Авторский блог Редакция Завтра 03:00 17 июня 2008

БЫТЬ ФОРПОСТОМ ДОБРА

НОМЕР 25 (761) ОТ 18 ИЮНЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
БЫТЬ ФОРПОСТОМ ДОБРА
Интервью с Фамилом Джафаровым, председателем религиозной организации мусульман-шиитов города Москвы Председатель Исламского теологического центра мусульман-шиитов Фамил Джафаров и председатель Государственного Совета Целесообразности ИРИ Али-Акбар Хашеми Рафсанджани. После конференции "Недели Единства", 2004 г.
"ЗАВТРА". Уважаемый Фамил Куламович, для большинства наших читателей принципиальная разница между различными течениями ислама, между шиитами и суннитами не ясна. Многие, уверен, воспринимают шиизм как нечто радикальное, с возбужденными уличными толпами, со стрельбой из "Калашникова", с чадрой для женщин, с религиозными фанатиками. Что же собой представляет ваша община? Это какая-то религиозная секта исламистов, подполье для будущих фанатиков и боевиков?
Фамил Джафаров.Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! В исламском мире действительно существуют разные направления. И сунниты, и шииты одинаково считаются мусульманами, хотя последних — меньшинство, около 15% от числа всех мусульман в мире. Подобное разделение возникло еще на заре ислама, в 7 веке от Р.Х., и связано оно с серьезными расхождениями в вопросах веры, передачи религиозной традиции. Таким образом, шиизм — никакая не секта, а полноправное, признанное направление в исламе, получившее свою основу от самого основателя ислама Пророка Мухаммеда (с), и объединяющее целый ряд течений.
Считается, что в России проживает около 20 млн. мусульман. И, точно так же, как и в мире, они и в России делятся на суннитов и шиитов. Последних в России — порядка трех миллионов человек. Исторически это большие группы населения в Дагестане и в Поволжье, а также большинство народностей Азербайджана, осевших в России в советское и постсоветское время.
Три миллиона — это много, согласитесь. Нельзя оставлять этих людей без внимания. Понятно, что кто-то должен заниматься их вопросами. Но, к сожалению, ни официальные круги, ни общественные организации практически никак не взаимодействуют с ними. У нас существует Центральное Духовное управление мусульман России, есть Совет муфтиев, которые должны по идее представлять интересы всех мусульман страны. Однако эти структуры наполнены верующими суннитского направления, которые не спешат сотрудничать с шиитами, своими братьями по вере. Поэтому нами была создана независимая религиозная организация мусульман-шиитов.
Нельзя сказать, что противостояние между суннитами и шиитами, которое мы испокон веков наблюдаем на Ближнем Востоке, продолжается и здесь, в России. В России суннитские муфтии не занимаются проблемами шиитов не оттого, что строят против них козни, а потому лишь, что они попросту не разбираются в шиитской традиции.
"ЗАВТРА". Но что это значит: "представлять интересы шиитов"? Так ли уж это важно для верующего человека?
Ф.Д. В чем суть религии? В том, чтобы воспитывать людей, чтобы люди были добрыми и соблюдали самый лучший образ жизни. Чтобы они не стали вредными для общества. Люди сами хотят этого. Они хотят знать свою религию. Хотят учиться, знать традиции предков, соблюдать свое традиционное вероисповедание. Кто-то ведь должен им это объяснять, научить читать Коран по-арабски, правильно истолковывать им законы шариата. Для этого шиитам нужны шиитские же ученые, толкователи Корана, знатоки хадисов. Суннитский муфтий идеологически не в состоянии пояснить требования шиизма. Неплохо было бы, чтобы в местах где компактного проживания шиитов, в мечетях были имам-хатибы шииты — тогда бы шииты, приходя в мечеть, могли бы находить ответы на волнующие их вопросы, постигать мудрость Аллаха и учиться быть богобоязненными.
Все это означает, что шиитам нужны свои учебные заведения, центры, мечети. Нужны свои кадры, чтобы не было чужих миссионеров. Нужна помощь от государства — не за границу же бегать за помощью, верно?
"ЗАВТРА". Российское общество в последнее время взбудоражено и напугано наступлением "воинствующего" ислама. Прежде всего это связано с терроризмом и взрывами домов, с событиями на Северном Кавказе, с возгласом "Аллаху акбар!" из уст не только богобоязненных старцев, но и чеченских боевиков. Есть ваххабизм, есть огромные потоки средств, которые направлялись из Турции или с Ближнего Востока на продвижение своих интересов в России. С другой стороны, иногда кажется, что выходцев из мусульманских республик СНГ в крупных русских городах проживает больше, чем самих москвичей. Есть серьезнейшая проблема этнической преступности. Не кажется ли вам, что на этом фоне ваши устремления, с открытием шиитских школ и мечетей, будут восприняты в России неоднозначно?
