Эксцентрика приключений мистера Веста в стране большевиков отдаёт языком Ильфа и Петрова: вместе, словно давая вариант орнаментальной стилистики русской прозы двадцатых годов; отчасти – и поэзии футуризма: недаром сценарий писал Н. Асеев.
Кинематограф двадцатых вообще кажется литературным: словно ищут мастера тогдашних лет варианты высокой словесной выразительности, присущей литературным жанрам.
…всё мешается в алхимическом сосуде фильма: азартные погони, гэги, аферы мошенников, буйные вечеринки, уморительные комические сцены; и сумма всего столь ярко передаёт нормы бушевавшей тогда жизни, что фильм во многом воспринимается памятником эпохе.
…когда-то В. Пудовкин учился на отделение естественных наук, которое не смог закончить из-за начавшейся Первой мировой: будущий режиссёр уходит на фронт добровольцем.
Всё было бурно: и несло в себе зёрна опыта: раненый в левую руку, Пудовкин попадает в плен, работает в лагере химиком, бежит из него в Советскую Россию.
В Москве до поступления в Государственную школу кинематографии работает делопроизводителем в военкомате.
Первая короткометражка, сделанная им, именовалась «Шахматная горячка», и пользовалась изрядной популярностью; комедия, так неожиданно высмеивающая повальное увлечение шахматами, как вариант массового гипноза; комедия, выдержанная в эксцентричных тонах.
Пудовкину присущ своеобразный кинематографический экспрессионизм, заострение линий, острый взгляд на окружающую реальность: где… там много шума из ничего.
Однако самым знаменитым фильмом его становится «Мать», экранизация романа, который последние десятилетия принято низвергать с когдатошнего пьедестала.
Здесь Довженко пользуется только реалистическими красками, и их сумма дана звучанием высот трагедийного накала…
Амплитуда дарования режиссёра велика, она позволяет подобное.
…в Алма-Ате, куда Пудовкин был эвакуирован с «Мосфильмом», он экранизирует пьесу Симонова «Русские люди», и исполняет роль юродивого в «Иване Грозном Эйзенштейна», исполняет, используя разнообразие красок…
«Потомок Чингисхана» вибрировал историей, входящей в современность.
«Адмирал Нахимов» и «Жуковский» реалистично-точно восстанавливали жизни ярчайших представителей русского пантеона.
В. Пудовкин влиял на мировое кино: и «Мать» всегда входила в десятку лучших фильмов, созданных в недрах истории и практики кинематографа.






