Авторский блог Редакция Завтра 03:00 22 января 2008

ИРАКСКИЙ МАХОВИК

НОМЕР 4 (740) ОТ 23 ЯНВАРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Мухамед Саляхетдинов
ИРАКСКИЙ МАХОВИК
Представитель Международного Совета мусульманских улемов отвечает на вопросы «Завтра»
"ЗАВТРА". После 9/11 повсюду только и слышны разговоры о так называемом "исламском терроризме" и его ударном отряде — "Аль-Каиде". Причем можно услышать самые разные и противоречивые мнения. Например, недавно известный итальянский журналист Джульетто Кьеза весьма громко озвучил версию о том, что "Аль-Каида", или, по крайней мере, те её члены, которые участвовали в 9/11, — просто-напросто агенты ЦРУ. В то же время говорят, что вообще никакой "Аль-Каиды" не было и нет, что это всего лишь фантом, миф, изобретенный американцами для оправдания своих захватнических войн в Афганистане и Ираке. В последнем, на мой взгляд, есть определенная доля истины, ибо в том же саддамовском Ираке, столь люто ненавидимом заокеанскими мировыми жандармами, никакого "исламского терроризма" не существовало и в помине, и Саддам буквально в зародыше подавлял любые признаки его появления…
Мухамед, в связи с тем, что вы часто бываете в мусульманских странах и близко знакомы с представителями самых различных исламских движений, хотелось бы узнать, что вы думаете обо всем этом? И вообще: есть ли "Аль-Каида" на самом деле?
МУХАМЕД САЛЯХЕТДИНОВ. Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу обратить ваше внимание на следующее. В течение последних двух веков мусульманский мир находился как под гнетом колонизаторов, так и под прессингом мировых держав. Желание освободиться от иностранного владычества и занять достойное место на мировой арене побуждало различные мусульманские народы к восстаниям, революциям. Во второй половине ХХ века одновременно наблюдались два процесса: избавление от колониальной зависимости и пробуждение исламского самосознания. В мусульманской среде была сделана попытка достижения независимости как в политическом, так и в духовном плане. Ради этого создавались различные партии, группы и интеллектуальные движения. Они продолжают создаваться и по сей день. И, на мой взгляд, это будет происходить до тех пор, пока в мусульманском мире (а это больше пятидесяти государств!) не будет державы, способной сплотить и объединить по крайней мере большую часть мусульман (подобно Омейядскому, Багдадскому или Османскому правлению). Отсутствие такой стержневой страны-державы — главная причина всякого рода разброда, шатаний и крайностей, которые наблюдаются сегодня повсюду среди приверженцев ислама. Какая страна может стать стержневой в исламском мире? Наверное, никто не возьмется дать точный ответ. Может быть, подобную функцию мог бы исполнить, скажем, союз нескольких мусульманских государств, подобно Евросоюзу…
Что же касается "Аль-Каиды", то она, несомненно, существует. Но не как единая и централизованная структура, возглавляемая бен Ладеном, Завахири или кем-то там еще — это просто невозможно по объективным причинам, — а как протестная идеология "обиженных". В основном ее ряды пополняются малообразованными мусульманами, которые болез- ненно остро реагируют на несправедливость и насилие в отношении мусульман со стороны так называемого цивилизованного мира. Существует "Каида" Магриба, "Каида" Ирака, "Каида" Афганистана и т.д. Их объединяет не общая струк- тура, а общая идеология "обиженных".
Идеология "Аль-Каиды" ковалась в тюрьмах мусульманского мира, куда бросали мусульман, недовольных марионеточными режимами своих стран. Свой гнев они смогли сполна выместить в Афганистане, куда в свое время съезжались горячие головы со всего мусульманского мира, чтобы воевать с "неверными", посмевшими вторгнуться на земли правоверных. Эти моджахеды, по сути дела, — мусульманские "солдаты удачи". Они научились убивать, не научившись созидать. Нелепо думать, что подобными людьми можно управлять из некоего единого центра. Они действуют автономно и зачастую хаотично. Действительно, кто-то из них тем или иным образом может быть связан с бен Ладеном, как, например, печально известный Заркави, убитый некоторое время тому назад в Ираке. Большая же часть "каидовцев" — это малообразованные люди, которые сами до конца не понимают, на чью мельницу льют воду. Таким образом, они зачастую становятся хорошей картой в руках политиков и материалом для спецслужб, в том числе Моссада и ЦРУ.
