Авторский блог Редакция Завтра 03:00 17 июня 2009

«МАСКИ-ШОУ» В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ

НОМЕР 25 (813) ОТ 17 ИЮНЯ 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
«МАСКИ-ШОУ» В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ
Имеет ли оно, помимо оккультного, еще и рейдерский подтекст?
Мессир Воланд как-то обронил о москвичах: "Люди как люди. Только квартирный вопрос испортил их". Увы, слова эти оказались поразительно живучими как для самой Москвы, так, в особенности, и для легендарного дома №302-бис по Садовой, ныне всемирно известного памятника истории и культуры русского модерна начала ХХ века.
Вот уже много лет я знаком с коренным москвичом Александром Морозовым, старшим по дому Булгакова, проживающим как раз под "нехорошей квартирой". Когда-то он алтарничал в одном из московских храмов, где я начинал свое священническое служение, а вот теперь возглавляет фонд спасения этого дома и защищает интересы жильцов, в частности, от различных махинаций с квартирами. Основательно поднаторев в юриспруденции (жизнь заставила), не будучи юристом, он вчистую выиграл не один и не два судебных процесса.
В последнее время об А. Морозове наперебой заговорили в прессе и по телевидению. ("Комсомольская правда", "Коммерсант", "METRO", "Известия", 3-й городской канал, RenTV). В основном отовсюду на него обильно выплеснулся стойкий и густой, как клей "Момент", негатив. Подивившись цунамическому всплеску публикаций, я тотчас поехал за разъяснениями в квартиру Морозова, расположенную на третьем этаже дома №10 по Большой Садовой. Как давнего почитателя Михаила Афанасьевича, меня давно волновал вопрос: что происходит сейчас с домом Булгакова и какие духовные протуберанцы его сотрясают? Заселив дом №302-бис нечистой силой, писатель, сам того не ведая, обеспечил дому скандальную известность, а жильцов на долгие годы обрек на беспокойную жизнь — и от агрессивных поклонников Воланда, и от комбинаторов всех мастей, любителей дешевой недвижимости. Старший по дому уже давно ведет с ними неравную борьбу. Так во время войны лейтенант Павлов отстреливался в осажденном доме от многократно превосходившего его по численности противника.
Скажу откровенно: беседу нам сразу же пришлось вести на повышенных тонах. Но только не подумайте, что это из-за недопонимания, нет-нет! Все дело в том, что мы практически не слышали друг друга. За окном во дворе дома стоял невообразимый шум, там, как на дискотеке, что-то гремело, ухало и бахало, слышались пронзительные женские дисканты, раскатистые мужские басы. Вот грянул пушечный залп из петард, от которого в ушах треснули барабанные перепонки. Я выглянул в узкую шахту двора. Там теснилась толпа бурно жестикулирующих людей, преимущественно молодых, мелькали личности в готских одеждах. Расхаживали туда-сюда огнеглазые старики-воланды, вертелись ведьмовидные маргариты-нимфетки, тянули ногу пшеничноусые казачки с генеральскими лампасами. Пахнуло разухабистым духом булгаковского "Варьете", и на мгновение почудилось, что в толпе мелькнул громадный котобес Бегемот с примусом...
Михаил Ходанов, протоиерей, член Союза писателей России, главный редактор журнала "Шестое чувство"
Михаил ХОДАНОВ. Свят, свят, свят, Александр, что всё это значит?
Александр МОРОЗОВ. А это во дворе "справляют" пятилетнюю годовщину КПЦ "Булгаковский Дом" — с душераздирающими воплями и оглушительной музыкой. И так будет до самой ночи, а, может быть, и всю ночь. Дело в том. что в доме Булгакова образовались целых два музея памяти великого писателя. Один из них именуется как "некоммерческое партнерство культурно-просветительский центр "Булгаковский Дом"". Я ассоциативно называю его Булгаковский "Дом-2", или оккультное шоу. Он того стоит. Вот этот самый КПЦ периодически и устраивает во дворе нашего жилого дома весь этот шабаш. Иначе его действия не назовешь. Работать и отдыхать в этой прифронтовой полосе невозможно. Чувствую, что рано или поздно придется в очередной раз вызывать милицию. А что делать?.. Такая вот "культура-мультура" у этого КПЦ, который, кстати сказать, никаким музеем и не является:
М.Х. Как интересно. И почему же?
