО, AUKUS будет целиком и полностью питаться американскими деньгами. В этом, кстати, и состоит причина того, почему альянс оказался не так успешен и громок, как ему пророчили: когда австралийцы поняли, что за упомянутые выше подводные лодки придётся платить, платить сразу и платить много, энтузиазма на стезе военного сдерживания Китая во имя американских интересов почему-то поубавилось. Сюда же относятся разговоры о распространении НАТО в регион не в виде филиалов или эрзац-альянсов, а напрямую — этому были посвящены зарубленные французами разговоры об открытии бюро НАТО в Токио на недавнем саммите в Вильнюсе. Если же внимательно приглядеться, скажем, к последнему саммиту этого альянса в Сан-Диего, то вопросы на повестке дня — ситуация вокруг Украины, "дестабилизирующее поведение Ирана и Северной Кореи", "растущая самоуверенность Китая" — неожиданным образом сополагаются с натовскими интересами, причём ни Украина, ни Иран отношения к тихоокеанскому театру военных действий не имеют, то есть саммит использовали просто для лишнего напоминания о набивших оскомину позициях.

Дальше — больше: страны AUKUS придерживаются строго одинаковой внешней политики, поэтому, например, санкции в отношении нашей страны на фоне украинского кризиса поддерживают солидарно остервенело. Это же распространится на только-только возникающий альянс в Кэмп-Дэвиде — Байден и японский премьер Кисида до встречи с корейским президентом Юн Сок Ёлем договорились "сохранять жёсткие санкции против России". Вообще кажется, что американская дипломатическая логика совсем немудрена: чтобы увеличить военно-политический блок, надо придумать к нему ещё один военно-политический блок — только поменьше. А к нему — ещё один, тоже поменьше. Но если поначалу AUKUS смотрелся как эксклюзивный клуб англофонов — заметьте, как при его основании показательно и грубо кинули грассирующих французов — то сейчас кажется, будто импульс амбициозного союза иссяк.

Но вернёмся к недавнему — ко встрече в Кэмп-Дэвиде. Пожалуй, больше всех были шокированы новостью о создании альянса между Южной Кореей и Японией, как ни странно, граждане этих стран. Причина — давние обиды Сеула и Токио, тянущиеся ещё с двадцатого века. Корейцы справедливо полагают, что японцы несут прямую ответственность за оккупацию 1910–1945 годов, в то время как современная Япония не желает осуждать художества своего империалистического прошлого. К тому же между государствами существуют территориальные претензии в отношении Лианкура, и национальные партии как одной, так и второй страны ставят во главу угла максимально холодную политику относительно соседей. Есть и сложности куда более глубинные: история жизни и репатриации корейцев в Японии — это до сих пор одна из самых болезненных тем во взаимоотношениях двух государств. Несмотря на заявления в Кэмп-Дэвиде, политические оппоненты корейского президента Юн Сок Ёля раскритиковали его сближение с Токио. Левая националистическая оппозиция Южной Кореи приравнивает добрые отношения с японцами к национальному унижению. Если мы в едином блоке с США, то на кой чёрт нам недружественная Япония?

На твердолобость блокового мышления Вашингтона обратило внимание и китайское посольство в США. Получив недвусмысленный сигнал о запуске новой японско-корейской дружбы против Китая, оно высказалось о том, что "попытки сколачивать различные обособленные группировки, а также привносить в Азиатско-Тихоокеанский регион блоковую конфронтацию и военные блоки не получат поддержки и будут встречать лишь настороженность и противодействие со стороны стран региона". Абсолютно закономерными в этом контексте стали учения китайской армии 19–20 августа вблизи Тайваня: с одной стороны, продемонстрировать на практике отношение Пекина к новому альянсу, а с другой — выразить протест Тайбэю по поводу несогласованной поездки Лай Циндэ, тайваньского чиновника высокого ранга, в Парагвай и США.

21 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
28 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x