Авторский блог Редакция Завтра 03:00 20 апреля 2011

Слёзы Медеи

<br>

20 апреля 2011 года Номер 16 (909)
27 апреля в 20. 00 Проект Фабрика представляет московскую премьеру спектакля Театро Ди Капуа «Медея. Эпизоды». Премьера «панк-оперы», как именуют спектакль создатели, состоялась год назад в Санкт-Петербурге и вызвала огромный интерес как среди завзятых театралов, так и в кругах ценителей нонконформистского искусства. Неудивительно: несносный и культовый предводитель панк-формации «П. Т. В. П. », поэт Лёха Никонов, написал поэму «Медея», монологи из которой и составляют литературную основу спектакля.
Панк-опера была выдвинута на соискание независимой музыкальной премии «Степной волк» в номинации «Нечто».
Колхида и Древняя Греция, Грузия и Россия. История повторяется. Медея — апофеоз матриархата. Женщина, покинувшая родину и разрушившая свою жизнь ради любви.
Культуролог Евгений Маликов («Литературная газета») в программной работе «Я люблю тебя, Империя! » констатировал:
«Следует признать, что сиюминутные аллюзии поэта на любовный геополитический треугольник Россия—Осетия—Грузия лишь усилили женский пафос его поэмы, блестяще разыгранной единственной актрисой — Илоной Маркаровой. Вопреки Никонову, его стихотворный текст не стал политическим памфлетом — он остался тем, чем была традиционная история колхидской царевны: бессильным воплем оставленной любовницы. Ибо величие мифа в том, что он всегда жив и творится в каждое мгновение. И побеждает всегда.
В основу произведения Никонова положена небесспорная, но возможная аналогия: Медея = Колхида = Грузия, с одной стороны, и Ясон = Эллада = Россия — с другой. Прямое указание в тексте на Осетию взывает к современности. Изложение событий с точки зрения грузинской стороны ставит русскую публику в положение оправдывающихся.
Однако нужно ли нам оправдание?
Начнём с Медеи. Дочь царя Колхиды предаёт отца, предаёт страну, убивает брата, помогает Ясону захватить золотое руно. Девушка связывает себя навечно с Элладой. Назад дороги нет. Она рожает Ясону сыновей и мстительно убивает их, когда неверный муж предпочитает иную партию. С невестой Ясона и её отцом Медея тоже поступает негуманно: Главка сгорает заживо, надев подаренный волшебницей пеплос. Спасая дочь, погибает и отец. Оставлен Коринф, дальше будут безобразия в Афинах, наконец — возвращение в Колхиду и снова кровь, пролитая детоубийцей.
Это любовь, соотечественники. Горькое влечение Медеи. Она снова хочет быть с Ясоном. Посмертная жизнь с Ахиллом может быть принесена в жертву первому чувству. Миф творится прямо сейчас. И мы по-прежнему не знаем, ни что такое золотое руно, ни что с ним делать.
Медея укоряет нас за наше благородство в Осетии, за то, что мы поступили там по-мужски, но за истерикой упускает, что только инстинктивное мужество русских — залог нашей будущей счастливой жизни с Грузией.
Пока же… пусть поплачет. Нам не до женских слёз.
В любой трагедии есть жизнеутверждение. Так и здесь: за плачем Медеи — любовь. У нас есть будущее с Грузией. Без Медеи нам не разобраться с золотым руном, а если это не случится, то »Арго« плавал зря.
Слёзы Медеи — это плач по Империи, это последнее »не уходи« неверному любовнику, это крик о его безнравственности. Но это не приговор. История, к счастью, творится вне женских сантиментов. И — пусть даже, к сожалению, — на территории, свободной от морали.
Античные страсти разыгрываются по законам античного театра. Спектакль, показанный Театро ди Капуа в Центре имени Сергея Курёхина, возвращает театру его священную составляющую…»
Соб. Инф.

Проезд: м. «Бауманская», Переведеновский пер., 18
тел: (499) 265–39–35 http://www. proektfabrika. ru/
Билеты в предварительной продаже — магазин «Дом Культуры» (м. «Парк Победы», Кутузовский проезд, 4. Справа от музея-панорамы «Бородинская Битва»).

1.0x