Авторский блог Георгий Судовцев 03:00 28 июля 2010

На краю...

Высоцкий стал и, наверное, навсегда останется символом своего времени
16

Через тридцать лет после смерти о Владимире Высоцком снова вспомнили. Прежде всего — на российском телевидении. Да еще как вспомнили! Сплошной поток передач по всем каналам.

Подобной "высоцкомании" почему-то не было ни пять лет назад, хотя четверть века, казалось бы, уж куда "юбилейнее" дата, чем нынешняя, ни — тем более — десять лет назад…

Что случилось? Откуда мог дойти на наше "сверхчуткое" ТВ такой "социальный заказ"?

Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно посмотреть, что и как показывали по "ящику" в день 25 июля 2010 года.

Очень мало фильмов Высоцкого, почти нет его песен, а те, что всё-таки звучат, — самые безобидные, наподобие незабвенной "Утренней гимнастики", зато море разливанное "друзей поэта", настоящих и мнимых, знакомых и незнакомых, во всех видах подачи, и — все в один голос: гений, его творчество было для нас глотком свободы, он противостоял системе, которая его преследовала и давила, страдал и погиб в неравной борьбе…

Всё то же самое, что говорилось, например, в 1988-1990 годах, когда почти все "люди искусства" скопом повалили в "демократы" и "либералы", припоминая любые существующие и несуществующие обиды, нанесенные им пресловутой "Софьей Власьевной", то есть советской властью. Казалось бы — Владимир Высоцкий, с его бесспорной всенародной популярностью, который своей жизнью и смертью в 42 года, своими похоронами в "тоталитарной" олимпийской Москве 1980 года — великолепно "подтверждает" все "демократические" байки своих "друзей".

Но то, что всё это — именно байки, имеющие весьма отдаленное отношение к действительности, — следует из фактов биографии Владимира Семеновича Высоцкого. За двадцать с небольшим лет своей творческой карьеры он, как известно, сыграл более 30 ролей в кинофильмах, постоянно выходил на сцену в спектаклях Театра на Таганке, а количество концертов и гастролей, данных им в разных местах нашей, тогда еще необъятной, Родины, явно переваливает за несколько сотен. Было еще почти два десятка официально изданных дисков: авторских и с участием Высоцкого.

Благодаря браку с французской актрисой русского происхождения и заодно коммунисткой Мариной Влади он с 1970 года был не просто "выездным", а объездил практически весь мир, включая такие не самые близкие уголки, как Таити. Менял автомобили, и первый в послевоенной Москве "мерседес" принадлежал именно Высоцкому…

Но всё это уже — достаточно мелкие подробности быта. Главное, конечно, не в них. Главное — в том, что Высоцкий был практически полностью востребован обществом, в котором он жил. Полностью — прежде всего в смысле снизу доверху и сверху донизу.

Прошла пора вступлений и прелюдий.Всё хорошо — не вру, без дураков:Меня к себе зовут большие люди,Чтоб я им пел "Охоту на волков"...

В основном своём качестве — актёра, как следует из сказанного выше, Высоцкий не то что никаким преследованиям не подвергался, а даже представить себе что-то наподобие "запретов на профессию" в его отношении сложно. А песни Высоцкого — это ведь, по сути, тоже сыгранные (во всех смыслах этого слова) им "моноспектакли". В своей собственной режиссуре, на свою собственную музыку, на свои собственные слова, в своём собственном исполнении — мечта для любого актёра. Полная самореализация. Наверное, так мог чувствовать себя разве что легендарный Шекспир в театре "Глобус". Расскажите-ка о том, как великого Уильяма Джоновича преследовали и притесняли власти Англии конца XVI-начала XVII века...

Правда, вот "в писатели" и "в поэты" официально Владимира Семёновича так и не приняли, да и публикациями в советской прессе, мягко говоря, не баловали — но тут сыграли свою роль, видимо, не только вполне вероятные "цеховая" спайка и профессиональная зависть со стороны членов Союза писателей СССР, но и наличие некоего "указания свыше": мол, пусть у него всё будет, а вот этого — не будет ни под каким видом...

Соответственно, и всё прижизненное "диссидентство" Высоцкого ограничивается, по сути, литературной сферой, включая зарубежные публикации и участие в скандальном альманахе "Метрополь".

