НОМЕР 6 (742) ОТ 6 ФЕВРАЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Владимир Заборский
ФЛОТ: РУССКИЙ СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ
Возвращение в Атлантику
ЗАКОНЧИЛСЯ ПОХОД ГРУППЫ боевых кораблей и судов обеспечения СФ, БФ и ЧФ в Средиземное море. Для ориентации читателей рассмотрим вкратце хронологию похода и действий кораблей, как всё это освещалось в СМИ, — к сожалению, отрывочно и с некоторыми "нестыковками".
5 декабря корабельная ударная группа (КУГ) СФ в составе ТАВКР "Адмирал Кузнецов", больших противолодочных кораблей (БПК) "Адмирал Левченко" и "Адмирал Чабаненко", судов обеспечения "Николай Чикер" и "Сергей Осипов" вышла из Североморска. 15 декабря к этой группе в Атлантике присоединились из состава БФ танкера "Лена" и "Кола", которые выполнили первую заправку кораблей топливом и пополнили их запасы воды. Операции по заправке кораблей проводились в течение нескольких суток. 28 декабря КУГ СФ и за ней суда обеспечения прошли пролив Гибралтар, что вызвало некоторый переполох и всплеск информационной свистопляски в иностранных СМИ, особенно стран НАТО, с возмущенными возгласами: зачем пришли русские корабли, что им делать в Средиземном море, снова Россия "грозит" Западу и пр.
4-7 января БПК "Адмирал Левченко" совершил деловой заход в ливийский порт "Триполи". 12 января из Севастополя вышел ракетный крейсер (РКР) "Москва". Еще ранее в Средиземное море направлены танкера "Иман" и "Иван Бубнов" вспомогательного флота ЧФ. 14-17 января состоялся визит БПК "Адмирал Чебаненко" во французский порт Тулон. 19 января РКР "Москва" вошел в состав объединенной оперативной КУГ СФ и ЧФ. Корабли проследовали из Средиземного моря в назначенный район Северо-Восточной Атлантики для проведения учений.
21-23 января проведены оперативно-тактические учения корабельного соединения. В ходе учений проводилась отработка действий палубной авиации ТАВКР "Адмирал Кузнецов" по выполнению свойственной ей задач (самолеты Су-25, Су-33, вертолеты Ка-27). Отработаны также связь и взаимодействие с вылетавшими в район учений самолетами Ту-142 противолодочной авиации СФ и самолетами-ракетоносцами Ту-160 дальней (стратегической) авиации ВВС.
На РКР "Москва" возлагались задачи выполнения боевых упражнений всех видов и типов его корабельного оружия. РКР успешно выполнил эти задачи, — как говорится, "прогрохотал" на Атлантике за всю КУГ. Выполнены стрельбы: главного ударного ракетного комплекса "Базальт" (одна ракета), артиллерии 130 мм калибра по морским целям (надувные уголковые отражатели), зенитных ракетных комплексов "Форт" и "Оса" по имитированным целям, 30мм скорострельных автоматов по надувным шарам-зондам. Все учения, по информации помощника главнокомандующего ВМФ-начальника Службы информации ВМФ капитана 1 ранга Игоря Дыгало, прошли "без сучка и задоринки", что весьма похвально и отрадно.
25 января после учения и выполнения своих стрельб РКР "Москва" прибыл на визит в порт и столицу Португалии Лиссабон. Визит продлился по 28 января. Показательно, если не ошибаюсь, но русские боевые корабли не бывали в Лиссабоне со времен адмирала Д.Н. Сенявина (в октябре 1807 года его эскадра на пути домой зашла в Лиссабон, укрываясь от жестокого шторма, и оказалась блокированной с моря английской эскадрой, а с суши — французскими войсками). РКР "Москва"— первый в истории советского и нынешнего российского ВМФ корабль, совершивший визит в Лиссабон.
