Авторский блог Редакция Завтра 03:00 18 декабря 2007

КИПРСКИЙ КРИЗИС

НОМЕР 51 (735) ОТ 19 ДЕКАБРЯ 2007 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Владимир Заборский
КИПРСКИЙ КРИЗИС
Глава из готовящейся к печати книги «5-я эскадра»
События Кипрского кризиса в своей главной сути обусловлены и стали итогом давнишних противоречий между Турцией и Грецией в их притязаниях на остров Кипр, государственное устройство которого представляло собой независимую Республику Кипр, населенную греками (78%) и турками-киприотами (18%).
Что касается эскадры, то наши корабли принимали в этих событиях участие весьма кратковременно, только в начале кризиса, в период 15-25 июля, и я бы сказал, не особенно активно. Понятно, что это было естественным отражением позиции и интересов правительства Советского Союза в этом кризисе, видимо, не особенно желавшего "влезать" в одностороннем порядке в эту внутринатовскую разборку, и соответствующих этому ограниченному характеру задач, которые командованием ВМФ ставились эскадре.
Обстановка на острове стала обостряться в результате действий греческой военной хунты и ее сторонников на Кипре, образовавших тайную террористическую организацию ЭОКА-2 во главе с нелегально прибывшим на остров греческим генералом Гривасом, который фактически управлял кипрской Национальной гвардией. В ноябре 1967 национальные гвардейцы генерала Гриваса напали на два турецких поселка на острове. В ответ Турция предъявила Греции ультиматум с требованием вывести греческие войска с Кипра, и обе страны оказались на пороге войны. Положение несколько смягчилось только в начале 1968 года. Таковы были обстоятельства и предпосылки возникновения Кипрского кризиса.
Правительство Кипра 2 июля выступило с требованием к правительству Греции отозвать с острова 650 греческих офицеров, назначенных в кипрскую Национальную гвардию. В ответ на эти требования 15 июля национальные гвардейцы и кипрская реакция при поддержке более 900 человек греческого военного контингента, находящегося на острове, подняла мятеж против законного президента архиепископа Макариоса, которому удалось бежать с острова с помощью английских военных. Мятежники захватили аэропорт, главную радиостанцию страны, президентский дворец и ряд других правительственных учреждений в столице Никосии. Развернулись кровопролитные бои с мятежниками верных правительству сил безопасности, полиции и отрядов добровольцев. Началась гражданская война.
19 июля президент Макариос, прибывший в Нью-Йорк, в Совете Безопасности ООН заявил, что переворот на Кипре был организован греческой военной хунтой. Руководство НАТО в свою очередь заявило о поддержке избранного кипрского президента Макариоса и необходимости соблюдения территориальной целостности острова Кипр. В такой обстановке Турция, видя такое отношение к мятежу на Кипре руководства НАТО и своих главных союзников по блоку США и Англии, под предлогом защиты интересов турок-киприотов решила одним ударом разрешить старую проблему установления своего контроля над островом. Началось вторжение турецких войск на Кипр. Политический кризис перерос фактически в войну между Турцией и Грецией (следует сказать, что вооруженные силы Турции значительно превосходили армию и флот Греции). Все Эгейское море было объявлено турецкими военными властями зоной военных действий.
Начальная активная фаза собственно Кипрского кризиса и военных действий между турецкими войсками вторжения и греческими национальными гвардейцами совместно с греческими войсками, находящимися на острове, продолжалась в период 20-23 июля.
Посмотрим теперь, как же действовали в этих событиях на театре наше 5-я средиземноморская эскадра.
Никаких специальных "приказов" министра обороны СССР и главнокомандующего ВМФ о переводе сил 5-й эскадры ВМФ в повышенную готовность(?) на период Кипрских событий, как пишут в своих публикациях ряд авторов, — командованию эскадры не поступало (здесь авторы чего-то напутали в своих публикациях). Эскадра в повышенную готовность не переводилась, ее корабли действовали в повседневном боевом состоянии постоянной готовности.
Помнится, что утром 15 июля на КП эскадры поступила телеграмма начальника разведки ВМФ о военном мятеже национальных гвардейцев на Кипре против правительства Макариоса. В телеграмме сообщалось также, что, по непроверенным данным, Макариос погиб. В дальнейшем от разведки ВМФ поступило несколько отрывочных сообщений о мятеже на Кипре и в том числе о военных приготовлениях в Турции.
