№45 (729) от 7 ноября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
ПАМЯТИ ИГОРЯ МОИСЕЕВА
Ушел из жизни легендарный хореограф и единственный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца, народный артист СССР Игорь Александрович Моисеев. В начале этого года он отметил свой 101-й год рождения, а созданный им ансамбль — 70-летие со дня создания…
Он был балетмейстером планетарного масштаба. Ираклий Андроников назвал его "поэтом хореографии". Между тем в хореографию Моисеев попал случайно. Сын юриста из обедневшего дворянского рода и француженки-модистки в возрасте 14 лет был приведен отцом в студию бывшей балерины Большого театра Веры Масоловой исключительно для спасения от тлетворного влияния улицы. Благо, студия эта находилась недалеко от дома Моисеевых. Это был 1920-й год. По Арбату ходили голые девушки с транспарантами: "Долой стыд!" Было чего бояться…
Через два месяца балерина отправила своего воспитанника в хореографический техникум при Большом театре — учиться классическому танцу. По окончании техникума Моисеев — артист кордебалета, потом солист и в 24 года — балетмейстер. На прославленной сцене он поставил несколько полноценных спектаклей: "Саламбо", "Три толстяка", "Футболист", "Спартак". Нынешние либеральные критики считают эти постановки, особенно две последние, шедеврами авангарда и именно неприятием авангардного мышления объясняют уход Моисеева из Большого театра.
Уйдя из Большого, тридцатилетний Моисеев пришел к своему главному делу жизни: он создал ансамбль народного танца из 35 девчонок и мальчишек, взятых из художественной самодеятельности. Очевидно, атмосфера для возвышения народного искусства была столь благоприятной, что уже к февралю 1937 года Моисеев подготовил свою первую большую программу "Танцы народов СССР". С этого дня, 10 февраля 1937 года, начинается легендарная жизнь легендарного коллектива, получившего к своему первоначальному названию "Ансамбль народного танца" два очень важных и нужных эпитета: государственный и академический. Третий эпитет, "моисеевский", ему присвоила благодарная молва. А дальше была — по нарастающей — слава и ничего, кроме славы, невзирая на бедствия тоже планетарного масштаба.
Во время Великой Отечественной войны Игорь Александрович сумел не только сохранить свой ансамбль без государственной поддержки, но и внести полтора миллиона рублей в фонд обороны. Этот поступок не остался незамеченным со стороны Сталина: в 1943 году он разрешил Моисееву организовать школу народного танца для подготовки будущих солистов ансамбля. Каким, однако, благоприятным для культуры был 1943-й год! В.Я.Шебалин получает указание возобновить прерванные войной занятия в Московской консерватории, А.В.Свешникову разрешают открыть хоровое училище, подписывается приказ о создании Московской областной филармонии, И.А.Моисеев создает студию при своем ансамбле…
Сразу после Победы моисеевцы начинают выезжать с гастролями за рубеж. Первая поездка — в Финляндию, где еще хорошо помнят события 1939-40 годов. Финны сидят на концерте, демонстративно скрестив руки. Но вскоре не выдерживают натиска моисеевцев: руки сами заходятся в аплодисментах, переходящих в овацию. И так всегда и везде: безудержное ликование народов мира на концертах ансамбля Моисеева.
Что же он делал? В сущности, ничего особенного: собирал народные танцы, как собирают фольклор, и на основе классической техники превращал их в такой головокружительный спектакль, что итальянцы, к примеру, не узнавали свою родную тарантеллу, а испанцы — "Арагонскую хоту", но все дружно сходили с ума от восторга перед искусством советских артистов. Однако чего стоило Моисееву и моисеевцам это превращение — оставим за скобками. Говорят, Игорь Александрович на репетициях был тираном. Но это была особая тирания — тирания совершенства. Без нее невозможны были бы тот высочайший взлет и те непрерывные триумфы, которые сопровождали моисеевцев все 70 с лишним лет существования ансамбля.
Галина Тюрина
1.0x