На заключительном этапе действий кораблей в Северо-Восточной Атлантике, по данным новостной информации Итар-ТАСС, планировалось задействовать в завершающей фазе учений с 28 января по 1 февраля до 40 самолетов различных боевого предназначения и типов. Среди них самолеты Морской ракетоносной авиации ВМФ (Ту-22МС), ракетоносцы Дальней (стратегической) авиации ВВС (Ту-160, Ту-95 МС), самолеты-заправщики Ил-78, радиолокационного дозора А-50, а также самолеты всех типов авиационного парка и вертолеты ТАВКР "Адмирал Кузнецов".
Такова общая хронология и ряд фактов действий кораблей в Средиземном море и Атлантике. Перейдем к другим вопросам и обстоятельствам похода и учений.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО следует отметить некоторую нервозность отечественных и иностранных СМИ в их оценках и откликах на действия наших кораблей: от уничижительных и злопыхательских до истерично восторженных. Причем и те, и другие — зачастую с бросающейся в глаза некомпетентностью в военно-морских вопросах. Я не собираюсь дискутировать с авторами таких оценок. Разве что короткие комментарии по некоторым из них.
Так, Павел Фельгенгауэр, давно подвизающийся в разных СМИ в роли, как считает "Газета Ru", одного из "ведущих (!?) российских военных аналитиков" (кстати, биолог по образованию и профессии, а потому вряд ли специалист в ВС и особенно в ВМФ), изрек (цитирую): "Это просто попытка показать флаг перед президентскими выборами и рассказать людям внутри страны, что восемь лет президентства Путина восстановили имперское величие России".
Что касается демонстрации военно-морского (боевые корабли) или государственного (гражданские суда) флага в различных регионах Мирового океана и морях — это один из элементов морской политики любого значимого в мировом масштабе государства, тем более Великих морских держав. Поэтому Россия с ее флотами имеет полное право такие демонстрации проводить. Но Фельгенгауэру, видимо, не дает именно имперское величие, которым всегда в своей истории обладала Россия, которое у нее все же сохраняется в определенной дозе сегодня и должно быть возрождено в полной мере в будущем.
Непонятно также, с какой стати ирландская The Irish Independent вдруг завопила, что Россия грозит "маленькой дубинкой, … чтобы всерьез испугать кого-то в европейских столицах и Вашингтоне". На какое больное место наступил ирландцам наш СФ? Ловили бы свою селедку и жили спокойно! Ведь мы никому, тем более ирландцам, не грозим тем же СФ! Хотя в идеале флот любой Великой морской державы должен быть грозен и опасен для ее недругов — это политическая аксиома.
Еще один пример. Понятно, что лондонская The Times не может утерпеть, чтобы не возопить на весь мир, что "огневые учения у берегов сразу двух стран НАТО (Франция и Испания) стали последним звеном… демаршей… Кремля, чтобы продемонстрировать "военные мускулы" Москвы на мировой арене". Но какое дело до России и нашего флота Англии, по сути, давно уже второразрядной островной европейской страной с населением в 45 млн. (из них, наверное, до четверти иностранные иммигранты)? И что делать ей, кстати, в Средиземном море за тысячи миль от своих островов? Но нет, — эта бывшая когда-то "владычица морей" вцепилась зубами в базы для своего флота в Гибралтаре, на Мальте и Кипре и не желает убраться из них. А зачем они ей в Средиземном море? Но оставим в покое ее и других наших бывших "вероятных противников", а ныне "партнеров" и "заклятых друзей".
Что касается прозвучавших в отечественных СМИ некоторых восторженных оценок похода наших кораблей, то ряд таких оценок сделан, видимо, из лучших побуждений, с некоторыми преувеличениями.
Во-первых, Российский флот вышел в Средиземное море не впервые, а через 11 лет после похода в 1996 году в честь 300-летия Российского флота отряда кораблей в составе того же ТАВКР "Адмирал флота Кузнецов, ЭМ "Бесстрашный" и СКР "Пылкий". Обеспечивали отряд танкера "Днестр", "Олекма", "Иван Бубнов", "Шахтер" и спасательный буксир "СБ-406".. Этот поход для ТАВКР "Адмирал Кузнецов" проходил в тяжелейших условиях и чуть не закончился катастрофой (см. статью В.Селиванова "Судьба авианосца", "Завтра", 2007, № 51).