А вот его роли в театре и кино — вполне каноничны и полностью соответствуют духу времени, будь то Гамлет того же Шекспира, Маяковский в "Послушайте!", Хлопуша в "Пугачеве", Володя в "Вертикали", большевик Бродский-Воронов в "Интервенции", капитан Глеб Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя" или дон Гуан в "Маленьких трагедиях". Действительно, блестящая игра великого актёра...

И нигде — ни малейшего намека на "антисоветизм", "антикоммунизм", совсем даже наоборот. Самым показательным в этом отношении можно считать созданный Высоцким образ Глеба Жеглова в фильме "Место встречи изменить нельзя" по роману Аркадия и Георгия Вайнеров "Эра милосердия". Конечно, Жеглов — явный "сталинист", и в фильме он "по замыслу" должен морально уступить своему младшему другу-антагонисту Владимиру Шарапову в исполнении Владимира Конкина. Для этого в сценарии даже была переделана концовка, так что любимая Шараповым сержант милиции Варя Синичкина остаётся в живых. Но в исполнении Высоцкого "правда Жеглова": "Вор должен сидеть в тюрьме!" (ау, где вы, борцы с коррупцией!), "правде Шарапова": "Мы же невиновного человека засадили!" — ничуть не уступает. А уж о том, как Высоцкий хотел сыграть роль именно Жеглова и как "толкал" съемки фильма, порой даже подменяя Станислава Говорухина в качестве режиссера (еще один штрих к картине полной самореализации актёра в условиях "тоталитарного" советского общества) — достаточно хорошо известно.

Но, конечно, не возникни феномен под названием "песни Высоцкого", его судьба утратила бы свою уникальность и ни о каком всенародном признании даже речи идти не могло.

А песни его тоже были вовсе не диссидентскими и даже не оппозиционными действующей власти — с таким же успехом диссидентским и оппозиционным можно было называть, скажем, журнал "Крокодил" или кино-"Фитиль" Михалкова-старшего. Они — хоть шуточные, хоть трагические — были песнями "ролевыми", и этот маскарад Высоцкого играл немалую роль в их популярности, которая сейчас кажется такой же непредставимой, как, скажем, поэтические вечера на стадионах конца 50-х—начала 60-х годов. Ведь социальная роль человека в советском обществе "брежневской" эпохи была чаще всего функцией хотя и не обременительной, но при этом весьма жёстко определённой и слабо подлежащей изменению, наподобие зарплаты. Поэтому, с одной стороны, такое распространение в то время получали разного рода хобби: от собирания почтовых марок до походов в горы, а с другой — такое уважение и даже восторг вызывали те, кто мог себе позволить не держаться за свою социальную роль и тем или иным образом её изменять. Пусть даже это был банальный алкоголизм или увлечение какой-то "эзотерикой". Можно даже сказать, что Советский Союз с середины 60-х годов постепенно начал превращаться в страну социальных актёров, исполнявших свои роли со всё меньшим энтузиазмом.

А Владимир Семёнович Высоцкий в своих песнях-перевоплощениях доводил это всеобщее актёрство либо до абсурда: "Вдох глубокий, руки шире!..", "Ой, Вань, гляди, какие карлики!..", либо до героического отрицания: "За флажки! Жажда жизни сильней!.." Играл отказ от игры, стоял на краю, ходил по краю... "На свой необычный манер, он по жизни шагал над помостом — по канату, по канату, натянутому, как нерв..." Пусть и со страховкой, но ведь не всякая страховка и не всегда выдерживает вес падающего тела. Особенно если её надрезать, например...

В разгар первой официальной "высоцкомании", в 1988 году, мною было написано стихотворение под названием "Вослед юбилею":

Нынче все о Высоцком пишут, и слова о Высоцком ищут даже те, кто его не слышал, издавая за томом том.
Нынче все о Высоцком пишут —он уже никогда в Париже, ни в Торонто, ни даже на Фиджи не споёт что-нибудь «не то».
Нынче все о Высоцком пишут, он узорами памяти вышит, воздвигают всё выше и выше для Высоцкого пьедестал.
"Вот — культурное наше наследство!" А вокруг — театральное действо…Я его ненавидел в детстве: нам Высоцкий уснуть не давал.
Начинающий алкоголик щедро с миром делился болью, занимал у Высоцкого голос, чтобы выкричать жизнь свою.
Через стены хрущобы тонкие, разрывая нам перепонки, доносилось магнитофонное: "Хоть немного еще!..постою!..на кррраю!.."
Постояли. Ни много, ни мало. Все, казалось, и всё понимали. А теперь начинают сначала понимать, кто велик был, кто мал, кто был сверху (мечтал: шире пасть бы!), кто был снизу (мечтал: не упасть бы!) посреди идиллических пастбищ, где Высоцкий уснуть не давал.