"Аль-Каида", где бы она ни действовала, находится под прочным колпаком западных разведок. Хорошо известны имена ее членов, их семей; многие из них неоднократно подвергались допросам. Можно не сомневаться в том, что в каждую ячейку "Аль-Каиды" внедрены люди спецслужб. У них нет государственных механизмов защиты, поэтому инфильтрация в их ряды не представляет особой сложности.
Стоит заметить, что, конечно, используют якобы "неуловимых" террористов не только разведки стран Запада, но и спецслужбы других государств, например, Ирана. Достоверно известно, что некоторые представители "Аль-Каиды" предпочитают отдыхать на иранской территории…
"ЗАВТРА". Часто можно услышать, что после американской оккупации Ирака эта страна превратилась в главный рассадник международного терроризма. Что вам известно о нынешней ситуации в Ираке?
М.С. Могу говорить об этом на основании личного общения с лидерами иракского сопротивления, с которыми мне доводилось встречаться за рубежом. Действительно, вскоре после начала американской оккупации в Ирак, как в свое время в Афганистан, начали съезжаться моджахеды из самых разных стран. Типичный образец такого человека представлял собой уже упоминавшийся мною иорданец Заркави: начитавшийся джихадистских брошюр, не желающий ни работать, ни учиться, взявший в руки автомат и возомнивший себя подлинным воином Аллаха, способным отличать истинно верующих от неверующих и безжалостно карать всех тех, кто по тем или иным причинам оказался причисленным к неверным. Вот такие люди и образовали ядро иракской "Аль-Каиды".
Кстати говоря, все ее руководство состоит исключительно из иностранцев. Некоторые из них довольно откровенно связаны с западными спецслужбами. Известно, в частности, что они посещали американские базы. Эти зарубежные моджахеды промывали мозги иракской молодежи, нередко заставляя ее силой вступать в их ряды. Хотя поначалу местное население относилось более или менее терпимо к прибывшим на их защиту "солдатам удачи"; окрепнув, они начали учить местное население, что хорошо, а что плохо, а ослушавшихся подвергали насилию вплоть до убийств. Подобная практика вызывала естественное возмущение. Терпению иракцев пришел конец, когда в июле 2006 года от рук "каидовцев" пали отец известного иракского деятеля Абдусаттара Абу Риши и три его брата. Это случилось, когда в Стамбуле проходила конференция Международного Совета мусульманских улемов, где присутствовала представительная делегация иракских улемов, причем как суннитов, так и шиитов. Будучи участником конференции, я оказался свидетелем реакции иракской делегации. Эти убийства стали критической точкой, после которой было принято решение создавать сахаваты — вооруженные отряды ополченцев из представителей местных племен, предназначенные для борьбы с "Аль-Каидой".
Примечательно, что американцы не помогали, но и не препятствовали формированию сахаватов. Финансовую поддержку им оказывало багдадское правительство. Первоначально число членов сахаватов достигало 4 тысяч человек, сейчас их больше. Им довольно быстро удалось выбить "Аль-Каиду" из западного Ирака (провинция Анбар и Фалуджи). Затем "каидовцы" переместились в пригороды Багдада, но Исламская армия в Ираке (ИАИ), являющаяся, пожалуй, ведущей силой иракского сопротивления, вынудила их уйти и оттуда.
Надо сказать, что "Аль-Каида" вызывает повсюду, где она действует, сильное отторжение местного населения, ибо, прикрываясь громкими исламскими лозунгами и призывами к борьбе за восстановление чистоты ислама, она решает в основном лишь какие-то свои вопросы, игнорируя интересы, специфику самой страны, на территории которой пребывают "каидовцы".