А.М. А просто существует федеральный закон о музейной деятельности и музейном фонде. По закону музей возникает только при наличии коллекции, зарегистрированной в Министерстве культуры. Проводится экспертиза, подтверждается подлинность коллекции. И только после этого присваивается статус музея. В этом смысле в нашем доме уже есть музей Булгакова — государственный. Его возглавляет госпожа Мариэтта Чудакова. Музей создан в 2008 году на базе коллекции, подаренной городу Москве основателем киевского музея Валентиной Дименко. Музей располагается на четвертом этаже в квартире №50 ("нехорошая квартира") и соседней квартире №41. Ему, конечно, также нужно размещаться не в жилом доме, а где-нибудь в другом, более подобающем месте, но это уже другой вопрос. Никакого другого музея в доме нет и не было. Музей "Булгаковский Дом" — фикция, липа, самозванство.
М.Х. Для чего нужен ваш фонд? Что, дом требовал срочного ремонта?
А.М. Дом не ремонтировали уже лет сорок-пятьдесят. Все сыпалось и валилось прямо на головы жильцов. Люди зимой жили без отопления. В основном деятельность нашего фонда — хозяйственная, связанная с сохранением дома как памятника истории и культуры. Нами были проведены различные ремонтные работы. Изначально в доме проживало около 300 жильцов. В 1996 году после пожара часть жителей расселили, и осталось около ста человек. Пострадал фасадный корпус, погорела крыша, и обслуживание дома прекратилось. В середине 90-х жильцы создали собственную аварийную службу для обеспечения элементарной выживаемости. А потом был создан и фонд спасения дома Булгакова. Там же, на первом этаже, нами был открыт культурный центр, где проводились встречи и выставки, занимались дети, готовилась, в частности, выставка "100-летие Дома Булгакова" — и многие жильцы (а это в основном весьма непростые люди) дарили центру произведения искусства из эпохи Модерн. Однако 24 февраля 2004 года, в разгар борьбы с терроризмом (!), в наш культурный центр ворвалась группа ЧОП "Родон", милиция, и помещение было захвачено. Со всем имуществом, которое нам до сих пор не вернули.
М.Х. За что же такая "родоновая" ванна?
А.М.Это — отголосок общих нездоровых процессов охоты за недвижимостью, уже давно происходящих в знаменитом доме, в котором жили Суриков, Кончаловский, где Есенин познакомился с Айседорой Дункан.
М.Х. Вокруг вашего имени бушует пресса. Вы фигурируете там как самостийный старший по дому, который сам себя назначил. В чем подоплека?
А.М.У нас есть еще одна организация — орган территориального общественного самоуправления "Совет Дома Булгакова". Это местное самоуправление, созданное жителями в 2001 году. В 2002 году оно было официально зарегистрировано, и все жители избрали меня старшим по дому. Есть протоколы, подписи и так далее.
М.Х. Из ваших выступлений в СМИ следует, что жители держат настоящую оборону от желающих приобрести их квартиры?
А.М.Конечно. Жилье дорогое, напор бизнеса — колоссальный!
М.Х. И какие же формы принимал этот напор?
А.М.Меня несколько раз жестоко били, несколько раз избивали жену, угнали машину, резали колеса. Повод? В судах стало известно о махинациях с жильем. Громадные квартиры Булгаковского дома предприимчивые люди оформляли на себя за три копейки! 150-метровые квартиры — за 30 000 долларов. Да за МКАДом комнатенка стоит дороже, вы представляете, какой цинизм! Те, кто занимаются недвижимостью и знают, что к чему, лишь присвистнут.