К этой разведывательной информации командование и офицеры штаба эскадры отнеслись довольно спокойно: ну, мятеж, ну, и что особенного? Обычное явление: мало ли таких мятежей и военных переворотов было ранее в странах Средиземноморья, и сколько их еще будет в будущем? Тем более интересы нашей страны на Кипре с "высоты" и уровня командования и штаба эскадры не особенно просматривались. К тому же никаких особых указаний от главнокомандующего и Главного штаба ВМФ по переразвертыванию сил эскадры после информации разведки о мятеже на Кипре не последовало.
После утреннего доклада ОД А.П. Ушаков собрал на КП основных "флагманов" штаба эскадры. Понимая, что реагировать на события, происходящие на Кипре, нам все равно придется, штаб стал прибрасывать предложения по развертыванию сил, не ожидая, пока нам последуют приказания главнокомандующего и Главного штаба ВМФ (такие приказания будут уже вроде "пинков", с присказками типа, мол, "что вы спите и не реагируете на мятеж"?). Решили все корабли из центральной зоны театра и точки № 5 (Китира) перевести в точку № 15 (южнее восточной оконечности о.Крит) и частично пока в Саллум. Далее ТЩМ "контр-адмирал Першин" и ЭМ "Пламенный" получили распоряжения и проследовали соответственно: ТЩМ — в точку № 55 (восточнее о.Кипр), ЭМ — на линию дозора (юго-западнее о.Кипр). Задачи кораблей: разведка действий сил ВМС США и других стран НАТО, а также обстановки в зоне своих действий. В дальнейшем ТЩМ "Першин" с прибытием в точку № 55 был выдвинут на назначенную ему линию дозора северо-восточнее о.Кипр (оказалось, очень своевременно). Остальные корабли эскадры были оповещены по обстановке на театре, получили приказание свернуть планово-предупредительные ремонты (кто их проводил), перейти в назначенные новые места якорных стоянок и быть готовыми действовать по дальнейшим распоряжениям штаба эскадры. Кроме того, помнится, что для наблюдения за обстановкой и ведения по возможности разведки в район севернее Кипра были направлены курсировать два (или три?) вспомогательных судна эскадры ("имена" их не помню).
В то время на Средиземном море действовали наши старые "знакомые": авианосцы 6-го флота США "Форрестол", "Америка" (находился в ВМБ Рота в ожидании смены его прибывающим АВМ "Индепенденс") с кораблями охранения и АВВ "Инчхонь" с десантными кораблями (на них десант морской пехоты). Кроме того, в Мальту прибыл английский АВ "Гермес". Авианосцы пока вели себя спокойно и оставались в базах.
Далее действия кораблей эскадры происходили в следующей последовательности. Вышедшее 19 июля в 18.00 из порта Мерсин корабельное соединении турецких ВМС в количестве 30 вымпелов в составе ДЕСО (23 десантных корабля), отряда кораблей огневой поддержки (ОКОП) и охранения десанта (5 эсминцев и 2 фрегата) первым ночью (на рассвете) 20 июля обнаружил ТЩМ "Першин", развернутый в дозоре северо-восточнее о.Кипр. Командир тральщика капитан-лейтенант Малышев, как положено, сразу же доложил об обнаружении турецких кораблей в три адреса: ОД эскадры, ОД ВМФ и ОД ЧФ.
Здесь надо заметить, что, как позднее стало известно, выход этого турецкого корабельного соединения из Мерсина показывало вечером 19 июля английское телевидение (об этом см. выше). Но странно, почему-то наша разведка ВМФ или, извините, "прохлопала" это важное событие, или же где-то в командных инстанциях Минобороны или ВМФ не придали особого значения выходу турок в море, или просто решили подождать и посмотреть, что из этого последует дальше (19 июля — пятница!). Во всяком случае, на КП эскадры не поступило никакой информации о выходе такого сильного турецкого корабельного соединения в море.
Кроме того, на донесение командира ТЩМ "Першин" от ОД ВМФ, и тем более от командования и Главного штаба ВМФ, никакой реакции, приказаний и запросов утром 20 июля в наш адрес тоже не последовало (20 июля — суббота!). Так что пока разбирался с донесением командира тральщика только ОД эскадры наш флагманский связист капитан 1 ранга В.А. Попов, который приказал своим связистам немедленно установить с тральщиком прямую постоянную радиосвязь БПЧ ЗАС. После установления этой связи командир тральщика сразу же доложил, что наблюдает высадку морского десанта турок на побережье Кипра, в отдалении приземляются вертолеты с десантниками, корабли огневой поддержки ведут артиллерийский обстрел береговых позиций греков на острове.
