Авторский блог Редакция Завтра 03:00 25 ноября 2008

ОПЕРАЦИЯ «МАРЖИН КОЛЛ»

НОМЕР 48 (784) ОТ 26 НОЯБРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Юрий Бялый
ОПЕРАЦИЯ «МАРЖИН КОЛЛ»

Несколько дней назад и президент Медведев, и премьер Путин признали, что в России, как и во всем мире, экономический кризис. А чуть раньше саммит (уже не "восьмерки", а "двадцатки") в Вашингтоне заявил, что "мировая финансовая система требует реформирования", но заодно подтвердил "принципы свободной торговли и открытых рынков".
Правда, о том, как понимать и использовать эти принципы, а также как реформировать, договориться не удалось. А кризис набирает обороты, захватывая очередные сегменты мировой и национальных экономик. И все — с возмущением или надеждой — оглядываются на Америку. Понимая, что очаг пожара именно там, но не зная, погаснет ли он (и если погаснет, то когда) или же полыхнет еще страшнее.
Но в самой Америке тоже еще не решили, тушить пожар или не тушить, а если тушить, то когда и как. В этом и состоит на сегодня главное содержание кризиса.
Давней проблемой США было поддержание устойчивого экономического роста в условиях, когда реальное производство товаров в стране сокращается, а экспорт "интеллектуальных" услуг и товаров необходимых финансовых поступлений не дает. Основным механизмом решения проблемы стало обеспечение расширенного внутреннего спроса и потребления за счет накачки экономики общедоступными кредитными деньгами.
Деньги эти должен был давать преимущественно внешний финансовый рынок в виде явного и скрытого кредитования Америки. А основным принципом, гарантирующим бесперебойное поступление таких "чужих денег", стала уверенность всего мира в том, что США являются самой надежной (а в условиях кризисов — просто единственной) "тихой гаванью" для свободных капиталов. И потому, что Америка "самая сильная", и потому, что доллар — неотменяемый "фундамент" мировой финансовой системы.
Для поддержания убежденности мира в справедливости этих постулатов использовался, прежде всего, механизм создания военных и экономических кризисов у других. Наиболее наглядный "военный" пример — развал Югославии и войны на Балканах, которые надолго поставили под сомнение Европу как альтернативный валютный центр и евро как альтернативную "мировую валюту". Наиболее наглядный "экономический" пример — мировой кризис 1997-1999 годов, когда "домино" обвала большинства мировых бирж было спровоцировано резким (и явно согласованным!) бегством американских денег с валютных и фондовых рынков ряда азиатских стран.
Однако для бесперебойной работы этого американского "кредитного насоса" требовалось две вещи. Во-первых, расширение "масштабов дойки", то есть круга стран, которые в нее вовлечены. И, во-вторых, обеспечение максимально свободных мировых перетоков капитала. Именно для решения первой задачи США так настойчиво добивались развала СССР и перехода постсоветских государств, включая Россию, "на рельсы современной рыночной экономики". И именно для решения второй задачи США так настойчиво "продавливали" (и путем формирования "научного экономического мейнстрима", и через международные организации вроде МВФ и ВТО) те самые идеи "свободной торговли и открытых рынков", верность которым провозгласил саммит "двадцатки" в Вашингтоне.
А на полученные таким образом чужие деньги США и американский бизнес и "подкармливали" собственных потребителей, и финансировали научно-технологические программы, и вели войны, и… и еще обильно кредитовали другие страны, а также банки и корпорации в этих странах. Спросите, зачем? Конечно, затем, чтобы заработать проценты за кредит, чтобы построить в других странах свои предприятия и получать от них прибыль. Но еще затем, чтобы в будущем кризисе предъявить счет и получить главный приз.
Делается это так. Допустим, некая корпорация берет кредит у американского банка. Однако кредит дается под залог какой-либо собственности этой корпорации, чаще всего — акций. И в момент получения кредита, допустим, в миллиард долларов, корпорация отдает в залог часть своих акций, которая в этот момент на бирже стоит полтора миллиарда долларов. А когда возвращает кредит с оговоренными процентами — получает свои акции обратно.