Ф.Д. Давайте отделим зерна от плевел. Никто не может сказать, что шииты когда-либо создавали проблемы для России, для ее государственности и интересов. Шиитов вообще очень сложно использовать в корыстных целях кому бы то ни было. Потому что у шиитов, так уж сложилась непрерываемая традиция, всегда были свои достойные лидеры-ученые, муджтахиды. Они направляют своих последователей на верный путь. Поэтому ни в одном террористическом акте, случившемся в Российской Федерации, не было замешано ни одного шиита.
В чем суть проблемы, связанной с тем же ваххабизмом? Приходят иностранные миссионеры, по-своему толкуют ислам, морочат людям голову и направляют их на свой, неисламский путь. Так это часто происходит, например, на Северном Кавказе. Это происходит оттого, что люди неграмотные, они не знают традицию. Их поэтому нужно обучать здесь, в России. И российскими же религиозными учеными, а не экспортными витиями из других стран.
Людьми надо заниматься, поймите, иначе ими займутся другие, просто нечистоплотные люди или откровенные враги. Вы говорите про Москву. Да, по некоторым оценкам, одних только шиитов в Москве проживает около миллиона человек. И у государства, у общества есть три варианта. Либо всех их в одночасье выгнать, но это невозможно, да и потом, сотни тысяч из них уже являются гражданами России, куда их выгонишь? Либо оставить их вариться в собственном соку и ждать, когда их умами завладеет кто-то другой. Либо начать заниматься этими людьми, говорить с ними, выслушивать их проблемы, воспитывать их и наставлять на истинный путь.
"ЗАВТРА". Шиизм в мире ассоциируется в первую очередь с Ираном. Иран сегодня — ведущая держава региона. Это страна, которая в глазах огромных масс людей является идеологическим центром сопротивления западной экспансии, американскому нашествию. В Ираке именно шииты Муктады-ас-Садра составляют сегодня костяк антиамериканского вооруженного сопротивления. Ливанская "Хизбалла" — это тоже шииты. Чувствуете ли вы духовное родство с этими героями?
Ф.Д. Иран как шиитское государство противостоит злу, сатанизму. Даже немусульмане ценят это. Все, кто любит свободу, кто не желает становиться рабом американского империализма, уважают эту стойкость шиитов. Аятолла Хомейни стал лидером для множества людей в мире, которые любят правду и ненавидят зло и его путь сегодня с таким же мужеством продолжает аятолла Хаменеи. И мы, конечно же, гордимся этими людьми. Практика показывает что на сегодняшний день, между Россией и шиитскими странами нет никаких противоречий, а наоборот, по многим вопросам интересы у них совпадают.
В России очень многие граждане также испытывают теплые чувства к Ирану. Потому что они понимают: Россия сама должна стать центром сопротивления злу в мире, быть форпостом добра.
"ЗАВТРА". Как развивается ваша организация? Расскажите о своем пути.
Ф.Д. Сам я родился в 1968 году в селе на юге Азербайджана, служил в армии, закончил Технический университет в Баку, стал инженером. После распада СССР я принял российское гражданство и переехал жить в Москву.
В десять лет у меня умер отец, и уже тогда я почувствовал нужду в религии. С этого возраста я стал изучать Коран. Приходилось делать это скрытно, но помогало то, что меня окружали очень религиозные люди. Я хотел постигать ислам на высшем уровне и в 1995 году на восемь лет уехал в Иран, в город Кум, учиться в медресе имени имама Хомейни — ведь кроме Ирана, учиться шиизму пока негде. В 2004 году я вернулся в Россию.
В том же году мы с другими верующими создали Исламский теологический центр мусульман-шиитов, который занимается просветительской деятельностью, выпускает газету "Иман" и ведет сайт www.al-shia.ru. Сегодня у нас есть и своя московская религиозная организация мусульман-шиитов. Это независимая религиозная община, и по закону мы можем уже строить мечеть. К нам приходит множество людей, с которыми мы проводим занятия по джафаритскому мазхабу — шиитскому вероучению.
В Москве и России есть, разумеется, и другие ученые, занимающиеся просвещением в разных местах, в мечетях. Но фактически лишь наша организация является самостоятельной и официально зарегистриро- ванной. И мы хотели бы объединить вокруг себя всех шиитов Москвы.
Это наша ответственность перед Богом — обучать других.
1.0x