Во-вторых, в апреле-мае 2003 года проведены крупные маневры кораблей ТОФ и ЧФ в Индийском океане. В маневрах участвовали от ЧФ: РКР"Москва" и БДК "Цезарь Кунников" с морской пехотой и бронетехникой на борту, сопровождали отряд танкеры "Иван Бубнов" и "Шахтер" от ТОФ: БПК "Адмирал Пантелеев", "Маршал Шапошников" и танкер "Владимир Колечицкий". В ходе учений в Индийский океан вылетали ракетоносцы Дальней (стратегической) авиации, которые выполнили практические ракетные стрельбы по мишеням в океане
В-третьих, в сентябре-октябре 2004 года корабельное соединение СФ в составе ТАВКР "Адмирал Кузнецов", ТАРКР "Петр Великий", РКР "Маршал Устинов", БПК "Адмирал Левченко" и "Североморск", ЭМ "Адмирал Ушаков" под флагом командующего СФ вице-адмирала Михаила Абрамова провело крупное оперативно-тактическое учение в Северной Атлантике. Фактически была сформирована и отрабатывала свои действия авианосная многоцелевая группа (АМГ) СФ.
Так что и ранее наш флот периодически проводил крупные (конечно, по возможностям количественного состава кораблей и состояния его сил) оперативно-тактические учения в назначенных различных районах океанов и морей.
Но все это не умаляет значения заканчивающегося в начале февраля похода и учений кораблей в Северо-Восточной Атлантике. Более того, с уверенностью можно сказать, что появление нашего флота вновь в Средиземном море с радостью встречено большинством народа. С восторгом, приникнув к экранам телевизоров телезрители, особенно молодежь и мальчишки 13-16 лет (сам наблюдал), рассматривали наши корабли, матросов, офицеров — все физически здоровые, красивые. С неподдельным интересом воспринимались телезрителями кадры, показывающие взлет самолетов палубной авиации с ТАВКР "Адмирал Кузнецов" ракетные и артиллерийские стрельбы РКР "Москва", — надо отдать должное Службе информации ВМФ, которая обеспечила подробную с красочным видеорядом информацию о походе и учениях кораблей для электронных и печатных российских СМИ.
Честно скажу, мы — ветераны 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ, особенно первого и второго составов командования и штаба эскадры, которым сегодня за 70 или под 80 лет (около половины наших сослуживцев уже нет в живых), — буквально со слезами на глазах всматривались на экранах телевизоров в кадры с показом кораблей, знакомых нам мест плавания в Средиземном море и иностранных портов. Еще бы, наш флот — вновь в Средиземном море!
Но перейдем от бравурных восторгов в оценках этого и предыдущих походов наших кораблей за последние 11 лет к более серьезным вопросам, а именно к реальному состоянию нашего флота.
Читатели могут спросить, для чего я перечислил и кратко обрисовал все вышеупомянутые походы корабельных соединений СФ, ЧФ и ТОФ? Прежде всего для того, чтобы все почитатели, сторонники и особенно недоброжелатели и враги нашего флота (а таковых хватает в различных слоях общества и уровнях властных структур) поняли, что вопреки всему наш флот все же живет и действует. Одним из факторов, обеспечивших это "жизненное состояние флота, считаю службу и работу командования и кадровых офицеров ВМФ, не убежавших с флота в его тяжелые годины, старавшихся в эти годы и старающихся сегодня делать все возможное и невозможное, чтобы не допустить окончательного его развала. Честь и хвала таким офицерам!
Но состояние флота остается тяжелейшим, и об этом надо прямо и откровенно сказать. Это касается фактически всех сторон его, если так можно выразиться, жизни и деятельности, — я не буду далее развивать эту тему, поскольку она для отдельной масштабной статьи. К тому же все беды флота известны — о них не раз публиковались исчерпывающие сведения даже в открытых СМИ. Сюда же присоединяются проблемы состояния ВПК.
