Депутат Законодательного собрания Пермского края Павел Макаров 06 апреля 2011 года Номер 14 (907)
«Не наши полномочия» Закон «сладкой жизни» для чиновников
Сфера жилищно-коммунального хозяйства, которая служит фундаментом для всей национальной экономики, вот уже который год балансирует на грани краха. Буквально каждая неделя, если не каждый день, приносит вести о всё новых и новых авариях разного масштаба: от прорвавшейся водной или канализационной магистрали у какого-то многоквартирного жилого дома до веерных отключений электроэнергии в целых районах или городах России.Новое российское государство с первых дней своего существования сбросило с себя обязанность финансирования ЖКХ: сначала де-факто, а затем и де-юре. Куда ушли «сэкономленные» таким образом деньги — большой вопрос. Но уже сегодня понятно, что хотя бы частично они стали стартовым капиталом для приватизации государственной собственности нынешними олигархами, — точно так же, как задержанные и не выплаченные в 90-е годы зарплаты, социальные пособия и пенсии.
Разумеется, эти скрытые и благополучно «забытые» долги населению ни власть, ни абрамовичи с фридманами, потаниными, прохоровыми, лисиными и вексельбергами населению Российской Федерации возвращать не собираются. Напротив, вся нынешняя «реформа» жилищно-коммунального хозяйства направлена на то, чтобы еще раз ободрать население, заставить именно его оплатить функционирование коммунальных сетей, которые нужны не только для жилых домов, но и для предприятий: как государственных, так и частных. Ну и, конечно же, обеспечить сверхприбыли для «естественных монополистов», ведающих сферами водоснабжения, канализации, отопления, газовыми и электрическими сетями, системами проводной и беспроводной связи, общественного транспорта и так далее.
Известная лагерная максима: «Давайте сначала мы съедим ваше, а потом будем есть каждый своё», — как нельзя лучше подходит для характеристики менталитета той социальной страты, в руки которой попала власть и собственность в нашей стране.
Между тем, социально-экономическая инфраструктура Российской Федерации продолжает ускоренно разрушаться. И что произойдёт следующей зимой — не знает никто. «Рвануть» может где угодно и в любой момент. Разрушение подходит уже к такому порогу, за которым остается только один выход — введение по всей стране чрезвычайного положения. Между тем под разговоры о мифической «модернизации» жизненно необходимые для восстановления ЖКХ средства продолжают выводиться за рубеж как по государственным, так и по частным каналам.
«После нас хоть потоп! » — говорила маркиза Помпадур, фаворитка французского короля Людовика XIV, имея в виду известную библейскую легенду. «Потоп», который сегодня готовят для России, для нас с вами властные помпадуры и помапдурши, может оказаться очень зловонным.
Единственным некатастрофическим выходом из сложившейся ситуации сегодня видится национализация сферы ЖКХ и массированное ответственное (потому что безответственное превратится в очередной «распил» чиновниками и коммерсантами бюджетных средств) инвестирование в её объекты. Однако такой выход потребует смены всей идейной и оперативной парадигмы действующей российской власти, к чему та абсолютно не готова и не видит в подобной смене никакой необходимости: ведь «мы сидим (в начальственных креслах), а денежки идут (на наши банковские счета внутри страны и за рубежом). »Запасные аэродромы« в разных странах мира уже построены чиновниками не то что областного — районного и поселкового уровня, не говоря уже о крупных и средних коммерсантах. Проблема будет только в том, чтобы добежать до них в уже очевидный и практически неизбежный »день гнева«. В том числе — »гнева коммунального«.
Проблемы жилищно-коммунального сектора, на мой взгляд, оказались критически усугублены с принятием федерального закона № 131 »Об органах муниципального самоуправления«.
Что касается ЖКХ, лично я, как депутат краевого Законодательного собрания, несколько лет занимался этой проблематикой и в результате составил карту ЖКХ всего Пермского края. Мне было интересно знать, сколько необходимо средств для того, чтобы привести жилищно-коммунальное хозяйство края на уровень нормативных показателей. За два последних года я сделал более 830 запросов, некоторые поселения, а их у нас в крае более трехсот, пришлось тревожить по нескольку раз, пока они не давали развернутый и обоснованный ответ. В результате такой работы удалось собрать примерно две трети необходимой информации по краю.