Тральщик действовал в этом районе по 24 июля и, как у нас потом говорили, "пахал" за всю эскадру. Командир ТЩМ "Першин" наблюдал все высадки и действия турецких десантов, кораблей и авиации, о чем в своих донесениях подробно и толково докладывал ОД эскадры, ОД ВМФ и ОД ЧФ. Можно сказать, что этот корабль с его инициативным командиром стал единственным источником информации о действиях в эти дни турок для нас, да и для Главного штаба ВМФ. Тральщик приближался к береговой черте порою почти к границам тервод Кипра (6 миль).
Получив первый доклад о высадке турецкого десанта и уточнив в переговорах с командиром тральщика обстановку в районе и действия турок, В.А. Попов немедленно доложил командиру эскадры, вызвал на КП необходимых для дальнейшей работы офицеров штаба, отправил с литером срочности "воздух" телеграмму ОД ВМФ и ОД ЧФ, одновременно напомнив командиру тральщика, чтобы он тоже сделал соответствующее официальное донесение о высадке десанта в три адреса. Помню, как Володя Попов заскочил в мою каюту и с присущим ему в таких случаях возбуждением буквально завопил во всю свою мощную глотку: "Вставай! Турки высадили десант на Кипр! Есть для тебя работа!" — в общем, как говорят, "хватай мешки — вокзал отходит!".
На КП эскадры А.П. Ушаков совершенно спокойно, надо отдать ему должное, встретив все эти "новости", уточнил с офицерами штаба обстановку. После обсуждения различных вариантов приняты следующие решения:
КУГ в составе РКР "Грозный" и БПК "Красный Кавказ выдвинуть в район западнее о. Кипр" (командиром КУГ назначен командир 150-й отдельной бригады ракетных кораблей ЧФ капитан 1 ранга Н.И. Рябинский);
ЭМ "Напористый" и "Бывалый" оставить в точке № 15 для перехвата АВМ "Форрестол", когда он проследует в восточную зону Эгейского моря, и для усиления КУГ;
БПК "Красный Крым" оставить в Саллуме (точка № 12) с той же целью для перехвата АВМ "Индепенденс", если он появится; там же оставить СКР "Пантера";
СКР "Куница" и СДК "СДК-82" проследовать в точку № 55 (восточнее о.Кипр) для усиления возможностей разведки действий кораблей и авиации НАТО;
флагманский корабль эскадры ПБС "Котельников" во главе КПУГ в составе БПК "Адмирал Нахимов", "Адмирал Макаров" занять район маневрирования к югу от о.Кипр;
задачи ЭМ "Пламенный" и ТЩМ "Першин" оставить прежними;
посту МТО продумать порядок использования танкеров и подготовить распоряжения по заправкам кораблей, сориентировав капитанов по возможным районам действий танкеров.
Таким образом, Кипр оказался как бы окруженным нашими кораблями. В то же время были у нас и сомнения: нужно ли было столько кораблей "гнать" к этому острову из-за начинающихся боевых действий каких-то двух саттелитов по НАТО, Греции и Турции? Не слишком ли много им чести? Не рациональнее было бы направить в помощь ЭМ "Пламенному" и ТЩМ "Першину" всего лишь один — два корабля? Потом уже направлять силы туда, где в них выявится необходимость. А.П. Ушаков колебался, но в итоге все сошлись на таком выводе: обстановка неясная, может быть всякое — вдруг еще и срочно высаживаться нам на этот "экзотический" остров придется? Поэтому окончательно оставили вышеприведенный вариант решения.
Сразу же были подготовлены и переданы на корабли боевые распоряжения. Корабли по готовности снимались с якорей и начинали движение в заданные районы. Поскольку распоряжения в копии адресовались ОД ВМФ и ОД ЧФ, на связь с ЦКП ВМФ не выходим, — утро субботы, в Москве еще спят. Ожидаем, какая реакция последует от Главного штаба ВМФ.
После 11.00 на переговоры вышел заместитель начальника ОУ ГШ ВМФ контр-адмирал П.В. Корецкий и сообщил, что главнокомандующий и начальник Главного штаба ВМФ одобрили решение командира эскадры по развертыванию кораблей. Далее он передал: действовать по обстановке; задачи те же; что творится на Кипре и что далее предпримут турки и греки, не ясно; пока наше правительство не считает необходимым вмешиваться в этот внутринатовский конфликт; быть готовым помочь в эвакуации с Кипра наших дипломатических работников и других граждан, для этой цели из Одессы выходит теплоход "Башкирия". Поняли, что командование ВМФ не очень "встревожено" событиями не Кипре.
Мы тоже двинулись к Кипру: строй кильватера, головным мателотом ПБС "Котельников" под флагом командира эскадры, за ней БПК "Адмирал Нахимов", концевым — БПК "Адмирал Макаров". Как обычно на боевой службе в Средиземном море, в готовности № 1 дежурные средства ПВО кораблей. Вот такая обстановка сложилась на эскадре ко второй половине 20 июля.
