Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 2 декабря 2009

ИХ ПРОЩАЛЬНЫЙ ПОКЛОН

НОМЕР 49 (837) ОТ 2 ДЕКАБРЯ 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra. ru Web
Андрей Смирнов
ИХ ПРОЩАЛЬНЫЙ ПОКЛОН

АГАТА КРИСТИ. «Эпилог». 17 ноября. СК «Олимпийский».

Этот концерт — скорее, последняя глава «Агаты Кристи». Эпилог будет несколько позже, примерно в феврале, когда выйдет пластинка. Она уже записана, идёт сведение. Последний альбом будет значителен по объёму — 35 песен, свежая программа плюс старые хиты, сыгранные в новом составе. Как известно, год назад группа видоизменилась — ушёл барабанщик Андрей Котов, на его месте проявился бывший участник «Наив» Дмитрий «Снэйк», также состав пополнил клавишник и басист Константин Бекрев. Оба вполне нашли себя в компании братьев Самойловых и внесли осязаемый вклад в творческую копилку группы.

На грядущем альбоме «Агата Кристи» покажет то состояние, в котором музыканты уходят со сцены как единая группа. «Тур Эпилог» ещё продолжается по стране. Самый последний выход на сцену может состояться в грядущем году, в рамках одного из традиционных летних фестивалей.
Но Москва после 17 ноября «АК» не увидит. «Группа распадается, потому что она прожила определённую жизнь, и эта жизнь подошла к концу. Участники теперь будут двигаться самостоятельно», — заявили музыканты. Что будет после «Эпилога», какие проекты впереди, пока, по их собственным словам, доподлинно не знают сами «кристиане».
А жизнь группы была весьма наполнена. Можно даже сказать, что за двадцать с небольшим лет «Агата Кристи» фактически прожила множество жизней. Ещё в 1989-м году группа представляла советский рок на семинаре в Глазго. Британскому продюсеру, приехавшему за местными группами, предложили видные имена, но тот выбрал «АК», «Коллежский асессор» и «Не ждали». Довольно авангардная компания.
В 1991 году был Гран-при на фестивале молодых европейских групп «Open du Rock» во Франции. Через шесть лет группа стала лауреатом премии «World Music Awards» (вручается за признание в рамках собственной страны). Это при том, что обычно от России шли поп-монстры вроде Киркорова. К тому же «Агата Кристи» — единственная российская рок-группа, четырежды награжденная премией «Овация».
Концерт прошёл почти триумфально. Аншлаговый «Олимпийский», пульсирующий видеорядом экран, двухъярусная сцена. Тот случай, когда не идеальный звук был убедительно задвинут действом. Само выступление — почти три десятка песен: избранное и новая программа. Затем театральная пауза — фотоистория группы на экране и пять песен на бис.
До пресс-конференции случайно подслушал разговор коллег-журналистов. Один из них несколько удивлённо констатировал: «Очень много людей просило помочь с проходками на »Агату«. Такого давно не было… ни с »Евровидением«, ни с »Алисой«, ни с »Мумий Троллем«.
После концерта диалог в толпе зрителей закончился резюме одной особы: »А ведь народная группа«. Удивительно звучит, но вспоминается, как на консервативном »Народном радио« году в 2003-м прошла передача, посвящённая »Агате Кристи«. После эфира были слушательские звонки с благодарностями, в том числе и от некоего трудового коллектива.
При этом к своим поклонникам группа относилась внятно дистанционно, на поводу никогда не шла. Когда вышла пластинка »Декаданс«, то в музыкальных магазинах, по моему наблюдению, её приобретали в основном молодые и среднего возраста интеллигентные меломаны. »Позорная звезда« и »Опиум« привели в ряды поклонников многие тысячи тинейджеров. Затем последовали »Ураган« и »Чудеса«, смутившие многих фэнов, но привлекшие нонконформистскую аудиторию. Помню фирменное по темпераменту и лексике »паучье«-троицкое: »Последнее время мне дико в кайф «Агата Кристи», хотя раньше я её совсем не переваривал«.
По поводу »Триллера« занятно-показательно высказался Андрей Бухарин в »Rolling Stone«: »Этот альбом, быть может, и полнейшая дичь, но весь фокус в том, что слушать его намного интереснее, чем крепкие профессиональные записи групп типа «Сплин».
Экспериментировать «Агата Кристи» никогда не боялась, «всегда руководствовались своим вкусом и своими эмоциями». Дошло до того, что альбом «Триллер» был записан и выпущен самостоятельно. Да и финальный тур сопровождается лишь локальной прессой и незначительной ротацией.
«Агата Кристи» шла своим путём, параллельным и гламурному шуму, и инерционному движению старой гвардии рокеров. Как заметил близкий группе персонаж: «Агата Кристи» — это не попса и не рок, это — бунтари! « А Глеб Самойлов добавил, что ощущает »одиночество и неприкаянность на отечественной сцене«.
Если большая часть музыкального истеблишмента 90-х — порождение времени и моды: »дайте нам свой «Oasis», наш «Pulp», то у «Агаты», несмотря на назойливые аналогии критиков, главное — серьёзный культурный фундамент, мелодическое чутьё, умение рассказать историю. Облечь сильное, порой даже радикальное, высказывание в эффектную форму. Да и время, циничное и злое, они зацепили по полной.
Несмотря на закрытие проекта, очевидно: творческие погреба музыкантов «Агаты Кристи» ещё полны. Ждём новых проявлений.
1.0x