Совсем другое дело — Исламская армия в Ираке: это исключительно иракцы, как говорится, плоть от плоти своей страны. Им присущи не только любовь и преданность своей вере, но и настоящий патриотизм. Эта организация во многом напоминает палестинский ХАМАС. Она имеет похожую идеологию, структуру, программу, Политбюро и т. д. Причем хотелось бы особо отметить, что у них, как и у хамасовцев, есть социальная программа помощи населению: это поддержка нуждающихся продуктами и всем необходимым, свои здравоохранительные и образовательные учреждения и т. д. Неудивительно поэтому, что ИАИ обладает хорошей репутацией у большинства простых иракцев, в том числе шиитов и христиан.
"ЗАВТРА". Как сегодня обстоят дела у "Аль-Каиды" в Ираке?
М.С. Ее боевики понесли большие потери, многие из них были арестованы. Им пришлось переместиться на восток страны, ближе к границам Ирана. Сейчас влияние "каидовцев" на происходящее в Ираке, вероятно, можно характеризовать как крайне незначительное. Во всяком случае, они вряд ли могут оказать какое-то существенное воздействие на ход дальнейших событий.
"ЗАВТРА". Помимо ИАИ, какие еще, на ваш взгляд, серьезные и представительные организации принимают участие в иракском сопротивлении?
М.С. Это прежде всего организации умеренных салафитов: "Армия моджахедов", "Армия фатихин", "Ансар сунна". Последняя, кстати говоря, — организация курдов, действующая, главным образом, на севере страны. Можно еще назвать "Иракский ХАМАС" и "Джами", — это группы, которые в идейном плане близки к "Братьям-мусульманам".
Хочу отметить, что многие организации, входящие в сопротивление, координируют между собой свою деятельность. Более того, Исламская армия в Ираке, "Армия моджахедов", "Ансар сунна" и "Армия фатихин" образуют единый Фронт джихада и реформ. Если раньше главным своим врагом этот Фронт считал "Аль-Каиду", то теперь — американцев. Все в Ираке убеждены, что их уход — лишь дело времени, и поэтому большое внимание уделяется составлению программ по созданию нового Ирака.
"ЗАВТРА". Все упомянутые вами организации, как я понимаю, — суннитские. Но в Ираке много шиитов. Они и возглавляют багдадское правительство. Говорить об Ираке, его настоящем и будущем, не учитывая шиитского фактора и связанного с ним иранского влияния, невозможно. Могли бы вы сказать хотя бы несколько слов и об этом?
М.С. Иран, как все знают, пытается влиять не только на иракских шиитов, но и абсолютно на все, что происходит в Ираке, ибо определенные круги в Тегеране рассматривают эту страну, почти как свою вотчину. Шиитские организации в Ираке, по-видимому, можно разделить на два типа: проиранского толка, выступающие за самый тесные взаимоотношения с Ираном; проарабского толка, представляющие шиитов, являющихся иракскими патриотами и не желающих разделения своей страны. Главная организация первых — группа "Бадр", возглавляемая Хакимом, который, как известно, является проиранским деятелем и поддерживает тесные связи с Вашингтоном. Вторых представляет группа "Садр", и в нее входит большинство иракских шиитов. Хотя они и поддерживают отношения с Ираном, но стоят на иракских патриотических позициях и выступают за единый Ирак.
"ЗАВТРА". Что вы могли бы сказать о непрекращающихся взрывах на гражданских объектах в Ираке?
М.С. Иракские эксперты, с которыми мне довелось общаться, располагают множеством фактов, подтверждающих, что это хорошо отработанный механизм.
Американцы активно применяют практику минирования автотранспорта простых иракцев во время его досмотра на блокпостах, в изобилии расставленных на территории Ирака. Затем при помощи дистанционного управления (или без него) устраиваются взрывы в людных местах. После чего объявляется, что взорвавшейся машиной управлял террорист-смертник.
Эти кровавые технологии были взяты на вооружение и различными спецслужбами, орудующими в Ираке. Таким образом, сталкивая различные общины и группировки, спецслужбы пытаются использовать тактику управляемого конфликта в своих интересах.