М.Х. И кто же эти счастливцы, ставшие обладателями дешевой недвижимости?
А.М.Один из них — директор КПЦ "Булгаковский Дом" Николай Голубев. Квартира № 14 была оформлена ему в собственность именно таким образом. То есть по подложным основаниям, о чем имеются неопровержимые доказательства. Сначала в 2004 году он лично участвовал в захвате нашего культурного центра, а затем присвоил все захваченное имущество и открыл свой новый "культурный" центр, так называемый "музей", после чего несколько квартир было захвачено охранниками КПЦ с вырезанием дверей, применением слезоточивого газа и избиениями жильцов. Впоследствии директор КПЦ оформил в собственность на себя и своих приятелей несколько муниципальных квартир в доме по цене в 900 тысяч рублей за квартиру. Документы также подложные, конкурс не объявлялся, ремонт по инвестиционным договорам не проводился, жилые квартиры разрушили и превратили в офисы. Все подтвердилось в суде. Такая вот интересная "в натуре" музейная деятельность.
М.Х. Какие же цели, с вашей точки зрения, преследует упомянутый центр? Имеется ли у него мемориальная коллекция?
А.М.КПЦ везде заявляет о себе, как о музее. Внутри же этого "музея" — зал, столики, барная стойка, официанты, под окнами — летнее кафе. Явно питейное заведение с историческим оформлением и развлекательной программой. Таких в Москве тысячи. На наш соответствующий запрос замминистра потребительского рынка по Москве ответил так: это — общественное питание без разрешения. А за аренду 616 метров КПЦ платит городу всего лишь по 840 рублей за метр в год. Вы только посчитайте, сколько город Москва доплачивает из городской казны за аренду питейного заведения!.. Миллионы рублей в год! А говорят, в России кризис...
Мемориальной коллекции у КПЦ никогда не было. Кто-то рассказывал, что в КПЦ имеются три основных предмета — шприц, скальпель и папочка. Принадлежность первых двух вещей установить невозможно. Папочка же, может быть, была подарена родственниками Булгакова. Остальные вещи — просто антураж той эпохи. Кстати, часть этих вещей была захвачена у нас в 2004 году. Считаю, что директор КПЦ и организовал этот захват, — ведь все захваченное имущество было тотчас передано ему по акту. Несколько лет КПЦ в судах упорно отрицал факт существования этого имущества, а оно в конечном счете у него и обнаружилось. Это — скульптуры, картины, другие произведения искусства. Громадный перечень на внушительную денежную сумму. Прошло целых пять лет судебных разбирательств и четыре круга в арбитражных судах. Сейчас суд принял несколько решений, обязывающих КПЦ имущество вернуть. Они этого никак не ожидали…
М.Х. А гиды и экскурсии у них есть?
А.М.О-о, да! У некоммерческого партнерства — вполне коммерческая деятельность: торговля сувенирами, платные экскурсии, том числе ночные ("музей" закрывается только в час ночи). Однако тексты их гидов — полная, извините, отсебятина. Одна журналистка на форуме газеты "Комсомольская правда" сказала примерно следующее: приходила как-то на Патриаршие пруды группа из КПЦ, и гид, став около памятника Крылову, заявил: "Это мы уберем". Далее экскурсовод разглагольствовал о том, что Аннушка, разлившая масло, оказывается, была "комсомолкой". Каким боком?! Откровенно несут околесицу. Играют на незнающую молодую публику, и кроме всего прочего, "зажигают" ее мистической абракадаброй.
М.Х. Поясните.
