Авторский блог Редакция Завтра 03:00 6 ноября 2007

ТЁПЛОЙ ТРАССЫ...

№45 (729) от 7 ноября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
ТЁПЛОЙ ТРАССЫ...


Говори о грядущей Победе,
свою жизнь, словно сердце храни,
о любви и во тьме, и на свете
Говори, говори, говори...
Говори, когда все под откосом,
когда некуда больше бежать,
задавайся великим вопросом,
для чего родила тебя Мать,
и зачем тебя помнят березы,
и зачем тебя смерть не берет,
и зачем в небе вешние грозы,
тебе дали ручной пулемет…
"Тёплой Трассы" — так желают друг другу автостопщики. Это все равно, что попутного ветра для моряка. Все мы — путешественники в этой жизни, и попутный ветер, счастливая дорога и теплая трасса необходимы. А соответственно, необходимы и те, кто пожелает.
Группа "Тёплая трасса" уже полтора десятилетия старается нести своим слушателям тот самый настрой, с которым только и можно идти куда-то вперед, путешествуя по незнакомым дорогам, выбирая, на каком повороте свернуть. А по путям нам всем приходится двигаться непростым. И горя на них предостаточно, но и красоты, и радости еще одного дня хватает. Об этом и поет "Тёплая Трасса". И каждый слушатель, пожалуй, выбирает для себя, то ли тяжёлая солёная слеза будет сегодня его ответом на творчество группы и потом придет облегчение, то ли безмятежная вера в будущее выльется на него со сцены или из динамиков магнитофона.
Для самой группы трасса из Барнаула до Москвы была не такой уж и теплой. Еще в 90-е группу знали в столице; "Тёплая трасса" приезжала играть квартирники и выступать на фестивалях. Сейчас коллектив наполовину в новом, наполовину в старом составе живет и творит в столице. В этом году отметили своё 16-летие. Дату эту музыканты считают очередным этапом, подтвердившим, что есть потенциал, есть публика, есть интерес к их творчеству.
Однажды французский журналист, попавший на концерт "ТТ", задался вопросом: "Если это панк, то должен быть протест. Вы против чего?" Он, очевидно, ждал привычный штамп — "против системы, против государства". Ответ "просто против зла", произнесенный сквозь кривоватую улыбку, поставил европейца в тупик. Против чего, во имя чего, как живёт и творит "Тёплая Трасса" поведал бессменный автор текстов группы Вадим МАКАШЕНЕЦ.

КОРРЕСПОНДЕНТ. Шестнадцатилетие для человека — это переходный возраст, в определенном смысле переломный момент. А для музыкального коллектива?..
Вадим МАКАШЕНЕЦ. Нет, эта дата не стала для нас переломной. Были у нас периоды, когда происходили некоторые изменения. Допустим, когда нам исполнилось 12 лет, мы поехали в Москву, потому что в Барнауле обозначился некий застой. Последние два-три года мы существуем в более стабильном состоянии — новые горизонты открываются, появляются новые идеи, но переломом это назвать нельзя. Эволюция скорее…
Корр. Вокруг "Теплой Трассы" в Барнауле был определенный круг людей, и это были не просто слушатели, а своеобразная субкультура, творческое сообщество… Как в Москве?
В.М.Всякая творческая единица привлекает к себе подобное. И если появляется возможность себя реализовать, то любому человеку, обладающему каким-то даром, естественно, этой возможностью надо пользоваться. В каждом есть талант, но не каждый может себя реализовать, потому что в этом мире жить, конечно, нелегко: он подавляет свободу. Но человек, живя с Богом, становится выше всяких условий, а в преодолении тягот как раз проявляются его индивидуальность, яркость души. Я не могу и не хочу говорить о себе в каких-то превосходных степенях, думаю, есть люди гораздо одареннее меня, но мне легче, потому что у нас есть коллектив, и мы, поддерживая друг друга, поневоле заставляем друг друга двигаться дальше, не стоять на месте, не уснуть под гнетом материи. Именно духом — духом гореть, жить и жить ради чего-то лучшего, ради нашей идеи, ради Русской идеи, которая существует реально и реально помогает нам в этой жизни. Ну и другим мы стараемся помогать, потому что музыкальная группа обладает потенциалом, который способствует реализации человека во многих планах культуры. Мы дружим с людьми, которые занимаются театром, с художниками, писателями, поэтами. Недавно мы познакомились с художником Сергеем Назаровым, который делает уникальные шоу — подобных ему всего несколько человек в мире — "песочные шоу". Прямо во время нашего концерта он работал с песком, со светом, рисовал такие необычные картинки. Это очень интересно дополнило наше выступление, а у него появился опыт работы с рок-группой.