Но это если нет кризиса. А если наступает кризис, то корпорация нередко не может вернуть долг в срок. А еще при кризисе биржевая стоимость ее акций обрушивается, и оказывается, что заложенный за кредит акционерный пакет стоит на бирже уже не полтора миллиарда, а всего, например, полмиллиарда. И тогда наступает время этого самого "маржин колл". То есть, банк-кредитор требует либо срочно вернуть кредит, либо внести в его залог еще "два раза по столько" акций корпорации, либо дополнить заложенные акции деньгами. А поскольку корпорация это, как правило, сделать не может (ведь кризис!), то банк-кредитор становится хозяином заложенных акций. И частичным или полным контролером этой самой корпорации в чужой стране!
Так расплачиваются за описанную кредитную игру корпорации. А государства, не способные в кризисе вернуть кредиты, расплачиваются иначе. Например, крупными политическими и торговыми уступками, допуском капитала США в стратегические и наиболее прибыльные отрасли своего хозяйства и т.д.
Именно этот механизм "сработал" во время упомянутого экономического кризиса конца ХХ века, позволив американскому капиталу гораздо глубже проникнуть в финансовые и хозяйственные системы Южной Кореи, Тайваня, Мексики и многих других стран, включая Казахстан и Россию. И именно этот механизм начинает срабатывать в ходе нынешнего кризиса, вынуждая наше правительство форсированно "сливать" золотовалютные резервы на спасение от "маржин колл" российских банков и компаний, набравших под залог акций безумные кредиты на Западе.
А поскольку этот механизм уже давно освоили не только американские, но и другие (в том числе, европейские) финансисты, то сейчас они думают о том, пора ли в полную силу бороться с кризисом, или же стоит еще подождать до момента, когда будет сняты все "сливки" по "маржин колл". И, в том числе, поэтому подтверждена приверженность "открытым рынкам" на саммите в Вашингтоне.
Однако как на том же саммите, так и ранее многие мировые "партнеры" по этой игре высказывали в адрес США очень резкие обвинения. И не только потому, что в кризисе рушатся их корпорации и их экономики, но и потому, что поняли, как именно их в данном случае "надули и ограбили" американцы.
Дело в том, что политика описанного выше "доильного" кредитования США и американского потребителя имела один существенный изъян. Большая часть "чужих" денег, приходящих в Америку в качестве вложений в доллары, казначейские обязательства США или вторичные ценные бумаги (деривативы) вроде фьючерсов, опционов и т.п., была чисто спекулятивной. То есть, могла в любой момент "убежать" на другой рынок, показавшийся более прибыльным. Нужен был надежный источник "длинных" кредитных денег. А самые "длинные" деньги (со сроками погашения от 10 до 20 лет) обращаются в ипотечном (жилищном) кредитовании.
Туда и направили свое внимание в конце 80-х годов американские экономисты (и будущие нобелевские лауреаты за теории экономических рисков) Гарри Марковиц, Майрон Скоулз и Роберт Мертон. Они построили математические модели рисков, доказывающие, что при "правильном смешении" ипотечных закладных высокой и низкой степени надежности (ведь какая-то часть заемщиков не расплатится за ипотеку) и выпуске на основе этого смешения вторичных (деривативных) ипотечных облигаций — надежность таких облигаций высока.
На основе этих моделей крупнейшие американские рейтинговые агентства "Мудиз" "Фитч", "Стандард энд Пурз" пересмотрели свои методы оценки рисков и начали присваивать ипотечным деривативам высший рейтинг надежности ААА. А затем на основе вторичных облигаций с таким рейтингом пошел выпуск третичных и т.д. ипотечных деривативов. И эти облигации охотно покупали — ведь высший рейтинг! — банки и корпорации как в США, так и в очень многих других странах мира. И выдавали под них все новые и новые кредиты.
