Виталий Аверьянов. Бесконечный спуск : роман; стихи и песни последних лет. — М. : Книжный мир, 2023. — 292 с.
Конечно, эту книгу будут сравнивать с произведениями Виктора Пелевина - тот мог бы создать нечто схожее, но не создал. Пелевинские книги последних десяти-пятнадцати лет – всего лишь модно-коммерческий, буквосодержащий (sic!) продукт, тогда как фабула, о которой пойдёт речь – выстраданная тема. Автор признался, что увидел это во сне. Да, это мог бы выдумать и Дмитрий Глуховский (признан иноагентом) с его изощрённо-витиеватым разумом – но у него всё так пронизано желчью да безнадёгой, что финал оказался бы, в лучшем случае, пустым или открытым. Здесь же всё оптимистично, бодро и ясно.
О чём сие? О Преисподней и о трудном выходе из неё. О том, что даже там не всё потеряно. Передо мной - роман «Бесконечный спуск» Виталия Аверьянова, которого знают, как современного философа, что уже изумляет в наше анти-философское время, а ещё – как поэта, барда и общественного деятеля. Также удивительны его работы, посвящённые Велимиру Хлебникову и Амедео Модильяни.
В области написания романов автор – новичок, но и первый блин, говоря по-народному, вышел не комом. Александр Проханов, ознакомившийся с текстом, написал в предисловии к роману: «Не всегда этот ад размещается в подземных катакомбах, но гнездится в катакомбах человеческой души. Свой ад изобразил Виталий Аверьянов. Этим произведением он обогатил адоведение».
Вместе с тем, адоведение от Аверьянова сильно отличается от того, что нам приходилось читать. Интересна и сама композиция. Повествование являет собой запись потустороннего контакта с умершим: «Уже спустя много лет после своей глупой гибели покойный министр неведомо как явился моему соседу и очень подробно поведал ему о своей дальнейшей участи. Как он явился, при каких обстоятельствах, Пётр Петрович мне не сообщал. Он не просто слушал Комарова, но и каким‑то неведомым образом видел картины его воспоминаний. Беседы эти были как яркий сон или фильм, с красками и звуками, чуть ли не с тактильными ощущениями. Этим объясняется некоторая странность самого повествования»
Завязка – гибель препротивнейшего героя. Нет - антигероя. Комаров – этакий живчик с бандитским прошлым, ныне глава краевого министерства спорта. Средоточие всех грехов и пороков. Когда такие умирают, в Интернете пишут злорадные комментарии, вспоминают анекдотец о похоронах, на коих аж «порвали два баяна», и в судах начинается бесстыже-громкий делёж имущества. «Правда, в юности Комарова, бывало, терзали сомнения морального свойства, но постепенно он изживал их. Когда его компаньоны впервые вовлекли его как участника в рейдерские захваты чужих предприятий — он поначалу колебался…», - и эти колебания потом станут его спасительной соломинкой. Когда? О, не всё сразу.
Итак, спорт-министр и бандюган попадает в Ад, куда ему, разумеется, и дорога. Виталий Аверьянов создаёт свою модель геенны огненной; и она на первый взгляд - вовсе не раскалённая сковородка и не хрестоматийный котёл: «Комаров оказался внутри очень странного города — чудовищных масштабов многоярусного мегаполиса. Первое, что встречало вновь прибывших, — циклопических размеров атриум, в котором просматривались запутанные линии этажей, секторов и лабиринтов.
Разные сектора и уровни строились как будто в разные эпохи — там были то сегменты, выполненные в псевдоклассическом стиле, то в барокко, то в техно, то что‑то из культур то ли инков, то ли ацтеков, то рядом с ними какие‑то причудливые незнакомые архитектурные черты, по‑своему зловещие. В некоторых местах проступали технические скелеты сооружения: переплетения труб, узкие пожарные лестницы, короба с рубильниками и мигающими лампочками, свисающие из стояков связки проводов, обрывки изоляции, торчащая арматура».