Вопрос, конечно, спорный, но почему-то не думаю, будто, доживи Владимир Семёнович до нынешних дней, он "без вопросов" оказался бы в лагере нынешних "демократов" и "либералов". Как говорил боец Сухов, "эт вряд ли". "Я не люблю, когда стреляют в спину. Я также против выстрелов в упор". Их нынешние попытки сделать из Высоцкого "икону второй перестройки", в общем-то, понятны: их "арсеналы персоналий", от Солженицына и Сахарова до Басилашвили и Ахеджаковой, — полностью истощились, а уж Михаил Касьянов и Борис Немцов в роли заступников народных — это даже не смешно. Высоцкий стал и, наверное, навсегда останется символом своего времени. Сделать из него новый символ "перестройки-2" ни у кого не получится.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
24 января 2018 в 22:50

Много на Руси хороших поэтов,но
"кто кончил жизнь трагически - тот истинный поэт"
Пушкин-Лермонтов-Есенин-Высоцкий

25 января 2018 в 22:25

Маяковский, Рубцов, Шпаликов...

Ну, так притесняли,так притесняли, что играл в самом -самом театре,
снялся в 30-ти фильмах, ездил по заграницам,
имел миллионные тиражи пластинок,
разбивал машины одну за другой,
не платил налоги со сборов и ничего...

Секрет Высоцкого в его сущностной брутальности.
Всё, о чём он писал и пел, было в сумме у других.
Эпоха была на всех одна. А брутальность
облика, слов, мелодий и голоса только у него.Это и сделало его
знаменитым из знаменитых. Он был ярко феноменологичным,
но не гениальным. Он не рассмотрел Советскости и
стал знаменем антисоветчиков.
Основная сила ВВ в военных духоподъёмных песнях.
Песни, рвущие душу, близкие к цыганщине. менее ценны.
Они не укрепляют дух, а травят,томят душу.
Кстати ,это они провоцируют пьянство.
Творчество Высоцкого совпало с эпохой эскалации пьянства в России.
ВВ не только это отразил, но сам капитально пострадал,
полагая водку эликсиром жизни мужчины.
И дошёл до наркотиков. Избавиться от них он не мог,
поскольку ТРЕЗВОСТЬ не считалась тогда, да и сейчас не считается,
жизненной ценностью.

Наша задача - выбить ВСВ из цепких ручонок либероидов.
Пусть "упражняются с туалетной бумагой".

26 июля 2019 в 10:32

Лев Козленко
25 января 2018 в 22:25
/********************************
ЭТИМ ТЕКСТОМ ВЫ ОПРАВДЫВАЕТЕ СВОЮ ФАМИЛИЮ !

29 января 2018 в 12:22

Певец из подворотни

26 июля 2019 в 10:37

Виктор Буряков
29 января 2018 в 12:22
Певец из подворотни
///////////////////////////////////////////
Так отозвался вЯликий русский пИсатель Виктер Буряков ,
Лауреат всех мировых премий в области литературы ,
чьи произведения переведены и изданы в 132 странах

29 января 2018 в 12:23

Пипец всему сравнили недавно на ТВ Пастернак,Пушкин,Высоцкий

26 июля 2019 в 01:27

Высоцкий был самым настоящим наглецом, упивающимся своей безнаказанностью. Любого другого уже давно посадили бы за хулиганство в тюрьму, а он пел-хрипел,пил, возможно принимал наркотики и в пьяном угаре гонял на автомобиле по улицам Москвы. Певец он никудышный, актёр слабый, но в разрушение СССР внёс достойный вклад. Думаю не ошибусь, если скажу, что за ним со всеми его семейными делами стоял Запад.