Тяжелое положение флота гласно признал и первый вице-премьер Дмитрий Медведев, подтвердив в декабре 2007 года на встрече с военными моряками и рыбаками в Мурманске, что наш флот надо возрождать! Что ж, как говорится, — в добрый час! Только бы не остались эти слова всего лишь предвыборным лозунгом, поскольку возрождение и восстановление флота — сложнейшая и тяжелейшая задача. Поистине: разрушать и ломать — не строить, что гораздо труднее.
Но нужно признать: в последние два-три года флот, хоть и неполной грудью, всё же "задышал". Подтверждением тому — продолжающиеся сегодня поход и учения кораблей СФ и ЧФ в Средиземном море и Атлантике. Но сколько сил, неимоверных усилий, нервов и пр. потребовалось командованию и Главному штабу ВМФ, командованиям и штабам СФ и ЧФ, всем тыловым органам в центре и на местах во всех ипостасях их служб, чтобы подготовить этот поход и обеспечить всем необходимым корабли! Но все же удалось эти тяжелейшие задачи решить. Поход и учения продолжаются, и будем надеяться закончатся без чрезвычайных происшествий, аварий и — не дай Бог! — катастроф.
Помните выражение канцлера Российской империи А.М. Горчакова о состоянии России во втором десятилетии после поражения в Крымской войне (1853-1856): "Россия сосредотачивается!". То же примерно можно сказать о России нашего времени и ее ВМФ: "Россия и флот начинают сосредотачиваться!". Будем надеяться, что такое сосредоточение все же состоится.
ДАВАЙТЕ В ЗАВЕРШЕНИЕ разберемся: а зачем, собственно, корабли "гонять" в такие походы, тратить миллионные средства на топливо, расходовать те же ракеты, "шляться", как выражаются некоторые недоброжелатели флота, кораблям по визитам? Как "глаголят" некоторые СМИ, не лучше бы эти средства потратить на строительство жилья для тех же офицеров ВМФ, на повышение их денежного содержания и пр.? Да, лучше, — а вернее, лучше бы вообще флот закрыть и оставить плавающими только пассажирские лайнеры (лучше с плавучими борделями) и яхты олигархов, наподобие той, которую "приобрел" на наши деньги сирота Абрамович (с мини-подводной лодкой и зенитными ракетами для защиты собственной персоны с воздуха).
Но шуточки и смешки в сторону. Наступивший ХХI век повсеместно признан веком Мирового океана, за богатства которого уже идет ожесточенная борьба. Без военного флота Россия останется с носом! Она будет не в состоянии защитить даже богатства своего морского шельфа, не говоря уж об освоениb других океанских районов. Но я эту тему тоже развивать не буду, как понятную даже курсантам младших курсов военно-морских училищ (институтов).
Так зачем же корабли отправились в поход на Средиземное море? Безусловно, правы те аналитики, которые утверждают, что поход следует рассматривать как очередной этап, пока имеющий лишь демонстративный характер, восстановления в будущем нашего влияния в этом регионе. Не буду пояснять, почему для нас ценен именно этот регион, — это общеизвестно. Но давайте разберемся, как восстановить такое влияние в Средиземном море или в других важных для Росси регионах Мирового океана.?
На состоявшейся 19 января научной конференции Академии военных наук главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Высоцкий в своем докладе (пожалуй, один из лучших на конференции докладов по своей содержательности, четкости формулировок и лаконичности изложения), анализируя формы применения ВМФ в разных условиях военно-политической обстановки в мире, особо отметил, цитирую: "Основной формой применения ВМФ в мирное время является военно-морское присутствие в оперативно важных районах для выполнения задач в области военно-морской деятельности". И далее: "Военно-морское присутствие — это действия сил ВМФ по созданию и поддержанию в оперативно важных районах Мирового океана и прилегающих к ним континентальных районах, находящихся за пределами национальной юрисдикции, благоприятной обстановки для реализации приоритетов внешней политики России по решению проблем в политической, экономической и других сферах, а также безопасной морской деятельности".