"ЗАВТРА". А как настроены иракские курды? Существует мнение, что они могут попытаться воспользоваться текущей ситуацией для создания курдского государства. Тем более, что американцы в Ираке во многом опираются именно на курдов…
М.С. По мнению лидеров иракского сопротивления, только незначительное меньшинство экстремистски настроенных курдов, в основном среди политиков, стремятся обрести свою государственность. Большинство же отдает себе отчет в том, что американцы приходят и уходят, а вот им придется жить бок о бок с такими региональными силами, как Турция, Иран и Сирия, которые вовсе не намерены делиться своей территорией для создания Курдистана. Они же будут противиться и созданию Иракского Курдистана. Даже если предположить, что будет провозглашено такое государство, вряд ли ему суждено долго просуществовать в окружении мощных и враждебно настроенных соседей.
Интересно, что сегодня на севере Ирака, где проживают в основном курды, функционируют офисы Моссада. Говорят, что сепаратистские настроения инспирируются из этих центров.
Всё же, как представляется лично мне, подавляющее большинство иракских курдов трезво оценивают ситуацию и выступают за единый Ирак. Они вполне готовы удовлетвориться правами широкой автономии.
"ЗАВТРА". Сейчас мне хотелось бы несколько отойти от иракской темы и спросить вас о следующем: что, на ваш взгляд, ведет к зарождению терроризма в мусульманской среде?
М.С. Мне кажется, во-первых — это агрессия со стороны мировых держав в отношении ислама; во-вторых — элементарное невежество, поверхностное понимание сущности ислама, узость и примитивность мышления части мусульман, нежелание учиться и воспринимать реалии сегодняшнего дня.
Терроризм — оружие слабых, не желающих и не умеющих пользоваться интеллектом, тех, кто не хочет понять, что в наше время для отстаивания своих прав и справедливости есть более мощные и действенные средства, нежели бомбы и пули.
"ЗАВТРА". В каждой мусульманской стране, вероятно, имеется своя питательная среда для возникновения бацилл терроризма. Кое-кто даже говорит, что сколько есть исламских стран, столько есть и разновидностей ислама. Что, по-вашему, надлежит делать, чтобы победить терроризм? Понятно, я не имею в виду полицейские меры. Тем более, что, как показывает практика, в том числе и в нашей стране, такие меры нередко оказываются недостаточно эффективными…
М.С. Прежде всего никак не могу согласиться с тем, что существует много разновидностей ислама. Коран — один, и ислам — един. Мусульманин может ходить в меховой шапке в Сибири и с повязанной чалмой в Аравийской пустыне, но все это связано больше с климатом и с местными условиями и не может быть показателем истинной веры и убеждений.
Что же касается предотвращения появления бацилл терроризма, то для этого лучшее средство — просвещение, борьба с невежеством, с неграмотностью в исламских делах, столь часто обнаруживаемыми у тех, кого принято называть этническими мусульманами. Создание и поддержание на государственном уровне надлежащей системы исламского образования — проблема первостепенной важности для всех стран, где проживают мусульмане, в том числе и для России. Для создания соответствующей образовательной системы, как представляется, государственные учреждения должны сотрудничать с такими организациями мусульманских ученых, как, например, Международный Совет мусульманских улемов, возглавляемый шейхом Юсуфом Кардави, и Европейский Совет фетв и исследований, которые пользуются большим авторитетом и широкой популярностью в мусульманском сообществе.
В появлении же того, что ныне называется "исламским терроризмом", в немалой степени повинны и некоторые большие и сильные во всех смыслах страны, которые упорно продолжают проводить высокомерную политику как в отношении мусульман, так и в отношении мусульманских государств. Им следует пересмотреть свою политику, привести ее в соответствие с существую- щими реалиями, начать соблюдать права человека и в отношении тех, кто исповедует ислам. Великие государства должны отказаться от диктата и начать на равных вести диалог с мусульманами и мусульманским миром. Только диалог, основанный на взаимном уважении, а также полный отказ от насилия в международных делах способны поставить заслон терроризму. Чем скорее это поймут лидеры ведущих стран мира, тем будет лучше для всех людей, независимо от их вероисповедания.
Беседу вел Валерий Петров

13 ноября 2025
20 ноября 2025
20 ноября 2025
1.0x