26 июля 2019 в 10:48

Леонид Масловский
Сегодня в 01:27
Высоцкий был самым настоящим наглецом, упивающимся своей безнаказанностью. Любого другого уже давно посадили бы за хулиганство в тюрьму, а он пел-хрипел,пил, возможно принимал наркотики и в пьяном угаре гонял на автомобиле по улицам Москвы. Певец он никудышный, актёр слабый, но в разрушение СССР внёс достойный вклад. Думаю не ошибусь, если скажу, что за ним со всеми его семейными делами стоял Запад.
/////////////////////////////
Пигмей Масловский дал убийственную характеристику Высоцкому .

28 июля 2019 в 00:53

Это ничтожество, которое не может написать своё имя по-русски, называет меня пигмеем. Пигмеи те, кто не в состоянии отличить посредственность от таланта. Это вы, прислужники, возвели на пьедестала почёта разрушавшего СССР Высоцкого, а сегодня подобострастно хлопаете такому же "талантливому", но степенному Галкину.

28 июля 2019 в 12:17

Леонид Масловский
Сегодня в 00:53
Это ничтожество, которое не может написать своё имя по-русски, называет меня пигмеем. Пигмеи те, кто не в состоянии отличить посредственность от таланта. Это вы, прислужники, возвели на пьедестала почёта разрушавшего СССР Высоцкого, а сегодня подобострастно хлопаете такому же "талантливому", но степенному Галкину.
*************************
Леонард , do you speak English ? нет ? Не можешь прочитать на аглицком мою знаменитую фамилию,которую знает весь цивилизованный мир !? А ещё в очках !
Галкину , Петросяну , Степаненко ,ДРОБОТЕНКО ,Русские Бабки - это ты им хлопаешь !
Это твой уровень !
На фоне ,, алкаша и аркомана ,, Высоцкого - Масловский ОГО ГО !
Гигант мысли !
А СКАЖИ ПИГМЕЙ , когда Высоцкий успел сочинить 600 песен ,
играть в театре ,сниматься в кино и давать концерты в Союзе и за рубежом ,
если он всё время находился под шофе ?
СССР разрушил не Высоцкий , а такие как ты ,которые 70 ЛЕТ кричали власти : ОДОБРЯМС !

Не было официальных сообщений о смерти актера, лишь вывеска над кассой театра на Таганке, где не было указано ни даты прощания, ни времени похорон. В Москве шли Олимпийские игры, поэтому руководству страны не нужны были шумные прощания с неудобным актером и певцом. Но известие о трагедии облетело столицу моментально. Все три дня у здания театра, на соседних улицах стояли люди - ждали возможности проститься с любимым актером.

В день похорон очередь к гробу растянулась на 9 километров. За порядком наблюдала конная милиция. По оценкам ГУВД Москвы, проводить Владимира Семеновича в последний пусть пришли 108 тысяч человек. Юрий Любимов просил разрешения нести гроб с телом Высоцкого на руках от Таганки до Ваганьковского кладбища. Но не получил разрешения.

Владимир Высоцкого хотели похоронить на Новодевичьем кладбище, но власти не дали разрешения. МАСЛОВСКИЙ , ЭТО БЫЛИ ТВОИ ВЛАСТНЫЕ БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ

Даже на Ваганьковском кладбище были вырыты две могилы - одна в самом конце участка, другая там, где сейчас покоится Высоцкий - до конца не было ясно, в какой разрешат похоронить певца.

Все операторы российского телевидения в этот день были заняты на Олимпиаде, поэтому видеосъемку похорон барда смогли сделать только любители и аккредитованные в Москве корреспонденты зарубежных телеканалов.

Некрологи о смерти Высоцкого появились всего в двух газетах - «Советской России» и «Вечерней Москве», НАБРАННЫЕ МЕЛКИМ ШРИФТОМ . Через несколько дней главного редактора «Вечерки» сняли с руководящего поста за эту публикацию.

ДО сих пор на могилу Высоцкого люди несут цветы , а песни становятся сегодня всё актуальней .

А у тебя на памятнике ( если родня поставит )
останется только тире между датами рождения и смерти.