Корр. Речь зашла о Русской идее. Сегодня это в некотором смысле расхожий термин, которым научились спекулировать все кому не лень. Что же это такое в понимании "Тёплой Трассы"?
В.М. Недавно ездили в Екатеринбург, выступали вместе с Романом Неумоевым. У него прозвучала новая песня, в которой есть такие слова: "Русская идея не умрёт". Убеждён, что это так.
Для меня "русскость" не заключается в чём-то узкоэтническом, для меня это определение духовности человека вообще. Русский и православный — это синонимы, и потому Русская идея — это христианская идея, идея достижения Царствия Божия, чаяния Царствия Божия, идея служения достижению Царствия Божия.
Здесь можно о Царе, конечно, сказать, потому что сейчас остро идёт дискуссия: будет ли Царь на Руси-матушке или нет. На этот вопрос я лично для себя ответа пока не нашел. Думаю, что пока не осознана роль нашего последнего Царя Николая в русской и мировой истории, в истории христианской церкви этот вопрос не будет решен. И Бог не даст нам царя, пока мы не покаемся в отступлении от нашего последнего Царя-батюшки, святого Николая II.
Русская Идея — это верность, верность старине, нашим предкам, нашим отцам и чаяние грядущего Царствия Божиего.
Корр. А насколько хорошо ложатся идеи, которые несёт "ТТ" своим слушателям, на умы и души молодого поколения?
В.М. Наверное, не стоит нам ориентироваться на широкую публику. Да и нет у нас такого стремления выступать в многотысячных залах. В этом есть известная опасность — опопсеть, продаться. Мы не получаем за наши выступления денег, на которые можно жить, потому все вынуждены работать где-то ещё. Но я лично для себя это воспринимаю как благодать. Я свободен в своем творчестве. Я делаю то, что хочу, вернее, то, что Бог мне велит, подсказывают моя совесть, моё сердце, а не то, что продиктовано условиями какого-то контракта. Конечно, условия не диктуются сейчас напрямую, но они формируются спросом массовой аудитории, которая, естественно, развращена всем этим шоу-бизнесом. А наши идеи для широкой публики часто оказываются невостребованными, неинтересными. Но зато те, кто нас любит, это люди, которые преданы по-настоящему, они живут с нами одной жизнью и дышат этим духом, насыщаются им, радуются.
А душу продать в наше время очень легко. Мне лично были предложения писать тексты на определённые темы, которые бы приносили просто доход. Мне сказали: "Мы ничего не ущемляем, пожалуйста, но…, но…, но…, но…, надо вот то-то, надо вот так… Публика сейчас башляет большие бабки вот на эту тему". Я не отказался, мне было интересно попробовать. Но попытался и убедился, что не лежит душа. Я не отвергаю никакие музыкальные стили, для меня нет рамок музыки, могу писать для любого музыканта или коллектива, но наши устремления должны быть направлены в одну сторону. А, коль этого не существует, и люди заинтересованы совсем в другом, то получится, как у лебедя, рака и щуки. Для меня очень важно и очень принципиально, чтобы было духовное единство, которое ни за какие деньги не купишь, и которое дается только по благодати Божьей. И потерять эту благодать страшнее ядерной войны. На самом деле, крест, который мы несём, не такой уж тяжелый, и глупо от него отказываться.
Корр. Немного поподробнее, что это за крест такой?