Таким образом, именно военно-морское присутствие и является тем инструментом, который позволит учреждать и устанавливать влияние России в тех или иных регионах Мирового океана. В свою очередь сильный флот позволит России оставаться Великой морской державой и укреплять свою морскую значимость в мире.
По обстановке военно-морское присутствие в том или ином регионе, видимо, будет перерастать впоследствии в боевую службу назначенных (формируемых) сил флота. То есть постепенно во флотских делах в части военно-морского присутствия все будет, скорее всего, возвращаться "на круги своя", как это было в золотые 1970-е -1980-е годы нашего Океанского ракетно-ядерного флота.
Вернемся в недалекое прошлое и посмотрим, как все это происходило в том же Средиземном море. Военно-морское присутствие сначала осуществляли сборные отряды кораблей — так называемые "смешанные эскадры" (остряки их прозвали "смешными эскадрами"). Затем понятие "присутствие" было трансформировано в "боевую службу" сил ВМФ. Далее, 14 июля 1967, года в Средиземном море, как наиболее напряженном в военно-политическом отношении и особенно важном для Советского Союза регионе, формируется 5-я эскадра ВМФ с постоянным командованием и штабом эскадры и переменным составом сил с флотов. С этого момента на театре осуществляется постоянная боевая служба — она же "присутствие", — сил ВМФ.
Далее главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков приступил к организации боевой службы во всех оперативно важных для страны регионах Мирового океана. В январе 1968 года на СФ и ТОФ сформированы свои оперативные эскадры (ОПЭСК) для проведения различных операций, в том числе несения боевой службы в операционных зонах флотов: 7 ОПЭСК СФ и 10 ОПЭСК ТОФ. По такому же типу, как и 5-я эскадра ВМФ в 1974 году для боевой службы в Индийском океане развернута 8-я эскадра ВМФ, но с подчинением командованию ТОФ.
Таким образом, с формированием оперативных эскадр было завершено создание единой в ВМФ системы функционирования оперативных корабельных соединений для проведения ими морских операций и боевой службы по всему Мировому океану. Эти оперативные соединения действовали до развала Советского Союза, после чего в 1992 году были упразднены.
ЕСЛИ ЗАДАТЬСЯ ВОПРОСОМ, что дала ВМФ эта, почти всегда очень интенсивная, с большой напряженностью, боевая служба кораблей, их экипажей, командований и штабов корабельных соединений и оперативных эскадр, то в качестве ответа можно привести такой пример.
Обратите внимание на фрагмент из служебной записки капитана 1 ранга И.Ф. Лихачева (впоследствии адмирал, командующий в 1880-х годах Тихоокеанской эскадрой) на имя великого князя Константина Николаевича, ведавшего в то время всеми "морскими делами" России, цитирую: "Только не держите эти суда в наших морях, где они как рыбы, вытащенные на берег… держите их в океане, естественном поприще их военных подвигов в случае войны… У Вас образуются со временем настоящие адмиралы, которые будут боятся только одного — ответственности перед Отечеством… которых не будет вгонять в страх идиотизм начальства".
Прав оказался этот заслуженный военный моряк ХIХ века. Именно на 5-й эскадре ВМФ выросли наши будущие крупные военно-морские начальники: адмирал флота И.М.Капитанец, адмиралы В.Е.Селиванов, В.Г.Егоров, А.В.Горбунов, Ю.Н.Сысуев. Всего стали адмиралами, повысили на эскадре или в последующей службе свои адмиральские звания 37 офицеров командования и штаба эскадры.
В итоге несколько слов о значимости Средиземного моря, которое на протяжении всех веков было, есть и будет одним из важнейших морских театров, где военное, и прежде всего военно-морское могущество той или иной страны будет определять ход и результаты межгосударственных военно-политических процессов в средиземноморских государствах (и в мире) в пользу именно этой могущественной морской державы и ее союзников. Вот поэтому для России важно иметь прочное влияние и авторитет в Средиземноморье.
В статье использованы фрагменты из подготовленной автором к печати книги о 5-й эскадре Военно-Морского Флота.
1.0x