29 июля 2019 в 21:37

"Галкину , Петросяну , Степаненко ,ДРОБОТЕНКО ,Русские Бабки - это ты им хлопаешь !
Это твой уровень !". Нет, господин Леонард эти несравненно ниже Высоцкого, и уж если я его считаю посредственностью, то никак не могу хлопать указанным бездарям. А то что много людей пришло на похороны Высоцкого ещё ни о чём не говорит. На похороны Ельцина тоже много людей пришло. Вложи в тебя большие деньги, раскрути на всю страну и на твои похороны много людей придёт, и цветы будут приносить, не потому, что ты хорошо пел, а потому, что с твоими песнями связаны прекрасные дни молодости, радостные события. Грибоедов написал одно произведение "Горе от ума" и по праву именуется великим, а Высоцкий по твоей информации 600 песен, а был посредственностью на уровне своих песен. У вас, либералов, что ни ваш писатель, то гений, что ни ваш поэт, то великий. Но нет у вас не одного великого ни поэта, ни писателя. Сплошная посредственность. Да откуда же ты знаешь, сколько людей пришло на похороны, на сколько очередь растянулась. Либералы написали. Да они же ещё никогда не писали правду. Ты меня снова называешь пигмеем, но до меня тебе ещё надо расти и расти, но не дорастёшь, потому что ты слишком самонадеен и глуп.

30 июля 2019 в 22:16

Леонид Масловский
29 июля 2019 в 21:37
**********************************************************
Когда человек идиот - это надолго.
Рождённый падать -ходить не может
Не нравится Высоцкий ,не слушай ,
Твой уровень Стас Михайлов , Трофим , Батяня комбат, который кричит : Атас ,
и эх вы мысли мои скакуны .
Наверно Высоцкий очень бы расстроился если бы прочитал критику музыкального мэтра Масловского.

31 июля 2019 в 23:04

Ничего ты не понял и не поймёшь.

31 июля 2019 в 23:17

Из бардов, на мой взгляд, например, Леонид Сергеев значительно выше Высоцкого, но возвышать его над другими тоже бы не стал. Мой уровень выше посредственности Высоцкого. И с какой стати ты мне приписываешь восхищение Николаем Расторгуевым?! Подобные заявления могут исходить только от нездорового на голову человека.Как ты там написал: "Когда человек идиот - это надолго".

27 июля 2020 в 15:58

автор :
"Я не люблю, когда стреляют в спину. Я также против выстрелов в упор". Их нынешние попытки сделать из Высоцкого "икону второй перестройки", в общем-то, понятны: их "арсеналы персоналий", от Солженицына и Сахарова до Басилашвили и Ахеджаковой, — полностью истощились, а уж Михаил Касьянов и Борис Немцов в роли заступников народных — это даже не смешно. Высоцкий стал и, наверное, навсегда останется символом своего времени. Сделать из него новый символ "перестройки-2" ни у кого не получится.
///////////////////
Высоцкий никогда не был диссидентом и не надо его примерять с Касьяновым и Немцовым.
Да он снялся в 30 картинах ,а в скольких ему не дали сняться
чинуши от культуры ? Даже в несколько фильмах ,где он играл , его песни пел другой артист.

Давал концерты - где ? В КЛУБАХ , В ГОРОДАХ ДАЛЕКО ОТ МОСКВЫ.
Хотел издать сборник стихов - нельзя ,ты не член Союза писателей .
И если бы не Марина Влади , так бы он и выступал по клубам.
Благодаря ей его выпускали за границу , плёнки и фильмы с его выступлениями
за рубежом стали известны советским людям

Высоцкий по отцу еврей ,его волновала эта тема,поэтому
и появилась песня АНТИСЕМИТЫ , МИШКА ШИХМАН , ЛЕКЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ ,где есть такие строчки :
Вот место Голды Меир мы прохлопали, - А там - на четверть бывший наш народ ! .

Сегодня утром на канале НОСТАЛЬГИЯ была передача о Высоцком .
Там он пел песню СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ. Написана в 1967 году .
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше —
Наш SOS всё глуше,
глуше.
И ужас режет души
Напополам…
Не напоминает подлодку КУРСК ?

И если бы Высоцкий дожил бы до наших дней , он вряд ли был сторонником нынешней власти и поклонником газеты Завтра.

Фильм о Высоцком :
https://youtu.be/YqPGgVG-l24 ПОЛЬША 2011 ГОД.

1.0x