Итоговая цифра получилась такая — разово Пермскому краю для приведения сферы ЖКХ к нормативному уровню необходимо 170 млрд. рублей. Это при том, что весь бюджет края в текущем году составляет чуть менее 60 млрд. рублей, а население — 2, 7 млн. человек.
То есть мы должны вложить только в сферу ЖКХ сразу три годовых бюджета или, если перекладывать оплату на плечи населения, с каждого жителя края, от грудных младенцев до стариков, получить 63 тысячи рублей, то есть их средние доходы примерно за девять месяцев.
Понятно, что ни то, ни другое сделать невозможно.
Кстати, по данным нашего губернатора, которые он огласил в ежегодном докладе Законодательному собранию, необходимый объем финансирования для нормализации работы краевого ЖКХ составляет 220 миллиардов рублей. Думаю, что реальная цифра, за вычетом интересов »вертикали« исполнительной власти, в центре и на местах, может быть вполовину меньше, примерно 110–120 миллиардов рублей, но всё равно для края это запредельная, неподъёмная сумма.
Сколько реально тратится? Тратится 500–700 миллионов рублей. Это капля в море, меньше процента от необходимого объема финансирования. Сколько в такой ситуации могут проработать коммунальные сети? Ну, три года. Ну, пять лет. Уже не больше.
Думаю, что и по всей Российской Федерации картина аналогичная, и не только потому, что наш край давно признан в качестве модельного региона всей страны.
Но на эту перспективу вся »властная вертикаль«, сверху донизу, смотрит сквозь пальцы и занимается совсем другими делами.
А принятие 131-го закона привело к парадоксальной ситуации, когда региональные власти, в нашем случае — краевые, сняли с себя всякую ответственность за состояние жилищно-коммунальной сферы, делегировав её на муниципальный уровень, но при этом оставив себе все финансовые ресурсы, необходимые для того, чтобы эта ответственность не была пустым звуком. В результате у муниципалитетов банально нет денег на нужды ЖКХ, зато с них весь спрос населения, а краевые власти могут наслаждаться своим нынешним положением: они, по закону, ничем не обязаны ни людям, ни муниципальному самоуправлению, зато все финансовые рычаги — в их руках.
Что при этом говорят районные власти? Они говорят, что сфера ЖКХ — не в их компетенции и отправляют все вопросы на уровень поселений. А на уровне поселений отвечают, что у них нет денег. Для этого на каждом уровне власти есть несколько чиновников, специальные мальчики для битья, которые общаются с населением по вопросам ЖКХ. Им назначены солидные зарплаты, и в итоге получается замкнутый круг, который необходимо разорвать.
Я с большим трудом добился данных по двум муниципальным образованиям: самому худшему, Козеловскому, и самому лучшему, Чернушенскому, —как финансируется сфера ЖКХ. По первому цифра составила 20%, по второму — 29%. Где деньги? Деньги »в крае«…Что они там делают — неизвестно. Но догадаться можно.
На местах денег не хватает даже для расчистки снега зимой, не говоря уже про освещение или какие-то еще более затратные работы.
Мы приняли Устав Пермского края, в соответствии с которым социально-экономическое развитие должно осуществляться в соответствии со специальной Программой. Так вот, такой программы у нас нет, начиная с 2008 года. Губернатор в 2008 году представил свой вариант в Законодательное собрание, но он не был одобрен, поскольку содержал устаревшие уже на тот момент данные. Но вместо того, чтобы переработать этот документ, краевое правительство пошло на принцип: мол, не хотите такую программу — не будет вообще никакой. По идее, если не утвержден основополагающий документ, и правительство края должно уйти в отставку, и Законодательное собрание должно быть распущено с проведением новых, досрочных выборов в него. Но все делают вид, что ничего страшного не происходит, и продолжают »работать«. Сейчас любимая фраза во всех органах власти, с которыми приходится сталкиваться: »Это не наши полномочия«.
То есть 131-й закон — это грабительский, варварский закон, который до такой степени запутал ситуацию, создал такую почву для финансовых злоупотреблений, в том числе в сфере ЖКХ, что без его отмены никаких улучшений ждать не приходится.