У истоков ипотечных "кредитных рек" стояли многолетний глава Федерального резерва США Алан Гринспен, горячо поддержавший эту идею, и крупнейшие инвестиционные банки США, которые, в отличие от обычных коммерческих банков, специализировались на биржевой игре на рынке ценных бумаг. А после 1999 года в США по настоянию того же Гринспена был отменен принятый еще при Рузвельте антикризисный закон Гласса-Стигала, разделявший банки США на инвестиционные и коммерческие и запрещавший коммерческим банкам игру на бирже. И тогда "ипотечная деривативная лихорадка" приобрела особо крупные масштабы и начала "заваливать" США и всю планету кредитными деньгами. По оценкам американских экономистов, в мире с начала XXI века выпущено деривативов на 540 триллионов долларов, а годовой оборот этого рынка превысил 60 триллионов долларов. И очень существенную роль в наращивании "деривативной пирамиды" сыграли именно ипотечные облигации.
А потом внезапно (?) выяснилось, что это именно "пирамида", и что большинство вторичных и так далее ипотечных облигаций ничего не стоит. И выяснилось, что "нобелевские" авторы ипотечной идеи входили в советы директоров крупнейших инвестбанков, а инвестбанки "спонсировали" рейтинговые агентства. И посыпались очень грубые обвинения в адрес Гринспена и Федеральной комиссии по ценным бумагам и рынкам, которая "прозевала" подступающую катастрофу.
А заодно "посыпались" и были фактически национализированы крупнейшие ипотечные ("Фэнни Мэй" и "Фредди Мэк") и страховые ("Американ Интернешнл групп") компании США. И обрушились крупнейшие инвестбанки "Биар Стерн", "Леман Бразерс" и "Меррилл Линч". На сегодняшний день из американской "Большой пятерки" инвестбанков остались только два: "Голдман Сакс" и "Джи Пи Морган Чейз". Причем оба (особенно "Голдман") также "обвалились" в кризисе и срочно попросились из инвестиционных банков в обычные коммерческие. То есть, под надзор регулирующих госорганов и право получать от правительства финансовую помощь.
Американские эксперты считают, что такой "обвал" инвестбанков не случаен, что это — "наказание заигравшихся банков" транснациональным финансовым сообществом, которое терпит в кризисе гигантские потери. И объясняют, почему не наказаны рейтинговые агентства. Ведь они генеральный инструмент Уолл-Стрит и правительства США в управлении мировой экономикой. Технологии присвоения рейтингов — секретные "ноу-хау", и тем, кто недоволен рейтингом, будь то страна или корпорация, апеллировать некуда. А альтернативных инструментов управления мировыми финансами нет.
Пока же мировые аналитики гадают, кто выиграл в кризисе: кто собирал основные "урожаи" в деривативной пирамиде, и кто получит главные призы от "маржин колл". А еще считают американские долги и думают о том, что с ними будет.
И эта проблема касается вовсе не только Америки. При годовом ВВП США около 16 триллионов долларов совокупный долг Америки зашкалил за 53 триллиона, причем из них около 15 триллионов — внешний долг государства, штатов и корпораций. Расплатиться по этим долгам в обозримой перспективе ни возможностей, ни шансов нет. И главный вопрос, который решается в США, — о том, можно ли с ними еще сколько-то времени "погодить", а если уже нельзя, то кто, как и с какими издержками будет их "списывать".
Конечно, начинать "списывать" никому не хочется. Прежде всего потому, что у США почти 40 триллионов долларов внутреннего долга домохозяйств, штатов и корпораций, которые просто так не исчезнут. Возникли эти долги в ходе описанной выше "подкормки" Америки внешними кредиторами, при которой США производят около 20% мирового ВВП, а потребляют почти 40% мирового ВВП. И даже не "отдать" эти долги, а просто остановить их наращивание можно единственным способом: вдвое сократить потребление "среднего американца". А это сулит такие психологические, социальные и политические потрясения, что никому мало не покажется.
