№46 (730) от 14 ноября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
БЕЗ ЛИЦЕДЕЙСТВА
Театру поэзии — 10 лет
Мощным поэтическим потоком врываются в русский театр двадцатого века Шекспир, Лопе де Вега, Бертольд Брехт, Владимир Маяковский. Этот водопад поэзии и пробил в конце восьмидесятых годов арбатский родник, из которого образовался уличный театр "Поэты Арбата". К тому моменту ведущие театры столицы "Современник", МХАТ и Таганка заболотились в застое и все их попытки вырваться за идеологические рамки грубо пресекались чиновниками от культуры.
Ефремов, требовавший сделать революцию в закостенелом МХАТе, напоролся на отчаянное сопротивление столпов советского театра, и в конце концов пошел на поводу, ставя пьесы вроде "Заседания парткома", в которых мысль заменяла идеологическая шелуха. Любимов, временно эмигрировав, уже никогда не смог подняться на вершину поэтического искусства, потеряв вожака Владимира Высоцкого. "Современник" за счет ума и таланта Галины Волчек еще некоторое время барахтался в тине, пытаясь отстаивать свои внешне новаторские принципы, чтобы идти в ногу со временем, но и тот скуклился и превратился в содружество талантливых актеров.
Некоторое время в лидеры вырвался Ленком, но и он в конце концов обуржуазился и, обласканный властями, стух. Сегодня Москва не сходит с ума, не толпится в очередях на зрелища-события, какими когда-то были постановки театра "Современник" и театра на Таганке? "Буйных много, мало вожаков". Многие актеры с претензиями на гениальность ринулись в режиссеры, забыв одну непреложную истину, что очень редко великий лицедей может стать великим режиссером. Полтора десятка каналов телевидения никак не могут заполнить интеллектуальный вакуум после крушения советского театра и кино. Москва сегодняшняя похожа на Москву НЭПманскую двадцатых, буржуазия бесится с жиру, в то время когда Поволжье голодает.
Вот тогда-то на выручку актерам и пришли поэты. Музыкальный театр поэзии на Петровских линиях" образовался десять лет назад из уличных театров "Поэтов Арбата", существовавших с конца восьмидесятых и собиравших на свои выступления толпы заинтересованных граждан и салона девяностых — "Бродячая собака".
Началось всё со спектакля "Летучий голландец", посвящённого акмеизму. Полутёмный зал, свечи, на стене портрет-житие Ахматовой. Серебряный век словно ожил в бывшем ДК Лаврентия Павловича Берии.
За десять лет также были поставлены — "Душа поэта", посвященная Цветаевой, "Наваждение" по Блоку, "Судьба поэта в России" — (Рубцов, Есенин), "Обэриуты" (Хармс, Введенский, Олейников). Большой интерес вызвали спектакли, посвященные Гиляровскому, Сент-Экзюпери, Высоцкому.
В театре нет лицедейства, поэты и барды в правильной дозировке чередуют стихи и песни. Слово выливается на зрителя сплошным потоком, подразумевается, что зритель эрудирован и сможет разобраться в нюансах постановки. Искусство прячется вдали. На сцене бьёт ключом жизнь.
Десять сезонов живёт театр, вливаются новые творческие силы — поэты, барды, чтецы, возникают новые ориентиры. Всё только начинается
Соб. Корр.
22 ноября в 19.00 Театр поэзии на Петровских линиях (м. "Охотный ряд", Петровские линии, д.1., напротив гостиницы "Будапешт", тел. 200-54-41) приглашает всех желающих на спектакль "Летучий голландец" (Гумилев, Ахматова); в программе — бенефис главного режиссёра театра Константина Гумирова.
Отдел культуры поздравляет неутомимого борца с несправедливостью, знатока и ценителя "вин культуры", Константина Леонидовича Гумирова с 70-летием. Здоровья, бодрости духа и творческого непокоя!
1.0x