А.М.Ведь их тематика — никакое не творчество Михаила Булгакова как таковое, а преимущественно бал сатаны. КПЦ элементарно эксплуатирует нездоровый интерес праздной публики к чертовщине, ведь это так "весело" и "неформально"!.. А два года назад по каналу ДТВ прошла серия передач под общим названием "Территория призраков". Все было отснято в помещениях КПЦ. Что же мы там видим? Вот на экране появляется женское лицо: "Я — ведьма такая-то, делаю то-то". Другой похожий типаж заявляет: "Я — медиум такой-то, делаю то-то". Ну а медиа все списывает на юмор и шутку. Как "мило и невинно"! Поистине дьявольский перевертыш понятий! Видели бы вы их лица! Так можно и об убийстве писать смеясь. А здесь — явный хеллоуинский разгул, это же видно невооруженным глазом. Приходят поклонники не известно кого, забивают собой весь внутренний двор жилого дома, орут, визжат, жгут факелы, оставляют гнусные графитти на стенах, и жильцы всю ночь, а то и еще весь последующий день, ищут пятый угол от невыносимого шума. Разве это не нарушение "музеем" права граждан на отдых и закона о соблюдении тишины после двадцати трех часов?!.. Попутно происходит и расширение недвижимости — методами, о которых я уже упоминал выше.
А насчет некоей духовной подосновы их деятельности… есть одна любопытная деталь. В уставе КПЦ "Булгаковский Дом" прописано, что в случае реорганизации он может быть преобразован в религиозную организацию или объединение. Вы слышите? Объединение! Это что-то уже на уровне целой конфессии! Значит, какие-то тенденции к "духовной" жизни там заложены — ведь нельзя же просто так завтра проснуться и объявить себя религиозной конфессией! Должна быть прелюдия, это же ясно как божий день... Вот она и проявляется в этой мистике. А вообще по повадкам это — явно рейдерская группа. Булгаков для нее — просто ширма, золотая квартирная жила, почему бы ее и не использовать? Потрясти регалиями великого писателя, покричать, что, дескать, мы — музей! И при этом ночью 22 февраля 2008 года выходцы из "музея" учинили во дворе дома пальбу из автоматов! В центре Москвы! Это как назвать?! Демонстрацией "боевой мощи" перед беззащитными жильцами? В общем, компашка еще та…
М.Х. Не так давно на вас было совершено нападение. Когда это произошло?
А.М.В 2006 году, 15 апреля, на Лазареву субботу. Мне проломили во дворе дома голову железной трубой. Однако я чудом выжил, хотя и остался навсегда инвалидом.
М.Х. Прокомментируйте этот случай.
А.М.Тут всё ясно без комментариев — удар был нанесен за мою деятельность по защите прав жильцов дома. Это мое глубочайшее убеждение. Ничего случайного не бывает.
М.Х. Ваши оппоненты утверждают, что это вы распространяете сектантские взгляды и даже возглавляете какую-то секту. А вот еще публикация за 30.04.2009 года в газете "Известия" под названием "Чертовщина живет и даже иногда побеждает", где из содержания как бы напрашивается вывод, что на сегодняшний день вся чертовщина воплощена именно в старшем по дому, то есть в А. Морозове. То он истово борется с ясноглазой передовой молодежью — паломниками в "нехорошую квартиру", то объявляет войну маститому скульптору Рукавишникову, который попытался было установить памятник персонажам романа на Патриарших — Примус с содержимым в виде бесовской свиты мессира. Или возьмем, к примеру, последнюю статью в "Комсомольской правде" за 23.03.09, опять-таки посвященную вам, под названием "Церковный служка разорил музей Булгакова". Ее автор, не стесняясь в выражениях, сравнивает вас с "занозой, торчащей в одном месте", в тексте применительно к вам есть фраза "городской сумасшедший", хотя тут же пишется о том, что вы — "бизнесмен в рясе", который, по контексту, туго знает свое дело. Вы также изображаетесь с окладистой бородой, в сутане (?) и с огромным крестом (?!). Этим самым автор вольно или невольно провоцирует Московскую патриархию занять в отношении вас негативную позицию, ибо такая форма одежды — атрибут только священнослужителей, а раз, мол, в нее наряжается мирянин, то значит, с головой у этого мирянина не все в порядке… Ату его! Смотрите-ка, ваши оппоненты упорно делают акцент на религиозном факторе. Значит, близок он им чем-то, задевает, цепляет… Что скажете?
