Авторский блог Георгий Судовцев 03:00 19 февраля 2008

ЗАЛПЫ ВХОЛОСТУЮ

НОМЕР 8 (744) ОТ 20 ФЕВРАЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Георгий Судовцев
ЗАЛПЫ ВХОЛОСТУЮ
На этот раз антиармейские стереотипы не сработали
В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА среди множества лозунгов, придуманных для наглядной агитации, был и такой: "Народ и армия — едины!"
Может быть, не слишком оригинальный, зато верный и по сути, и по форме своей. Наполеон, помнится, сходные мысли выражал с французским изяществом, но тоже по делу: "Народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую". И не знал поражений, пока не столкнулся с двумя народами, которые не просто кормили свою армию, а были едины с ней: в Испании и в России.
Почти через 120 лет другой претендент на мировое господство, фюрер Третьего рейха Адольф Гитлер, тоже был наголову разбит в Великой Отечественной войне, когда тыл и фронт нашей страны превратились в неразрывное целое, обеспечив Победу 1945 года. Имея куда меньший социально-экономический потенциал, чем подчиненная нацистами континентальная Европа, Советский Союз только за счет единства своей армии и своего народа выстоял под страшными ударами вермахта и его союзников, а затем нанес агрессорам поражение.
Когда совершался развал СССР, крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века, его организаторы особое внимание уделяли тому, чтобы вбить клин между народом и армией, изолировать их друг от друга, а затем и противопоставить друг другу. В ход шло что угодно: от проблем "дедовщины" и Афганистана до посадки Матиаса Руста на Красной площади и "саперных лопаток" в Тбилиси.
НЕДРУГИ НАШЕЙ СТРАНЫ во многом добились своего. В результате многолетних усилий они сформировали и продолжают формировать негативный образ современной Российской армии: прогнившей сверху донизу, неспособной защитить Отечество в случае войны и представляющей опасность для граждан в мирное время, с насквозь коррумпированным офицерским составом и служащими в нечеловеческих условиях солдатами, готовыми убивать друг друга и едва ли не всех окружающих.
До сих пор любой случай, подтверждающий этот негативный образ, мгновенно тиражируется либеральными газетами, в телепрограммах, по радио, в интернете и так далее. Тут даже есть своего рода разделение труда. Можно назвать, в частности, весьма известное и авторитетное в недалеком прошлом движение "солдатских матерей", которое щедро финансировалось зарубежными источниками (в частности, только от Лондонской школы экономики и политических исследований ими в 2006 году был получен грант в миллион евро сроком на 3 года), взамен предоставляя через сеть своих филиалов нужные "информационные поводы".
Конечно, если не всё ладно в стране (а у нас по-прежнему, несмотря на некоторые сдвиги к лучшему, далеко не всё ладно), армия просто не может быть идеальной. Но порой и наши власть предержащие пытаются сыграть на негативном образе собственной армии — вместо того, чтобы реально заниматься решением ее проблем.
СТРАННАЯ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД история произошла недавно в одном из самых благополучных регионов России, в Белгородской области.
Сначала в местном выпуске "Московского комсомольца" ("МК" в Белгороде", 03-10 октября 2007 года) на "рекламной" полосе появилась критическая статья Валерия Чуева "Повестка… строить и жить помогает", в которой рассказывалось о том, как военный комиссар города Старый Оскол полковник Олег Корчагин занимается незаконными махинациями, направляя вызванных для военного обучения специалистов-строителей вместо занятий на ремонт школ, а вырученные деньги — миллионы рублей — направляя в зарегистрированную на фамилию матери коммерческую фирму. Было указано и место преступления — средняя школа № 31. "Уголовное дело налицо" констатировал автор статьи. Материал был срочно перепечатан в местной газете "Бизнес-центр", и для его "героя" начались тяжелые времена.
Сначала полковнику Корчагину было вынесено предупреждение о неполном служебном соответствии, затем — строгий выговор, а в конце концов, приказом министра обороны РФ А.Сердюкова от 05 декабря 2007 года — досрочное увольнение с военной службы.
Оказывается, вот так жестко борются в нашей армии с недобросовестными офицерами, вот так очищают свои ряды!
Правда, сам Олег Корчагин с таким решением не согласился и подал на министра обороны в суд. В иске содержалось указание на неправомерность увольнения и предшествующих ему дисциплинарных взысканий, а также требование восстановить офицера в занимаемой должности.
"Я НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ С 1978 ГОДА, закончил Харьковское танковое училище, прошел Афганистан, служил в Германии, оттуда нас в 1992 году буквально выбросили в чистое поле, на полигон Широкий Лан в Николаевской области Украины. Там началась независимость, от нас потребовали принести присягу — я на это не пошел, потому что присягу второй раз не дают. Слава Богу, по рапорту удалось перевестись в 1993 году домой, в Белгородскую область, начал работать в системе военного комиссариата. Пока служил в строевых частях, отношение к этой работе было предвзятое: думал, туда отправляют тех, кто служить не может. А на деле работа оказалась очень сложная и нужная — ведь военный комиссариат, по сути, это мост между армией и обществом. Он готовит призывников, ведет работу по мобилизационному плану на случай серьезной войны, помогает ребятам, вернувшимся из армии, офицерам запаса, ветеранам. Это настоящая корневая система нашей армии. Достаточно сказать, что мы каждый год направляем 15-20 человек после армии служить по контракту, проводим военно-спортивные и военно-патриотические мероприятия.