Помнится, наша КПУГ во главе с флагманским кораблем эскадры подошла, кажется, к вечеру 21 июля, в район южнее Кипра, но никаких авианосцев не обнаружила. В районе находился только один старинный греческий эсминец (бывший английский, военных времен). Он поприветствовал нас, потом удивленно понаблюдал за нашими "маневрами" и вскоре скрылся в западном направлении.
Здесь нужно отметить такой эпизод в действиях ЭМ "Пламенный". Следуя на перехват АВ "Гермес" для слежения за ним, ЭМ "Пламенный" обнаружил в море и поднял на борт трех человек, державшихся за полузатонувшую шлюпку. Спасенные оказались турками-киприотами, бежавшими с острова от греческих национальных гвардейцев, перестрелявших, по словам турок, все население их поселка. Командир эскадры приказал командиру ЭМ "Пламенный" пересадить турок (их накормили и привели в порядок) на первый встреченный турецкий или другой иностранный корабль, что и было впоследствии выполнено.
А что делали в это время корабли и доблестный штаб эскадры? Нам оставалось только наблюдать и оценивать обстановку. Большая часть направленных к Кипру кораблей вечером 21 июля получила приказание следовать в район точки № 15, где одни корабли стали на якорь, а другие легли в дрейф в районе к югу от пролива Касос (всем кораблям мест на якорной стоянке нехватало) в ожидании развития дальнейших событий.
22 июля в наш район прибыл теплоход "Башкирия". Командиру эскадры поступило приказание начальника Главного штаба ВМФ обеспечить эвакуацию советских граждан с Кипра. Для решения этой задачи назначены БПК "Адмирал Нахимов" и СДК "СДК-82". Но оказалось, что наши граждане уже якобы эвакуированы англичанами и "попали на английский танкер "Олна" (я не помню, что так именно и происходило в действительности. — В.З.). В конечном итоге в течение суток выяснилось через советское посольство на Кипре и англичан, что наши граждане находятся на авиабазе Ларнака и будут доставлены в порт Лимасол (на юге Кипра). После этого утром 24 июля теплоход "Башкирия" вошел в порт, принял эвакуируемых, передал продовольствие, отправленные на теплоходе документы для посольства и вечером вышел в море. Переход теплохода "Башкирия" к порту, вход его в порт, прием эвакуируемых в течение всего дня и выход из порта охранял и прикрывал от возможных нападений турецкой авиации БПК "Адмирал Нахимов" своими средствами ПВО. Одновременно разведку района подходов к порту с моря вел СДК "СДК-82". К вечеру к БПК "Адмирал Нахимов" для усиления был направлен БПК "Адмирал Макаров". Оба корабля проконвоировали теплоход "Башкирия" до выхода его из опасных районов боевых действий кораблей и авиации воюющих сторон (до входа в пролив Карпатос). Далее теплоход проследовал в Одессу.
Собственно, на этом и закончились действия эскадры в период Кипрских событий 20-25 июля. Корабли разошлись в соответствии с планом штаба эскадры по переразвертыванию сил на якорные стоянки в точки № 5, 15 и в залив Саллум. На всякий случай СКР "Куница" некоторое время оставался в точке № 55 для разведки и выполнения каких-то возможных внезапно возникнувших задач в этом районе.
Фактическим разделением острова Кипр на территории двух государств, с зоной между ними функционирования администрации и войск ООН, собственно, и завершился разразившийся в июле 1974 года так называемый Кипрский кризис. В такой административной структуре остров Кипр находится по настоящее время. В последующие годы Анкара оказывала и оказывает сегодня всевозможную, в том числе военную помощь и поддержку, Федеративной Турецкой Республике Северного Кипра.
Для справки. В составе ВМФ в 1980-х годах находилось более 1600 боевых кораблей и 450 боевых катеров; на сегодняшний день, по данным открытой печати, в составе ВМФ осталось всего около 300 с лишним кораблей и катеров.
Сегодня, когда наш ВМФ постепенно после длительного "простоя", как говорится, немного "задышал" и начинает "плавать", эти разломанные тогда корабли очень бы пригодились. Ведь поскольку других, особенно кораблей 2 и 1 рангов, за последние 10-12 лет, увы, не построено, — нехватка кораблей в боевом составе флотов уже остро ощущается и в дальнейшем будет еще более обостряться. Но это я опять же высказал к слову, попутно с этим подвернувшимся от темы книги "ответвлением" по проблемам "консервации" кораблей. Вернемся, как говорили древние, "к нашим баранам".
Автор — капитан I ранга
1.0x