А.М.Бог им судья. Эти люди не брезгуют ничем — в том числе и клеветой в адрес Церкви, когда Ее чада лживо именуются сектантами. Я, милостью Божией, православный человек. Далее, мы знаем, что говорит Святое Евангелие о тех, кто называет своего брата "рака", то есть сумасшедшим. А те, кто не знают, пусть почитают. Что касается Александра Рукавишникова, то по стечению обстоятельств много лет мы жили в соседних квартирах. Я к нему хорошо отношусь. Он принимал участие в восстановлении храма Христа Спасителя, но с его идеей по преобразованию Патриарших прудов в пантеон памятников персонажам писателя я категорически не согласен. Очень интересным было выступление на эту тему актрисы Аллы Демидовой. Она сказала, что в детстве каталась на Патриарших на коньках, но в обществе Иешуа ей там кататься как-то не по себе. Понятно, что она имела в виду. Плюс — Примус огромной высоты, внутри всевозможная нечисть — кому ж это понравится?! Из Примуса должна была изливаться вода — прямо в пруд. Это — пародия на освящение воды, только нечистью, а из Патриарших прудов эта вода по системе канализации попадет в Москву-реку и так далее. Тонкие моменты…
А теперь отвечаю по существу на ранее поставленные вопросы по поводу "сектанства". С 2004 года я вхожу в инициативную группу по воссозданию храма священномученика Ермолая. Эта церковь находилась в соседнем скверике рядом с домом № 10 и в 30-е годы была безжалостно уничтожена. В ней отслужил свою последнюю службу на Прощенное воскресенье перед арестом причисленный к лику святых патриарх Тихон (Белавин). Там же был крещен известный церковный писатель Сергей Александрович Нилус.
В 2004 году Патриарх Алексий II благословил нашу инициативу, и с тех пор существует православная община этого восстанавливаемого храма, в нее был назначен священник. Каждое воскресенье мы читаем в сквере, на месте разрушенной святыни, акафист патриарху Гермогену (храм в 1610 году был возведен им), и после этого идем во внутренний двор дома Булгакова и там читаем молитву Кресту. Иногда люди собираются на молитву и в другие дни — особенно, когда хеллоуинские настроения поклонников Воланда во дворе Булгаковского дома уже явно зашкаливают. Представьте себе, что только в языческий праздник Янки Купала во дворе жилого дома набивается до тысячи орущих и ревущих человек!.. Ряженые, в цепях, в черном, с хвостами, с клыками! А потом вся эта неистовая публика с гиканьем несется на Патриаршие пруды!.. Вот уж воистину странный "музей". Генератор буйных массовых сходок! И вот здесь-то в духовном плане как раз все далеко небезобидно.
В наших же молитвах ничего противозаконного нет. Мы никому не мешаем — ни людям, ни транспорту, не являемся демонстрацией. Несколько человек во дворе дома читают дозволенную мирянам молитву — Честному и Животворящему Кресту. Это наше религиозное право, гарантированное Конституцией России. Иногда священник, поставленный от Патриархии в нашу общину, совершает молебны на месте разрушенного храма. Так что тут все очень просто и прозрачно. И никакой "сутаны" я не ношу. Точнее, рясы. Не говоря уже о наперсном кресте. Все это — дурные плоды заказного воображения некоторых журналистов. Поем мы тихо, ведем себя скромно, всё — в рамках сугубо православной традиции, сформированной веками. Такие инициативы рядовых мирян приветствуются священноначалием Русской православной церкви. Святейший Патриарх Кирилл сегодня активно призывает всех верующих смелее выходить за церковную ограду и нести христианскую миссию в гущу современного мира.
Чем, собственно, мы и занимаемся, вопреки всей разгулявшейся дворовой бесовщине.

1.0x