Я только через год работы стал понимать, что к чему. Постепенно прошел через все ступеньки системы, в Старый Оскол был назначен в октябре 2005 года. Наш военкомат стабильно занимал первое место по области", — рассказывает Олег Корчагин.
31 ЯНВАРЯ 2008 ГОДА Воронежский гарнизонный военный суд, рассмотрев обстоятельства дела, полностью удовлетворил иск полковника Корчагина и восстановил его в занимаемой должности. Согласно этому решению соответствующие приказы министра обороны РФ об увольнении офицера признаны незаконными и недействующими с момента издания.
Ситуация на деле оказывается самой простой и жизненной: директор Старооскольской средней школы № 31 Галина Королёва из-за отсутствия денег не успевала закончить ремонт к началу учебного года, стучалась во все двери — направила письмо с просьбой о помощи и военному комиссару города. Тот обратился к гражданам, привлеченным для занятий в горвоенкомате по линии аппарата усиления. Пять специалистов-строителей, не будучи подчиненными военкома, на добровольной основе согласились помочь и работали в школе вместо занятий на протяжении нескольких дней. Никакой личной выгоды от этого — надо признать, всё-таки несомненного — нарушения правил военный комиссар не получил. И больше ничего, никаких хитроумных коммерческих схем с получением миллионов бюджетных и спонсорских рублей. Короче, из мухи раздули слона.
НО, ЕСЛИ МУХУ РАЗДУВАЮТ — значит, это кому-нибудь нужно? Посмотрев на упомянутую выше статью "МК" в Белгороде" — статью, надо сказать, весьма профессионально сделанную — нельзя не отметить, что из общего повествования выделяются два момента. Первый: "Военные комиссары назначаются в муниципалии приказом Министерства обороны. Губернаторы и главы районов лишь знакомятся с назначенцами, но повлиять на их деятельность не могут". Интересно, а кому надо, чтобы было по-другому? Разве что самим местным властям — ведь им так удобно иметь во главе территориальных силовых структур: милиции, армии, ФСБ, — полностью "своих" людей. Хотя для государства в целом такое "местничество" оказывается чревато весьма неприятными последствиями. Отсюда можно заключить, что назначение полковника Олега Корчагина военным комиссаром не слишком порадовало руководство Старого Оскола. Собственно, для главы городской администрации Николая Петровича Шевченко он был и оставался не "своим", а "чужим".
И второй: "Олег Витальевич места старооскольского комиссара и ждал, и жаждал". Вот так, прямо в душу офицеру заглянул неизвестный автор "МК" в Белгороде", скрывшийся под псевдонимом Валерий Чуев. Скорее, и ждали, и жаждали этого места не только и не даже столько полковник Корчагин, сколько совсем другие люди, стоящие у власти и в непосредственной близости к ней. Но — не получилось. А уж когда этот "чужой" стал покушаться на "своих" — например, на охранников местного гольф-клуба Фефелова Е.В., 1984 года рождения, и Филиппенко Е.К., 1983 года рождения, пытаясь призвать их, не имеющих никаких прав на законную отсрочку, в ряды Российской армии, это переполнило чашу руководящего терпения. Кстати, не секрет, что этот гольф-клуб, единственный в городе, принадлежит одному из ближайших друзей и деловых партнеров Шевченко, сыгравшему центральную роль в "раскручивании" всего дела против военкома. Да что там гольф-клуб! Последние два-три года он фактически руководил вторым по величине и значению городом Белогорья. Об этом в Старом Осколе не знает только ленивый. Им же финансируется и упомянутая выше газета "Бизнес-Центр". Не будем называть здесь его имя-фамилию, заметим только, что в беседе с комиссией из инспекции Министерства обороны этот "всесильный" и далеко не бедный человек пообещал "проплатить всю прессу, но убрать Корчагина". Что ж, у нас рыночные отношения, многое, почти всё, продается и покупается, в том числе и пресса. Но раздавать вот такие обещания вслух всё-таки не слишком осмотрительно с чьей бы то ни было стороны. Потому что в этом деле очень трудно остановиться: там прессу подкупили, там нужного чиновника, там депутата, а там, глядишь, и до аппарата Министерства можно дорасти… Кто-то ведь там подготовил и положил на стол министра "нужные" бумаги, ставшие приказами... Даже не посчитавшись с тем, что напрямую нарушает закон (на военнослужащих 21-го тарифного разряда и выше не может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения). А ведь коррупцию президент Путин не зря назвал недавно самой большой проблемой российской власти.
И ЕСЛИ БЫ 73-летнего Шевченко, "патриарха муниципального корпуса Белогорья", губернатор области Евгений Савченко не отправил в отставку (оформленную как уход по состоянию здоровья), "неудобный" старооскольскому мэру и его окружению военком сейчас, наверное, не имел бы уже никакого отношения к армии. А ведь давили его на одном-единственном "проколе" со школой (никаких других, кстати, его недоброжелателям обнаружить не удалось), попросту сыграв на стереотипе общественного сознания: раз солдаты генералам повсеместно строят дачи, то почему бы и полковнику не попользоваться дармовой рабочей силой? Подобным вещам просто ВЕРЯТ, в их реальности НЕ СОМНЕВАЮТСЯ — как не сомневались в саперных лопатках, рубивших тбилисских демонстрантов, или в том, что вся могучая советская ПВО не уследила за одномоторной "Сессной" Матиаса Руста… Но из этого плена негативных антиармейских стереотипов давно пора выходить. Вместе: и обществу, и армии. Не исключено, что "дело Корчагина" тут может стать своего рода прецедентом.
Белгородская область
1.0x