Значит, очень хочется "погодить" и как можно дольше продлить "мировую кредитную дойку". Описанные выше инструменты для этого — пока худо-бедно работают. Спровоцированная США война Грузии на Кавказе, плюс кризис — вызвали очередной приток мировых спекулятивных денег в доллар и казначейские облигации США. Но… уже звучат первые и очень неприятные для такой стратегии "звоночки".
Минфин США проводит под "антикризисные меры" (план Полсона и т.д.) выпуск казначейских обязательств на полтора триллиона долларов. И эти бумаги кто-то (понятно, что не в Америке) должен купить. Спекулянты покупают, но мало. До сих пор "много и надолго" покупали в основном государства, размещая их в своих золотовалютных резервах. А теперь — ведь кризис и рост недоверия к США — покупать не торопятся. Более того, и Япония, и Китай казначейские обязательства США начинают продавать. Плюс Китай объявил, что за два года "вольет" в свое внутреннее хозяйство почти 600 миллиардов долларов. То есть, дал понять, что на его поддержку США очередными порциями кредитов слишком рассчитывать не стоит.
Чтобы продлить "дойку", США надо наращивать кризисы "у других" — тогда деньги в Америку побегут веселее. А раз экономический кризис как инструмент нужного результата не дает, надо устраивать кризисы военные, и покрупнее. И очень похоже на то, что американская "раскачка" ситуации в Закавказье, Украине, Иране и Пакистане — своего рода "пробы пера" по переводу глобальной ситуации в военно-конфликтный режим. Может, американской элите это делать очень не хочется, а куда деваться? Ведь пока никто не рискует предложить американцам, грубо говоря, "втрое затянуть пояса". Тогда надо объяснять, почему и, главное, кто виноват. И не факт, что поймут и не восстанут.
А когда все-таки не восстанут? Только в условиях действительно глобального военного кризиса, жизненно угрожающего США. Только такой кризис позволит политически и идеологически мобилизовать на отпор большинство населения и "перевернуть потребительскую Америку". А заодно создать нужную систему государственного регулирования совсем уж "либерально разболтавшейся" экономики… А заодно избавить Америку от технологически устаревших производств и дать толчок форсированному развитию новых технологий и технологических кластеров. Короче, фундаментально обновиться и снова занять место мирового научно-технологического, экономического, военного и т.д. лидера.
Но нужный для этого массовый настрой в США "пиаром" не создашь. И "иранской (или даже китайской) угрозы" для него мало. Вот если создать "русскую угрозу"… сотни ракет… тысячи боеголовок… тогда поверят. Однако ее еще попробуй создай, если Россия категорически не хочет… И даже на Кавказе Тбилиси не стала занимать, вернула войска к границам Южной Осетии…
А потому пока США и другие страны, подключившиеся к "мировой кредитной дойке", стараются решать свои (и чужие) проблемы в старом привычном режиме. Надеясь, что "пронесет", и до применения радикальных методов не дойдет.
Что в этих условиях ожидает Россию?
Кризис только набирает обороты, а у наших банков и корпораций внешних долгов за 500 млрд. долларов. Восстановить кредитование реального сектора ("пробить тромбы от банков к предприятиям"), дать ему возможность производить, продавать продукцию и аккумулировать средства для возврата долгов — пока не удается.
Снижение цен на наши главные экспортные товары — энергоносители и сырье — не позволяет надеяться ни на крупные валютные прибыли корпораций, ни на "щедрое" наполнение бюджета. А нарастающие в кризисе социальные проблемы (включая проблему безработицы, которая встанет во весь рост в результате уже начавшейся остановки предприятий) уже одним только худеющим бюджетом не решить. Значит, нужно будет все глубже залезать в ту же общую "тумбочку" валютных резервов, из которой приходится "подкармливать" банки и корпорации. А из каких денег тогда финансировать заявленные программы развития?
Значит, всем нам предстоит очень болезненно платить по счетам бездумного вхождения России в эти самые "свободные рынки и открытую экономику". И надеяться, что до совсем радикальных методов спасения Америки от кризиса дело не дойдет.
Операция "маржин колл", господа и товарищи…
1.0x