Страна лифтов, как определил её автор, где отсутствует небо, солнце, звёзды. Вся адская – в прямом значении этого слова – мешанина лживо и как бы в насмешку именуется Свободный Град. Грешники мотаются по этажам без отдыха, время от времени их пытают в соответствии с их земными пакостями, и Аверьянов подробно рисует, как мучаются те, кто слишком любил всяческие Мальдивы.
Вместо сна у обитателей пекла – забытье, где им нескончаемо прокручивают их основной грех, который мучает куда как более «физических» истязаний. Читая эти описания – мегаполис, лифты, отсутствие неба, правежи, полуобморок в качестве ночного отдыха, само лживое название Свободный город… - это напоминает столичный офисно-деловой центр с его бессмысленной и при том – изматывающей реальностью. Отметим это и – пойдём дальше.
Аверьянов, живописуя адское существование героя, умело ставит флэш-беки – то есть воспоминания, сполохи-озарения. Проходят узнаваемые картины – это и карьера одного-единственного человека, и своеобразное сползание к чертям всего социума. «Бесконечный спуск» - не мистико-приключенческий роман, хотя, в нём есть все его элементы. Тут – глубокий символизм.
В итоге Комаров «знакомится» с Зеркалом – таинственным артефактом, где обитает Комаров-2, то бишь двойник: «Общение с зеркалом постепенно приводило к невероятному результату. Комаров сам поначалу не знал — то ли он просто сходит с ума, то ли извлекает из зеркала какую‑то чудесную силу. Картины прошлого вставали перед ним как живые, во всех подробностях. Комаров не мог точно сказать, видел ли он их на внутреннем экране памяти, или в самом зеркале».
Почему-то Зеркало выбрало именно этого краевого министра, ничтожного и антипатичного. Но в нём оказалась искорка. Так куда же уводит его зеркальный двойник? Что хочет показать? «Комаров перенесся в раннее детство, в котором, бывало, испытывал и блаженство. Он несколько часов заново переживал то, что происходило с ним однажды: поездку в отдаленное село на поминки прабабушки, огромное собрание родственников, которые несколько дней поминали покойницу, любимую и почитаемую всеми. Это было незабываемое чувство рода, близости людей, большинство из которых Комаров видел тогда впервые». Вот! Сельский мир, традиция, русские песни. Это и есть Рай. Теперь вспомним, что такое Ад по-аверьяновски. Мегаполис и небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой.
Автор противопоставляет город и деревню, как Ад и Рай, словно бы давая ключи от этого Рая. Аверьянов чётко даёт понять, что любой «бесконечный спуск» может остановиться, если найти точку опоры. На презентации книги были слова о том, что СВО и Донбасс – это выход в русский Рай. Однако не все люди могут пройти через военную спецоперацию. На мой взгляд, книга даёт ответ на вопрос, куда повернуть. К сожалению, традицию у нас частенько представляют, как деревянные лавки, духмяный самогон, капусту в бороде и рожающих в поле молодух лет четырнадцати-шестнадцати (дабы к тридцати помереть без зубов и смыслов). Тот, кто транслирует эти образы – замаскированный враг или дурак.
Потому что традиция – это Вечность, вплетаемая в беспрестанный прогресс. Никто не понуждает отказываться от пальто в пользу армяка. Не о пальто разговор. О памяти. Если её отключить, получаются Комаровы. «Это воспоминание и это осознание нашло на Комарова как нечто противоположное смертному наваждению, как восхищение души в неповрежденный строй жития — и после него пути назад во тьму, к бесконечному спуску больше не было. Оставался только путь вперёд…», - куда же выбрался тот экс-министр, поняв резоны бытия? Узнаете, прочитав роман Виталия Аверьянова.
И ещё пара слов. Книга невероятно «пластична» - из неё можно сделать и сериал, и видеоклип, и даже пьесу, что вообще редкость. Драматургия – особое искусство, которому поддаётся немногое. На презентации были явлены сцены из «Бесконечного спуска», сыгранные актёрами, и это смотрелось захватывающе. Короче, как сказал Проханов: «Читайте эту книжку, но прежде хорошенько помолитесь…».