Трудный рынок
Елизавета Хмелёва 16 ноября 2011 года Номер 46 (939)
Согласно данным Росстата, за сентябрь текущего года уровень безработицы в России сократился на 1. 2%. Однако, в абсолютном значении эта цифра не так велика. Потому что еще 4, 615 млн. человек трудоспособного населения пока что сидят без дела. При этом, во всех крупных городах и мегаполисах страны по-прежнему остро стоит проблема нехватки кадров даже при столь сильном потоке мигрантов из стран СНГ.Я работаю рекрутером в крупной компании — подбираю кадры для организации. Наш холдинг занимается продажей компьютерной техники и комплектующих. А так как рынок IT развивается бешеными темпами, то нам практически постоянно требуются новые сотрудники. И моя основная задача — быстро устроить на работу образованного и опытного человека в минимальные сроки. Ежедневно я провожу собеседование с 15–17 соискателями. И честно говоря, теперь уже не удивляюсь тому, что при 4 млн. безработных в городах работодатели ощущают серьезную нехватку людей. Но проблема дефицита в первую очередь связана с нехваткой квалифицированных кадров. Впрочем, чтобы понять это, далеко ходить не нужно. Достаточно лишь взглянуть на некоторые цифры (их, кстати, может найти каждый, покопавшись в нескольких общедоступных интернет-ресурсах).
По данным все того же Росстата на 2011 год трудоспособное население России составляет 72, 3 млн. человек. Из них 13, 737 млн. имеют высшее образование. А это практически 19 % от общего числа. Для сравнения: в Советском Союзе этот показатель составлял 28% от общего числа трудоспособных граждан. Причем любопытен тот факт, что сейчас наиболее часто встречаются люди с высшим юридическим или экономическим образованием. Потому что частные «дипломовыдавалки» не имеют ни материальной, ни технической базы для обучения квалифицированных кадров по другим, более востребованным, специальностям, да и профессионализм тех, что они готовят, можно поставить под сомнение. Достаточно взглянуть статистику приема в такие вузы, где проходной балл набирают практически 100% абитуриентов. А это, извините, нонсенс.
При этом чаще всего после вуза такие выпускники ищут работу в других сферах, так как подобными специалистами рынок перенасыщен.
На сегодняшний день самая востребованная вакансия — это менеджер отдела продаж. В переводе на русский язык — «универсальный солдат-продажник». Иначе и не скажешь. Этот человек должен не только искать клиентов и продавать им товар, но и сопровождать всю сделку от начала до конца.
«Коммуникабельный, доброжелательный, целеустремленный, стрессоустойчивый, пунктуальный человек с активной жизненной позицией» — указываю я в тексте вакансии. Эти требования необходимы для всех кандидатов. В своей работе на каждого претендента я трачу около получаса, чтобы выяснить, что он собой представляет, какими знаниями владеет и как умело ими пользуется.
Вот тут вспомню несколько примеров из личного опыта, дабы было понятно, с кем приходится иметь дело. Претендуют на вакансию в основном мужчины, представительниц женского пола в разы меньше. Возрастная категория не регламентируется, но в среднем возраст кандидатов оставляет от 22 до 36 лет.
Самый яркий пример — это молодой человек 23 лет от роду, который окончил вуз в 2010 году по специальности «менеджмент организации». Небольшой отрывок из резюме наиболее точно передаст его образ (исходная орфография и пунктуация сохранена) : «…В вашу компанию пришел потому что рядом с домом, ожидания — саморазвитие, дружелюбный, доход 30 тр. Личные качества: семейный внимательный, с серьезным настроем на жизнь. Армия (закосил). Свободное время (велосипед, рыбалка). Спорт не очень — курит». Кандидат, любящий поговорить о себе в третьем лице.
Встречаются и другого рода кандидаты. «Я знаю, как правильно обрабатывать клиента», — заявил мне опытный менеджер из Дагестана. Ясно, что уровень подготовки соискателей оставляет желать лучшего. При этом многие и не скрывают от работодателя, что хотят большую заработную плату, но их профессиональные навыки не соответствуют уровню желаемого оклада. Как данная ситуация влияет на работоспособность организаций, которые берут к себе в штат таких сотрудников? По своему опыту могу сказать, что одной из основных причин неэффективной работы организации является необученный персонал. Поэтому многие уважающие себя компании предусматривают собственные системы подготовки и тренинги для «новобранцев». Это делается для того, чтобы сотрудники быстро адаптировались на новом месте и получили навыки в своей работе.
Наша компания проводит довольно интересные и познавательные обучающие программы для персонала, техники максимальных продаж, так как основная мотивация компании — вложить максимум своих знаний и опыта в новичков, чтобы те стали как можно быстрее приносить прибыль компании, и, конечно, себе самим.
Возникает вопрос: почему приходится обучать персонал при выходе на работу, если до этого люди пять лет учились в вузе? Причин на то множество. Совершенно ясно одно. На сегодняшний день существует острый дефицит квалифицированных кадров. И гораздо важнее не рассуждать на тему причин ее появления, а понять, что можно предпринять в этой ситуации.
Во-первых, необходимы действия государства. Проблема нехватки профессионалов не может быть проблемой отдельно взятой компании или круга компаний, это даже не только проблема бизнеса, это задача, которую необходимо решать на государственном уровне. Она актуальна хотя бы потому, что от того, насколько квалифицированные кадры работают во всех отраслях, зависит успешность развития экономики, размер привлекаемых в страну инвестиций, положение страны в мировом рейтинге и другие аспекты государственной важности.
Во-вторых, компании сами могут себе помочь. А именно, расширить круг поиска людей. Большинство работодателей не рассматривают соискателей старшего возраста (от 50 лет и старше), хотя такие соискатели опытны и не хотят уходить на покой. Специалисты из других сфер тоже не пользуются особым спросом у работодателей, а ведь такие кандидаты могут принести новые знания и технологии. Также можно получить экономию на обучении. Обладающий какими-либо навыками кандидат может осуществлять необходимые функции. Такие методы увеличат в разы эффективность работы любой компании.
Существует миф о том, что Россия обладает высоким кадровым потенциалом. Но этот потенциал был растрачен за прошедшие два десятилетия, с исчезновением СССР. А если руководство страны не блефует, а действительно, стремится к модернизации, то должно учитывать, что Россия столкнётся с нехваткой кадрового потенциала. И решить эту проблему с помощью гастарбайтеров не получится.