В.М. "Тёплая Трасса" — это не просто группа, это духовное понятие. Как Ромыч (Неумоев) сказал в интервью, которое мы после выступлений давали для телевидения Екатеринбургской епархии: "Можно сказать, рок-музыка явление адское". Слишком много соблазнов, бесов. Это огонь, который опаляет и губит души, люди реально умирают, погибают. И нужно быть здесь во сто крат осторожней, чем просто занимаясь чем-то отвлеченным, потому что здесь все гораздо серьезней — здесь проходит передовая, фронт… Так что наша "тёплая трасса", я надеюсь, кого-то спасает от геенского огня, выводит людей, которые доверяются нам и находят в нашем творчестве для себя точки опоры, открывают для себя какой-то смысл. Есть примеры, когда люди из нашей барнаульской тусовки становились служителями Церкви. Такие примеры не единичны, это очень радует и не может не поддерживать нас в нашей правоте. А музыкант в "ТТ" не просто музыкант, но нечто большее. Только так и можно жить в коллективе, когда человек является не только твоим коллегой по цеху, а твоим другом, твоим собратом во Христе. Тогда всё само собой получается. Когда это единство духовное существует, тогда коллектив будет держаться на плаву, плыть дальше и никогда не потонет.
Корр. Сейчас коллектив состоит из четырех собратьев — тебя, Леонида (Шао) Веремьянина, Константина (Ветерана) Кирьячкова и Алексея Раждаева. На горизонте появилась и сестра?
В.М. В группе девушки пели с самого начала. Их не искали специально, просто по жизни само собой люди, которые с нами общались, дружили, вовлекались в наше творчество, девушки в том числе. И в новом альбоме есть женские партии. Одна из песен уже записана, называется "Святыня, или горькое лето". Текст был написан несколько лет назад, Лёня написал музыку, но песня так и лежала в столе, нереализованная. Была задача найти подходящую кандидатуру для исполнения, и она нашлась. Это не первый подобный опыт, ну а насколько удачный, узнаем, когда выйдет новый альбом. Возможно, это будет не единственная женская песня на новом диске.
Корр. Есть ощущение, что за последнее время песни "Теплой Трассы" стали как-то светлее…
В.М.Да, светлее стали. Чем ближе мы к Богу, тем светлее становится и на душе и вокруг тебя. По началу я, веруя, не столь серьезно и ответственно относился к Церкви. Именно в Москве почувствовал потребность в настоящем воцерковлении. Я еще не воцерковленный человек, но уже понявший и прочувствовавший эту необходимость. Это дает мне силы и уверенность в завтрашнем дне, оправдывает наше пребывание здесь. Соответственно всё это отражается на текстах, на песнях. Несколько ушла какая-то наша безбашенность, которая поначалу даже диктовала отношение к творчеству, к рок-музыке. Мрака было больше, было ожидание чего-то страшного… Мы выросли в том мире музыки, который погубил, может быть, многие светлые души… Я говорю о Башлачеве, о Высоцком, в первую очередь. Надо делать правильные выводы из опыта людей, которые занимались подобным… Глупо, имея перед собой массу примеров, слепо идти по пути тех людей, за которых мы теперь молимся. Глупо умирать раньше отпущенного тебе Господом срока. Не подумайте, что я кого-то сужу, нет! Просто хочется больше радости. Давно уже всем надоел мрак, депрессия, эти бесконечные русские народные страдания. Хочется света, радости, счастья, покоя, любви, и жизни вечной, не абстрактно причем, а реально. Жизни вечной, которая дарована всем нам, и неблагодарно не принять дар, за который Христос страдал на Кресте.
Корр. То есть новый альбом будет добрым, светлым, радостным?
В.М. Ну, не совсем... Не могу сказать, что этот альбом будет каким-то особым "небесным и безгрешным" — мы живые люди. Я человек слабый, греховный, пишу о том, как живу, что вижу. Но я вижу свет и путь в том мраке, в котором живем. И мы как группа стараемся сделать так, чтобы люди, которые влекутся сердцем, вставали на этот путь. А тут уж каждый волен выбирать… Волен видеть и делать выводы — оставаться ли там, где он есть, или идти с нами, или идти своим путем, но идти к Богу.
Беседовала Александра Обломова
1.0x